ЛОГИСТИКА В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЛОГИСТИКА В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

Ефременкова Т.Е. 1, Стародуб М.В. 2
1ФГБОУ ВО Кубанский государственный технологический университет
2ФГБОУ ВО Кубанский государственный технологический университет, Краснодар
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Нефтегазовая отрасль является одной из базовых отраслей страны. Основными приоритетами развития нефтегазовой отрасли являются: обеспечение национальной энергетической безопасности, прирост энергетических ресурсов, их эффективное использование, строительство экспортных и внутренних трубопроводов, что стабилизирует экономику страны [1].

Риск кризиса и падение цен на нефть существенно влияют на работу промышленных предприятий. Необходимость повышения эффективности и конкурентоспособности предопределяет сокращение издержек, себестоимости добычи и переработки нефти. Работы на объектах добычи и переработки связаны с жесткими требованиями по безопасности и экологическими требованиями [2]. Именно поэтому организация логистики нефтегазовой отрасли требует сложного, особенного подхода к построению цепочки поставок.

Логистика - относительно молодое научное направление, как дисциплина, преподаваемая в вузах, сложилась в начале 1960-х годов. До этого логистика «обслуживала» военных, так как именно они сформулировали основные ее принципы, ключевые направления: быстрая и точная доставка военных грузов до военных складов, до мест боевых действий, точечная закупка военной продукции.

Сформулирован вывод, что процесс передвижения грузов от начальной до конечной точки необходимо строго контролировать с целью снижения издержек. Они возникают на всех этапах движения материалопотока - при закупке, транспортировании, складировании и хранении, распределении по конечным потребителям. Логистика подразумевает комплексный подход к решению задач с позиции выявления издержек и их снижения в увязке со всеми логистическими звеньями - от снабжения до распределения [3].

В наши дни логистику используют как стратегическое оружие на конкурентном рынке, поскольку она обеспечивает поиск новых источников повышения эффективности деятельности предприятий, расширяет зоны изыскания резервов за пределами производства, оптимизируя взаимодействие составных элементов ресурсного потенциала предприятия [4].

Нефтегазовая промышленность пропускает через себя различные грузы и подразделения отрасли, занимающиеся снабжением, транспортировкой хранением и распределением, имеют дело с материалами, находящимися в трех фазах: газообразной, жидкой и твердой [3].

Реализация логистической концепции нацеливает на сокращение временных потерь производственного цикла и сроков выполнения заказов, запасов материалов и готовой продукции, усиливает инновационные процессы и соблюдение договорных обязательств, при усилении интеграции всех материальных потоков в производственном процессе. Для полного отражения информации на всех иерархических уровнях логистического процесса управления необходима эффективная действующая коммуникационная система, отражающая движение материальных потоков от заключения контракта с поставщиком до момента потребления конечного продукта. Логистическое управление воздействует также на состояние финансово-экономического и правового обеспечения многообразных хозяйственных связей.

К основным тенденциям развития логистики на производстве относится стремление компаний к снижению временных и денежных затрат. Важнейшим условием дальнейшего развития нефтегазовой отрасли должно стать внедрение логистических систем в целях повышения уровня организации управления комплексом на основе более качественного сервисного обеспечения нефтедобывающих предприятий.

Логистическая система, пронизывающая все блоки нефтепродуктообеспечения, создает преимущество, которое позволяет в нефтедобывающем комплексе производить добычу и переработку углеводородов по сравнительно меньшей альтернативной стоимости, повышая значение производственных и экспортных возможностей отрасли.

Производственная логистика нефтедобывающего предприятия включает проектирование, управление потоками ресурсов при освоении и добыче углеводородов. Возможность применения производственной логистики в процессах товародвижения обусловлена современными достижениями научно-технического прогресса, развитием новейших информационных технологий и компьютеризацией управления логистическими процессами.

Сервисная логистика нефтедобывающего предприятия как составная часть его логистической системы, нацелена на управление материальными потоками в зависимости от собственного спроса на них и в зависимости от спроса на углеводороды других покупателей. Сервисная логистика обеспечивает деятельность конкретного предприятия, получая услуги и материалы сторонних поставщиков, и взаимодействует со сбытом. В этом состоит первая особенность логистической системы нефтедобывающего сектора экономики.

Следующая особенность системы логистики – нефтедобывающие предприятия не стремятся централизовать систему распределения. Особое значение в деятельности нефтедобывающей промышленности имеет участие логистики в управлении сервисными поставками и услугами, обеспечивающими функциональную деятельность данных предприятий [1].

Логистика в нефтегазовой отрасли должна учитывать ряд следующих проблем:

1.Задача по сокращению потерь нефти и нефтепродуктов на пути от скважины до конечного потребителя - до АЗС, НХК, экспортного терминала или нефтебазы. Несмотря на централизованные управление и контроль со стороны государства, крупных успехов по снижению потерь достигнуто не было, хотя и значительных ухудшений не наблюдалось. В настоящее время нефтегазовые компании имеют в своем составе предприятия «от разведки до АЗС». В итоге, руководство и соответствующие службы должны осуществлять полновесный контроль за всеми технологическими звеньями и не допускать крупных потерь [5].

2. С учетом анализа материалов конференций по снабжению предприятий нефтегазового комплекса, организация процессов закупки, выбор поставщика, то есть все то, что формирует логистику снабжения, становится объектом пристального внимания руководства компаний, предметом совершенствования и различных реорганизаций.

3. Логистика распределения. Большие резервы в части снижения издержек приходятся на логистику распределения. При выстраивании стратегии распределительной логистики необходимо выделить два ключевых направления: изучение потребностей рынка и внедрение новых технологий для удовлетворения выявленных потребностей путем эффективной организации распределительных сетей и транспортно-экспедиторского обслуживания [5].

4. Запасы. Материальные запасы являются одним из наиболее дорогих активов большинства компаний, работающих в сфере добычи и переработки полезных ископаемых. Как правило, доля материальных запасов в инвестируемом капитале составляет 38-40%. Основные затраты, которые компания вынуждена делать в связи с созданием и содержанием запасов на собственных или арендованных складах.

В нефтегазовой отрасли существует проблема неликвидов. Это запасы, которые продолжительное время находятся на складах в виде готовой продукции или сырья. Они возникают в связи с изменением технологии производства, либо оборудование было приостановлено, либо произошли ошибки при формировании заказа, из-за нерегулярной или сезонной потребности. В ряде случаев грузы приходят недоукомплектованными, поврежденными при транспортировке, отмечаются ошибки отделов и департаментов снабжения .

Таким образом, перед логистикой в нефтегазовой отрасли стоит множество задач и ряд проблем. Однако благодаря именно этой молодой дисциплине возможно сократить различные финансовые расходы и должным образом проследить за движением груза.

Список литературы

  1. Алибекова А.Б., Пиримжанова А.А., Бейсенова С.Н. Бегалиева Р.К., Алибеков Н.Б. Методические особенности создания логистических систем в нефтегазовой отрасли // Наука и мир. – 2015. – № 3(19). – с. 64-67.

  2. Экология нефтегазового комплекса. В2 т. Т.1./ Под ред. А.И. Владимирова, В.В. Ремизова. – М.:ГУП, изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2013. – 416 с.

  3. Ю.А. Щербанин. Логистика в нефтегазовой отрасли: некоторые положения и соображения / Щербанин Ю.А. // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2006.

  4. Портер М. Конкуренция. - М.- Спб.- Киев, 2005.-608с.

  5. Потери нефти и нефтепродуктов и мероприятия по их сокращению. http://ros-pipe.ru/tekh_info/tekhnicheskie-stati/khranenie-i-transportirovka-nefteproduktov/poteri-nefti-i-nefteproduktov-i-meropriyatiya-po-i/

Просмотров работы: 3034