Патриотизм и гражданственность как личностные качества характеризуются и обуславливаются возрастными изменениями, т.е. в различные периоды жизни человека они имеют разное содержание и значение для его личности. В связи с этим, процесс формирования гражданско-патриотических чувств необходимо начинать как можно раньше, а лучше всего в самом раннем возрасте, так как большинство нравственных качеств человека закладываются в детстве. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу о том, что наиболее благоприятным периодом для формирования гражданско-нравственных чувств и воспитания гражданско-патриотических качеств личности является младший школьный возраст. Именно в этот возрастной период ребёнок уже начинает осознавать жизненные ценности, любознателен, отзывчив, восприимчив, легко откликается на все инициативы, искренне сочувствует и сопереживает.
Младший школьный возраст также характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, в авторитет и важность слов педагога. В этом возрасте происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, возникают возрастные особенности, являющиеся основой для систематического и последовательного нравственного воспитания. Именно этот отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.
Важность и необходимость гражданско-патриотического воспитания именно в младшем школьном возрасте отражена и в Федеральном государственном стандарте начального общего образования [1]. Согласно которого портрет выпускника начальной школы, который включает в себя такие личностные характеристики, как:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Исходя из вышесказанного, младший школьный возраст – это наиболее подходящий возрастной период для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Поэтому учителю, организующему образовательный процесс в начальной школе, важно не упустить этот момент и вовлечь каждого ученика в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, но при этом также необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя – хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге – патриотизма.
Также необходимо отметить, что большие возможности для воспитания гражданственности и патриотизма в начальной школе создает организация различных видов внеурочной воспитывающей деятельности: социально-ориентационной, познавательной, трудовой, физкультурно-спортивной, художественной, ценностно-ориентировочной. Рассмотрим роль этих видов деятельности в воспитании гражданственности и патриотизма в младшем школьном возрасте более подробно.
Итак, в социально-ориентационной деятельности осуществляется ориентация детей на социальные ценности, тем самым мы воспитываем активную гражданскую позицию, гражданское самосознание, гражданские чувства. Данный вид деятельности позволяет учащимся знакомиться с жизнью своей страны, её историей, современным положением, государственным устройством, символикой. В этой деятельности начинается процесс формирования правовой культуры школьников, и дети не только знакомятся со своими правами, но и учатся уважать права других людей, правильно вести себя в обществе, взаимодействовать с ним [3].
В познавательной деятельности развивается патриотическое сознание детей – интеллектуальный компонент патриотизма. В ходе включения ребенка в данный вид деятельности происходит познание истории своей родины, её географического положения. Именно организация такой деятельности позволяет знакомить детей с персоналиями выдающихся людей: общественных деятелей, героев, писателей, художников, музыкантов, спортсменов и др., т.е. изучать духовное наследие своего народа.
Чаще всего реализация данного вида деятельности осуществляется во внеклассной работе во время экскурсий, в ходе проведения викторин, конкурсов, смотров знаний, турниров эрудитов, встреч с интересными людьми, познавательных игр. На наш взгляд, чем активнее дети в поиске необходимой информации, чем больше она затрагивает их интересы, тем большее влияние оказывает познавательная деятельность на развитие их патриотического сознания и самосознания.
В трудовой деятельности материализуется отношение детей к своей семье, школе, родному краю, Родине. Труд детей на пользу и радость окружающим людям ценен тем, что является бескорыстным. Поэтому необходимо продумывать не только виды детского труда, но и способы вовлечения в него всех учащихся, способы мотивации трудовой деятельности детей. Целесообразнее всего делать это за счёт вовлечения ребенка в домашние дела, дежурство по классу, заботу о младших, ветеранах и пр.
Художественная деятельность приобщает детей к культуре своего народа, его языку, обычаям, традициям, фольклору. Дети изучают песенную, музыкальную, танцевальную, народную культуру, культуру слова, изобразительную культуру. Кроме того, мы должны включать детей в практические занятия различными видами искусств: танец, пение, рисование, лепка, аппликация, драматизация. Это наиболее близкая детям деятельность, и именно в ней ребенок ярче всего проявляет себя. Психолого-педагогический анализ показал, что художественная деятельность как нельзя лучше отвечает возрастным особенностям младших школьников: их эмоциональности, образному восприятию мира, активности, непосредственности [2].
В настоящее время, в прочем, как и всегда, большое внимание уделяется физическому воспитанию подрастающего поколения. Современные школьники должны иметь хорошее здоровье, соответствующую физическую подготовку. Поэтому физическое воспитание, на наш взгляд, является составной частью содержания гражданско-патриотического воспитания и на практике реализуется в физкультурно-спортивной деятельности, целью которой является воспитание ценностного отношения к своему здоровью, телу, организму, здоровому образу жизни, желания и умения продлевать жизнь.
Следовательно, целенаправленно организуемая, хорошо продуманная внеурочная деятельность выступает одним из основных факторов в воспитании патриотизма и гражданственности благодаря тому, что в ходе активного взаимодействия с такими объектами, как природа, человек, семья, школа, народное искусство, родной край ребенок осваивает социальное окружение. Создав соответствующую воспитательную среду и включив ребенка в активную деятельность, необходимо помочь ему осознать, осмыслить гражданско-патриотические отношения, их содержание, формы проявления, значение.
Таким образом, истинный патриотизм предполагает формирование и развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством. Он формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся, ведь от того, насколько эффективна система воспитания у юных граждан нравственности и духовности будет зависеть, какими гражданами нашей страны, жителями нашего города они станут.
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(1-4 кл.) // https://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения 10.03.2018г).
Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. – М.: Просвещении, 2009.
Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования // Вестник образования. – 2009. - №10. – С. 85.