Прежде чем раскрыть понятие информатизация образования следует понять что подразумевается под информатизацией и информационными технологиями в общем.
Информатизация общества - это глобальный процесс, особенный в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, обработка, хранение, накопление, передача и использование информации, которые осуществляются на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники и прочих разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.
Под информационным обществом понимается - общество, уровень которого определяется количеством а так же качеством накопленной информации и её доступностью. Термин возник в конце 60-х гг. . Именно тогда человечество осознало наличие так называемого « информационного взрыва». Информация, которая на тот момент циркулировала в обществе, стала стремительно расти в размерах. Появились сомнения в том, что человек сможет справиться с таким объемом информации. Соответственно, появилась нужда в специальных средствах обработки, хранения и использования информации, которые получили свое название информационных технологий.
Информационная технология — часть научной области информатики, которая представляет собой совокупность способов, средств, методов сбора, хранения, использования и передачи информации для получения определенных результатов.
Рассмотрев понятия информатизации общества, информационного общества и информационных технологий можно раскрыть понятие информатизации образования. Информатизация образования подразумевает процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств информационно- коммуникационных технологий, которые ориентированы на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.
Информатизация образования ставит перед собой глобальную цель, которая заключается в радикальном повышении эффективности качества образования. Она является многофакторной, и включает в себя ряд подцелей:
1. Подготовка обучаемых к эффективному и полноценному участию во всех сферах жизнедеятельности в условиях информационного общества;
2. Повышение качества образования;
3. Увеличение степени доступности образования;
Российские образовательные учреждения столкнулись с рядом проблем неэффективного использования информационного-коммуникационных технологий. В частности это проблемы:
1. Недостаточной оснащенностью большинства образовательных учреждений компьютерной техникой и периферийным оборудованием;
2. Недостаточной развитостью сетевой инфраструктуры образовательных учреждений;
3. Слабой готовностью руководителей и педагогов образовательных учреждений к использованию информационно — коммуникационных технологий;
4. Отсутствием специалистов для технической поддержки;
5. Дефицит методического обеспечения процесса использования информационных технологий;
6. Отсутствие мотивации у работников администрации образовательных учреждений и так же у учителей к внедрения информационно — коммуникационных технологий в педагогическую и внеурочную деятельность;
7. Плохое владение современными педагогическими методиками.
Современные информационно- коммуникационные технологии являются основной процесса информатизации общества. Этот процесс предполагает:
1. Улучшение качества обучения путем полного использования доступной информации;
2. Повышение эффективности учебного процесса;
3. Разработку перспективных методов, технологий и средств обучения с ориентацией на развивающее и опережающее образование;
4. Достижение необходимого уровня профессионализма в овладении средствами информатики и ВТ:
5. Интеграцию различных видов деятельности в единой методологии, которая основана на применение информационно — коммуникационных технологий;
6. Повышение профессиональной компетентности будущих специалистов различных отраслей.
Процесс информатизации общества имеет ряд этапов. Обобщенно существует три этапа.
Первый этап информатизации общества относится к концу 50-х — началу 60 — х годов. Данный этап характеризовался широким внедрением электронных средств и вычислительной техники в процесс подготовки студентов технических специальностей. Немного позже (конец 60-х) ИКТ использовались и при подготовки студентов гуманитарных специальностей. Данный этап предполагал обучение основам программирования и алгоритмизации, математического моделирования а так же элементам алгебры логики.
Второй этап относится к середине 70 — х. Годов. Связан он с появлением более мощных компьютеров а так же программного обеспечения, которые имело дружественный интерфейс. Характеризуется данный этап прежде всего использованием диалогового взаимодействия человека с компьютером.
Третий этап — современный. Данный этап характеризуется использованием мощных ПК, быстродействующих накопителей большой емкости, мультимедиа — технологий и виртуальной реальности, новых информационных и телекоммуникационных технологий а так же философским осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий.
Сегодня в процессе информатизации обучения проявляются определенные тенденции, а именно:
1) формирование системы непрерывного образования как универсальной формы деятельности, направленной на постоянное развитие личности в течение всей жизни;
2) создание единого информационного образовательного пространства;
3) активное внедрение новых средств и методов обучения, ориентированных на использование информационных технологий;
4) синтез средств и методов традиционного и компьютерного образования;
5) создание системы опережающего образования.
Информатизация образования является необходимым условием для решения важнейших проблем системы образования - его фундаментализации, повышения доступности для широких масс населения, придания образованию опережающего характера с целью своевременной подготовки людей к условиям жизни и деятельности в новой информационной среде обитания. Поэтому информатизация образования должна рассматриваться сегодня как стратегически важное направление его развития.
Список использованной литературы :
1. «Программа информатизации школы»
https://edu.tatar.ru/aviastroit/page2197.htm/page372851.htm
2. «Вестник РУДН, Информатизация образования, №4 (2013)»
http://www.rudn.ru/?pagec=4910
3. «Информатизация образовательного процесса»
http://76310s010.edusite.ru/p13aa1.html
4. «Аспекты информатизации образования»
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=516606
5. "Особенности информатизации обучения в современной школе"
http://schooltutor.ru/nauchnaya-rabota/referaty/50-referat-po-pedagogike-osobennosti-informatizatsii-obucheniya-v-sovremennoj-shkole.html