- поиск путей возрождения в российском обществе чувства истинного патриотизма как духовно-нравственной и социальной ценности. Чувство патриотизма немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом;
- формирования культуры межнационального общения, так как Российская Федерация – это страна, в которой живут разные народы, народности, этнические и религиозные группы. Многие десятилетия воспитание основывалось на идее сближения, слияния наций и создания безнациональной общности, тогда как современное российское общество живет в условиях особо повышенной социальной тревожности, перенося любые столкновения в жизни на межнациональные отношения;
- важность и приоритетность семейного воспитания.Масштабный кризис, охвативший нашу страну, негативно отразился на материальном и нравственном здоровье семьи как института естественной биологической и социальной защиты ребенка и обнажил множество социальных проблем.
Решить вышеуказанные проблемы способна только целенаправленно организованная система воспитательной работы. И, чем раньше начнётся решение этих проблем, тем успешнее будет этот процесс, так как именно от воспитания зависит судьба подрастающего поколения и нации в целом. Следовательно, необходимость и важность организации воспитательного процесса в условиях образовательного учреждения не вызывает никаких сомнений. А, проще и легче организовать эту работу через систему внеурочной деятельности.
Важность и необходимость внеурочной деятельности отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Согласно нового образовательного стандарта [1], внеурочная деятельность в начальной школе должна быть направлена на:
- личностное развитие школьника, т.е. способствовать воспитанию физически здорового, интеллектуально развитого, культурного, духовного, социально адаптированного поколения;
- воплощение, прописанного в стандарте портрета выпускника начальной школы, который включает в себя такие личностные характеристики, как любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир и т.д.;
- достижение учащимися начальной школы личностных результатов, что требует разработки таких программ внеурочной деятельности, которые способствовали бы достижению конкретного личностного результата.
В настоящее время можно отметить разнообразие форм внеурочной воспитательной работы. Нередко основы их содержания и методики заимствуются из популярных игр и телевизионных передач (КВН, «Аукцион», «Что? Где? Когда?» и т.п.). Однако, одной из главных форм внеклассной работы, был и остаётся классный час, под которым понимается форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы к окружающемумиру [3].
В современных условиях классный час постепенно утрачивает признаки коллективно-воспитательного мероприятия. В его ходе решаются не только проблемы жизнедеятельности классного коллектива, но и проводятся мероприятия по основным направлениям воспитания, которые дают одну из немногих возможностей для общения школьников и обращения их к учителю вне урока. Классный час может удовлетворить потребность в общении между младшими школьниками и учителем [2], в тоже время современный классный час обладает следующими характерными особенностями:
во-первых, это форма внеурочной воспитательной деятельности, и в отличие от урока ему не должны быть присущи академизм и поучающий тип педагогического взаимодействия;
во-вторых, это форма фронтальной (массовой) воспитательной работы с детьми, но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной деятельности;
в-третьих, это гибкая по составу и структуре форма воспитательного взаимодействия, однако это не означает, что все педагогические контакты классного руководителя с коллективом учащихся класса можно считать классными часами;
в-четвертых, это форма общения классного руководителя и воспитанников, приоритетную роль в организации, которой играет педагог. Эту форму воспитательной работы называют часом классного руководителя.
Обладая только ему присущими характерными особенностями, классный час в начальной школе реализует и ряд функций, к которым, по мнению Н.Е. Щурковой [3], можно отнести следующие:
просветительская заключается в том, что классный час расширяет круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражение в учебных программах;
ориентирующая заключается в формировании у учащихся определённых отношений к объектам окружающей действительности, в выработке у них определённой иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция даёт возможность знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценить его. И это функция – основная, неразрывно связанная с просветительской;
направляющая функция классного часа помогает переводить разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. «Ознакомление» и «оценивание» мира должно завершаться «взаимодействием» с ним. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определённая направленность, то эффективность его воздействия существенно снижается, а знания не переходят в убеждения;
формирующая функция связана с реализацией вышеуказанных функций и заключается в формировании у школьников привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя, в выработке умений вести групповой диалог, аргументировано отстаивать своё мнение.
Рассмотрев особенности и основные функции современного классного часа в начальной школе, хотелось бы остановиться не на традиционном классном часе, о котором уже много сказано в педагогической науке, а на личностно-ориентированном.
Итак, личностно-ориентированный классный час – это, прежде всего, подход к каждому ученику, позволяющий поддерживать процессы самопознания личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности. Говоря о таком классном часе, мы сразу же подразумеваем формирование у учащихся начальной школы таких черт личности, как: индивидуальность, самовыражение, субъектность и самостоятельность выбора.
Личностно-ориентированный классный час, основной целью ставит – развитие индивидуальности ребенка и уникальности образа его жизнедеятельности. Он организуется совместно с учащимися, т.е. дети сами выбирают или предлагают тему классного часа и включает в себя материал, необходимый для самореализации и самоутверждения.
Организуя такой классный час учитель делает акцент на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, т.е. педагог создаёт ситуацию выбора и успеха. А, подводя итоги в конце, учитывает обогащение жизненного опыта ребенка, развитие его творческих способностей, активность участия, т.е. педагог старается сделать все для того, чтобы готовящееся дело было полезным и интересным для каждого ученика. Критериями эффективности личностно-ориентированного классного час являются:
- личная значимость для учащихся;
- благоприятный психологический климат;
- возможность для проявления и развития индивидуальных способностей школьников;
- обогащённость жизненного опыта;
- духовно-нравственная ценность;
- вовлечённость учащихся в подготовку и проведение классного часа.
Следовательно, организуя воспитательную работу в системе начального образования, педагог должен быть сориентирован на формирование личностных качеств учащего младшего школьного возраста, раскрытие его индивидуальности, своеобразия, творческого потенциала и способностей. Именно такой подход и реализация личностно-ориентированных классных часов поможет решить вышеуказанные проблемы современного воспитания.
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(1-4 кл.) // https://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения 10.03.2018г).
Чиглинцева Л.Н. Классный час – эффективная форма воспитания классного коллектива в системе воспитательной работы школы./ Л.Н. Чиглинцева. – Нижневартовск: 2008. – 72с.
Щуркова Н.Е., Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания: Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе. / Н.Е.Щуркова, Е.П.Павлова. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 160с.