CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Аветисян К.А. 1
1УЛГПУ им.И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
При работе с детьми с ограниченными возможностями необходимо учитывать физическое развитие и биологический возраст ребенка, условия развития, различные патологии, а также характеристики эмоционально-волевой сферы. Специфика социальной ситуации развития детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в негативном влиянии на личность ребенка психотравмирующей ситуации, связанной с физической беспомощностью, изолированностью. У детей-инвалидов в силу их ограниченных возможностей существует социальная дезадаптация, а потому им показана работа в реабилитационных центрах по социокультурной и социально-психологической реабилитации и коррекции.

Социокультурная реабилитация инвалидов – комплекс мероприятий, направленных на восстановление культурного статуса инвалида как личности: возвращение психологических механизмов, способствующих внутреннему росту, развитию, адаптации инвалидов.

Социально-психологическая помощь – это воздействие на психическую сферу инвалида, направленное на развитие и коррекция индивидуально психологических особенностей личности. Она устраняет нежелательные установки, повышенную возбудимость, импульсивность, неуверенность в своих силах, тревожность и страх [3, с. 36].

Принципы психологической коррекции и работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья:

• системность, учет в коррекционной работе различных аспектов психического функционирования ребенка;

• опора на ведущую деятельность ребенка (разработка конкретной коррекционной программы с учетом вида деятельности, преобладающей на данном этапе развития) • Опора на сохранные звенья психики ребенка;

• учет запроса родителей при разработке коррекционной программы, а также учет временного периода нахождения ребенка в реабилитационном центре;

• постепенное увеличение нагрузки с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, а также учет его физического состояния и здоровья [4,с.26].

Психологическая работа с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья состоит из нескольких этапов:

1. Диагностический этап. Включает в себя предварительную беседу с родителем (или другим, замещающим его лицом). Беседа позволит решить несколько задач: не только собрать нужную информацию об особенностях развития и здоровья ребенка, его характере, проблемах при общении со сверстниками, но и помочь в их решении. Именно на основе запроса родителей чаще всего идет постановка задач как диагностического, так и коррекционного этапов.

2. Коррекционный этап. При разработке коррекционной или развивающей программы идет опора на запрос со стороны родителя и/или ребенка, а также на данные, полученные в ходе диагностического этапа. В реабилитации происходит коррекция не одной изолированной функции, а комплексная работа с ребенком как с целостной личностью. Тем не менее, условно, коррекционную работу можно подразделить на два направления: реабилитация когнитивных и эмоциональных нарушений. При работе с когнитивной сферой ребенка осуществляется коррекция или развитие речи, мышления, памяти, внимания. Наиболее актуальна реабилитация функций когнитивной сферы для гиперактивных детей, детей с задержкой психического развития [1,с.78].

Тем не менее, гораздо более востребованной является работа с эмоциональным состоянием ребенка. Негативное влияние на эмоциональное состояние ребенка-инвалида оказывает длительная психотравмирующая ситуация, связанная с необходимостью проходить огромное количество медицинских процедур, которые очень болезненные для ребенка. Дети с ограниченными возможностями здоровья лишены полноценного общения со сверстниками, ограничены в возможности активно двигаться, многие не могут посещать школу, развивающие занятия. Перечисленные особенности могут являться фактором, предрасполагающим ребенка к эмоциональному неблагополучию, а именно, возникновению раздражительности, тревожности, негативизма.

Для решения перечисленных задач используются всевозможные методы работы, доступные в реабилитационных центрах: сказкотерапия, музыкотерапия или арт-терапия. Для детей младшего возраста незаменимой является игротерапия, то есть проведение реабилитации различных эмоциональных и поведенческих расстройств, когда используются игрушки, пирамидки, мозаики.

В рамках групповых занятий применяют метод арт-терапии, который может быть использован в домашних условиях. Именно искусство, в различном его проявлении, помогает особенным детям преодолеть чувство обособленности и понять, что ребенок принадлежит не только к закрытому обществу инвалидов, но и к обществу в целом.

Формирующийся в процессе творческой деятельности опыт, осознание своих возможностей, развитие новых умений позволяет воспитанникам более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяет диапазон их социального и профессионального выбора.

Наиболее распространенной и успешной формой интеграции инвалидов в общество являются клубы общения по интересам, которые имеют огромное значение в преодолении одиночества. Организованные клубы способствуют расширению круга общения ребенка, что не может не сказаться положительным образом на психологическом здоровье ребенка – снимают чувство тревоги, заброшенности [2, с. 45].

Социально-психологическая помощь проходит в рамках групповой работы с детьми, основными задачами которой является создание помощи для членов групп, и создание системы взаимопомощи. Конечно, это работа требует времени и прохождения определенных стадий, на первой стадии, члены группы знакомятся и принимают групповые цели. Вторая стадия непосредственно связана с налаживанием работы группы, что может нести негативную окраску. И уже в третью стадию, когда были определены все цели, и было решено каким путем к ним идти, наступает черед продуктивной совместной работы.

Цели работы группы будут зависеть от множества факторов, но некоторые цели остаются стандартными, например: облегчение одиночества и изоляции детей, их эмоциональная поддержка.

Помимо групповой работы, важно уделять внимание индивидуальной работе с ребенком. В эту работу входит анализ индивидуальных биологических функций, то есть определение уровня функционального ограничения, его возможная корректировка. Также необходима работа над воспитанием ребенка и его возможности решать проблемы, самооценкой, уровнем зависимости от родителей и прочее. Все эти факторы решаются в строго индивидуальной работе с ребенком.

После проведенных занятий отцу с матерью предоставляются рекомендации по дальнейшей работе. Рекомендации составляются с учетом социально-экономических возможностей семьи и места жительства.

При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать различные особенности: возраст ребенка, наличие дефектов внешности, социального статуса семьи, ограничения по времени нахождения на лечении, низкую мотивацию родителей, потому что они изначально не нацелены на получение психологической помощи, а для них важнее медицинская помощь.

Поэтому специалист также должен проводить разъяснительную работу с родителями и врачами, работающими с ребенком. Таким образом, не смотря на особенности и ограничения психологической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра, это направление представляется необходимым и чрезвычайно важным, так как позволяет в краткие сроки решать важные задачи и удовлетворять наиболее важные психологические потребности детей и запросы родителей [3,с. 67].

Список использованной литературы:

1. Баенская, Е.Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития: метод.пособие / Е. Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Экзамен, 2004. – 128 с

2. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова. – Балашов: Николаев, 2002. – 80 с.

3. Левченко, И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом / И. Ю. Левченко. – М.: РИЦ Альфа МГОПУ, 2001. – 149 с.

4. Ткачева В. В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: автореф. дис. д-ра психол. наук / В. В. Ткачева. — М., 2005. — 46 с.

Просмотров работы: 224