ИР определяются как знания, накопленные в обществе, подготовленные для использования в разных областях человеческой жизнедеятельности.
Информационные технологии выступают основным средством разработки и использования информационных ресурсов общества. Отличительной особенностью информационных технологий заключается в том, что для полноценного функционирования им необходимы информационные ресурсы. Обычно эти ресурсы в виде баз данных заранее вводятся в память информационной системы [1].
Разработка и внедрение автоматизированных информационных систем, а также новейших информационных технологий обусловили появление следующих электронных ИР: баз данных, электронных изданий, мультимедиа, гипертекстовых систем.
Выделяют следующие формы и виды ИР: активная форма, пассивная форма.
К пассивной форме ИР относят: книги, журнальные статьи, патенты, банки данных и т.д. К ним могут также относиться и знания, привязанные к конкретным предметным областям: выборки, извлечения данных и т.п. Активные формы - это модель, алгоритм, проект, программа и база знаний [3].
Государственные ИР обеспечивают: выполнение задач государственного управления; обеспечения прав и безопасности граждан; поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д. [6].
Государственная политика России в области развития современных информационных технологий в последнее время получает все более конкретные очертание. Примером этому является успешное внедрение федерального целевого проекта «Электронная Россия» в 2002-2010гг, определяющей основные направления информационной политики России. Общий объем финансирования проекта на 2002-2010 годы составил 26964 млн. руб. [6].
Ряд федеральных органов управления можно назвать исключительно «информационными», поскольку их главной задачей или, по крайней мере, одной из главных задач является формирование государственных ИР. В число этих органов входят: Министерство культуры РФ, Государственный комитет РФ по статистике, Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, и другие [6].
Анализ отраслевых законов показывает, что в них часто отсутствует четкость в определении различных видов ИР, в распределении ответственности Министерств и ведомств субъектов РФ и органов местного самоуправления за формирование тех или иных ИР, а также в установлении порядка ведения ресурсов и их использования [5].
Система государственных статистических ИР способствует совершенствованию экономического управления, обеспечивает возможность оперативного доступа к информационным базам данных, необходимым для анализа и прогнозирования развития рыночной экономики. Особая значимость ИР подтверждается Доктриной информационной безопасности РФ, содержащей следующие основные требования по обеспечению национальных интересов:
обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина свободно искать, получать информацию любым законным способом;
совершенствование системы формирования, сохранения и рационального использования ИР, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала РФ;
развитие отечественной индустрии информационных услуг;
повышение эффективности использования государственных ИР [4].
В 2014 году Правительство РФ утвердило план мероприятий по постепенному введению электронного документооборота, среди прочего, данные мероприятия были направлены на расширение использования информационных технологий при взаимодействии государства с предпринимателями. Ответственными за разработку актов были назначены Минкомсвязь и Минэкономразвития.
Одним из самых востребованных в России СЭД является система «Дело». Система электронного документооборота «ДЕЛО»- это промышленное решение, обеспечивающее автоматизацию процессов делопроизводства, а также ведение полностью электронного документооборота организации.
АСЭДД «ДЕЛО» позволяет: упорядочить процессы документооборота; перейти к единой схеме работы с документами; сократить сроки регистрации и прохождения документов; обеспечить надлежащий контроль исполнения документов.
Реализация взаимодействия информационных систем государственных организаций и ведомств осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденное постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №313.
Внедрение ЕСЭД «Дело» в Министерство образования и науки РД позволило улучшить время реагирования на поручения вышестоящих органов, так как ЕСЭД «Дело» - это система реального времени. Система реального времени (СРВ) - это система, которая должна реагировать на события во внешней по отношению к системе среде или воздействовать на среду в рамках требуемых временных ограничений.
Внедрение ЕСЭД «Дело» позволило уменьшить время на обработку писем и поручений как внутренних, так и поступающих из внешней среды. Также планируется провести интеграцию защищенной сети между подведомственными учреждениями и Министерством образования и науки РД и центром обработки данных (ЦОД ЕСЭД), расположенном в Министерстве экономики РД.
По данным затрат на ИКТ за период с 2011 по 2015 гг. в Министерстве образования и науки РД нами были рассчитаны показатели темпов роста (цепные) этих затрат и представлены в таблице 1.
Таблица 1
Темпы роста (цепные) показателей затрат на ИКТ в Министерстве образования и науки РД с 2012 по 2015 гг., в %.
Наименование показателя |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Затраты на информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - всего |
128 |
100 |
145 |
111 |
в том числе: на приобретение вычислительной техники и оргтехники |
127 |
98 |
140 |
96 |
на приобретение ПО |
100 |
113 |
104 |
101 |
на оплату услуг электросвязи |
262 |
94 |
248 |
168 |
на оплату услуг сторонних организаций и специалистов, связанных с ИКТ |
100 |
97 |
93 |
100 |
прочие затраты на ИКТ |
118 |
110 |
132 |
100 |
Рассчитанный нами по данным Министерства образования и науки РД удельный вес показателей затрат на ИКТ с 2011 по 2015 гг. в данном ведомстве представлен в таблице 2.
Таблица 2
Удельный вес показателей затрат на ИКТ за период с 2011 по 2015 гг. в Министерстве образования и науки РД.
Наименование показателя |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Затраты на информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в том числе: |
|||||
на приобретение вычислительной техники и оргтехники |
69,9 |
69,1 |
67,7 |
65,4 |
56,8 |
на приобретение ПО |
19,7 |
15,4 |
17,5 |
12,6 |
11,6 |
на оплату услуг электросвязи |
5,9 |
12,0 |
11,4 |
19,5 |
29,5 |
на оплату услуг сторонних организаций и специалистов, связанных с ИКТ |
3,5 |
2,7 |
2,6 |
1,7 |
1,5 |
прочие затраты на ИКТ |
1,0 |
0,9 |
1,0 |
0,9 |
0,8 |
Доля показателей затрат на ИКТ в 2011 гг. в Министерстве образования и науки РД представлена на рисунке 1.
Рис.1 Доля показателей затрат на ИКТ в 2011 гг.
в Министерстве образования и науки РД.
На рисунке 2 представлена доля показателей затрат на ИКТ в 2015 гг. в Министерстве образования и науки РД.
Рис.2 Доля показателей затрат на ИКТ в 2015 гг.
в Министерстве образования и науки РД.
План по развитию информационных ресурсов в Министерстве образования и науки Республики Дагестан предполагает внедрение автоматизированной информационной системы «Контингент», переход на электронную обработку ИПРА, а также расширение системы электронного документооборота «ДЕЛО».
В 2016 запланирована реализация автоматизированной информационной системы «Контингент». АИС «Контингент» - региональный сегмент единой информационной системы учёта, мониторинга и контингента обучающихся в образовательных организациях Российской Федерации. Назначение системы - формирование единого банка данных об образовательных достижениях и миграции обучающихся образовательных организаций на территории региона.
Список литературы:Бастриков М.В. Информационные технологии управления: Учебное пособие / М.В. Бастриков, О.П.Пономарев; Институт «КВШУ». - Калининград: Изд-во Института «КВШУ», 2010.
Макаровой Н.В. Информатика: Учебник / Под ред. проф. Н.В. Макаровой - М.: Финансы и статистика - 2010. - 768 с. www.stu.ru/inform/
Мирошниченко И.И. Мировые информационные ресурсы: Учебное пособие /РГЭУ. - Ростов н/Д., 2008. - 31с.
Олейник О.С. Развитие и использование государственных статистических информационных ресурсов. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: www.cyberleninka.ru/article/n/razvitie-i-ispolzovanie-gosudarstvennyh-statisticheskih-informatsionnyh-resursov
Симонян Д.Ф. Основные проблемы и направления информатизации муниципального управления– [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-i-napravleniya-informatizatsii-munitsipalnogo-upravleniya
Солдаткин А.Е. Государственные информационные ресурсы Интернет. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.garweb.ru/misc/art/20010924/ p1.htm