Проблемой исследования является как идеи мыследеятельностной педагогики проявляются в реализации межпредметных связей в обучении в рамках школьных предметов.
Проблема является нравственно-эстетической и сегодня как никогда актуальна. На данный момент с увеличением объема информации, который необходим усвоению в период обучения школьников, и в связи с незаменимостью подготовки всех учащихся к работе по самообразованию в особенности важно значение приобретения изучения роли межпредметных связей в усиление познавательной деятельности учащихся. Вероятно, нет необходимости доказывать большого значения межпредметных связей в процессе преподавания. Они благоприятно влияют лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, осознание о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-либо одной дисциплины.
Но, что же способствует активизации познавательной деятельности учащихся? Это, конечно ,роль мыследеятельностной педагогики, которая является одним из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования. В рамках нее разработана уникальная отечественная технология, позволяющая реально повышать качество образовательного процесса через работу со способностями учащегося. Именно работа со способностями определяет выход в содержание образования и открывает для педагога новые возможности в контакте с ребенком. Идея текста действительно звучит просто и даже банальна. Ведь формируя способности, педагог тем самым организует образовательное движение учащегося в разных полях предметного знания нефиктивным образом. С точки зрения дальнейшего горизонтов развития всего корпуса педагогического знания, здесь кроются совершенно новые резервы для его обновления и развития.
Вернемся к выделенной нашей проблеме, ведь именно она носит общечеловеческий характер. Поэтому, передовые педагоги разных эпох и стран считали необходимостью взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы в голове ученика, для создания общеизвестной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость суммирования познания и целостности познавательного процесса. К ним можно отнести следующее методическое положение: последовательность в содержании отдельных дисциплин, опора при изучении и закреплении материала на знания по другим предметам, развитие общих для разных предметов идей, сближение родственных предметов, формирование обобщенных познавательных умений.
Понятие межпредметных связей.
«Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.»-так дается определение на просторах интернета. Но как же понимают данное определение сами педагоги? Подумав над этим вопросом мы решили поинтересоваться мнения бывалых педагогов. И вот что они ответили: «Межпредметные связи – это всесторонний охват знаний в предметных областях.» Так ли это? Давайте разбираться.
Нынешное образование требует преодоления разобщенности учебных предметов. Основополагающую роль в этом течение следует отдать информатике. Каждому общенаучному предмету свойственно свое особое сочетание формализованных и неформализованных методов моделирования явлений, ход доказательства и объяснения, и лишь информатика легко проходит межпредметные границы, обогащает все области научного познания.
Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций:
– Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их участием учитель создаёт такие качества знаний учащихся, как упорядоченность, значимость, осмысление, ловкость. Межпредметные связи представляются как средство развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.
– Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии общесистемного и творческого мышления учащихся, в организации их познавательной активности, самостоятельности и интереса к изучению компьютерных и информационных технологий.
– Воспитывающая функция межпредметных связей проявлена в их продвижении всем направлениям воспитания школьников в обучении информатики, учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует интегративный подход к воспитанию.
– Конструктивная функция межпредметных связей заключается в том, что с их помощью учитель информатики модернизирует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.
Рассмотрим реализацию межпредметных связей на уроках информатики. Действительно, проблему выделения межпредметных связей информатики: очень серьезна и затрагивает каждого кто находится в сфере образования, и не только, поэтому её с другими школьными дисциплинами можно рассматривать по-разному. Для изучения общетеоретических основ информатики целесообразно определенные знания из других учебных предметов. Например, изучение сгруппированной информации по способу восприятия строится на знании учащихся органов чувств человека. Не мало-важно рассматривать компьютерные вирусы и способы защиты от них, которые в последствии можно провести параллель с биологическими вирусами , для того чтобы формировать сходства и отличия между ними. Основные информационные процессы обладают богатыми возможностями, которые выполняются в технических системах: хранение, обработка, передача информации рационально рассматривать в соответствии с информационными процессами в биологических системах, а функциональные устройства компьютера, выполняющие информационные функции параллель с человеком.
Информатика может быть объединяющей почти со всеми предметами, которые изучаются в школе. С этим нельзя не согласиться, доказательство этому выше приведенные примеры.
Мы разделяем мнение о всеохватывающей возможности такого предмета как информатика. Действительно, оказалось, что больше всего для межпредметных связей подходят информатика, математика, биология и химия, история и обществознание, русский язык и литература, физика:
· Компьютерные презентации как улучшение форм подачи материала в любом предмете, ведь они комбинируют возможности аудио, визуального и текстового представления. Умение учащегося составлять план и хронометраж публичного выступления.
Решение математических задач с помощью численных методов в языке программирования и табличном процессоре. Переборные алгоритмы как элемент комбинаторики.
Улучшение орфографических и речевых навыков при работе в текстовом процессоре.
Телекоммуникационные ресурсы как инструмент изучения иностранных языков.
Редактор формул как элемент закрепления наиболее трудных для учащихся формул математики, химии, физики.
Моделирование различных процессов с помощью табличного процессора и языка программирования.
Базы данных как средство поддержки изучения экономики и географии.
При изучении темы «Графический редактор» учащиеся должны создавать и редактировать изображения в расчете на субъективное восприятие зрителя. А теперь наоборот, как осуществляется взаимосвязь других учебных предметов и информатики:
Математические методы при решении задач информатики;
Физика – представление о кодировании сигналов;
Физика, математика – системы координат, проекции, векторы и их применение в компьютерной графике;
Физика – физические принципы работы устройств персонального компьютера;
Биология - генетические и муравьиные алгоритмы в программировании;
История – возникновение и развитие устройств и способов обработки информации;
ИЗО – цветовые модели в компьютерной графике;
Английский язык – понимание синтаксиса языков программирования, овладение компьютерной терминологией, свободный доступ к широкому спектру литературы.
Одной из важных форм укрепления интереса учащихся к информатике является правильная мотивация в обучении. Мотивационный компонент должен в разнообразной форме присутствовать на протяжении всего времени обучения информатике при решении различных задач, в том числе и прикладных, этим и занимается мыследеятельностная педагогика.
Среди методов реализации межпредметной интеграции выделяют: метод проблемного обучения; реализацию принципа практической направленности; моделирование; использование проектных технологий; вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность.
Рассмотрим технологию создания проблемных ситуаций. Выделяют несколько этапов:
1. Постановкой задач;
2. Выделением существенных признаков предметов и явлений;
3. Установлением сходства и различия предметов, явлений по определенным признакам;
4. Выдвижением учащимися обоснованных путей решения
Реализация принципа практической направленности предполагает использование конкретных навыков для решения учебных и производственных задач. Например: При изучении темы «Графический редактор» учащиеся должны создавать и редактировать изображения в расчете на субъективное восприятие зрителя; улучшение орфографических и речевых навыков при работе в текстовом процессоре.
Знания основ информатики не только способствуют развитию познавательного мышления, но и закладывают основы успешного овладения всем курсом информатики, способствуют развитию алгоритмического мышления, помогают в овладении любыми знаниями.
Использование межпредметных связей:
1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
2) даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
3) формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
4) повышает качество знаний учащихся;
5) повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-математического цикла;
6) формирует у учащихся общие понятия физики, математики, информатики; обобщённые умения и навыки: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования,— которые вырабатываются согласованно;
7) формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
8) позволяет использовать авторские компьютерные программы учащихся (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе;
9) расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса физики, математики, информатики на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;
10) приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
Практическая значимость темы заключается в том, чтобы реализовать межпредметные связи информатики с другими учебными предметами в форме задач метапредметного характера, что позволит обучающимся не только овладеть знаниями и умениями в тех областях, к которым у них есть интерес и склонности, а также научит обучающихся самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться в современном обществе, быть востребованными и успешными.
Планирование курса информатики средствами межпредметных связей с учётом профильных предметов, помогает развивать у обучающихся способность к деятельности в той сфере, которая им наиболее близка, мотивируя на творческую и познавательную деятельность, тем самым повышая качество знаний как по предмету информатика, так и по предметам профессионального цикла. Информатика и ИКТ используется как метапредмет, некая надпредметная оболочка, способствующая более глубокому развитию межпредметных связей учебных дисциплин в техникуме.
Список использованной литературы.
Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе / Т.Г. Браже // Литература в школе. - 2004. - № 5. - С. 150-154.
Иванова М.А. Межпредметные связи на уроках информатики / М.А. Иванова, И.Л. Карева // Информатика и образование. – 2005. - №5. – С. 17-20.
Межпредметные связи (информатика – математика) http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4949/Itemid,343