МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

Куцекова А.И. 1
1ФГБОУ ВО "Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Калмыкия до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30 декабря 2008 г. N 465, существенная роль в реализации приоритетных направлений развития Республики Калмыкия отводится малому и среднему бизнесу, как важнейшему инструменту реализации инноваций, фактору, позволяющему решать как экономические, так и социальные задачи, в том числе способствовать формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Развитию малого и среднего предпринимательства Республики Калмыкия определена роль одного из основных инструментов по достижению главной цели - повышение благосостояния и уровня жизни населения, обеспечение устойчивого роста экономики Республики Калмыкия.

Исследуем динамику развития малого предпринимательства в Республике Калмыкия в сравнении с другими субъектами Южного федерального округа.

Таблица 1 - Динамика количества предпринимательских структур в субъектах Южного федерального округа, ед.

Субъект РФ

2012

2013

2014

2015

2015 к 2012, %

Южный федеральный округ

135299

147379

151984

155705

115

Республика Адыгея

3402

3628

3650

3137

92,2

Республика Калмыкия

1626

876

893

1024

62,9

Краснодарский край

56539

54654

54886

59009

104,4

Астраханская область

9651

8713

9072

9179

95,1

Волгоградская область

26703

24889

27148

28012

104,9

Ростовская область

37378

54619

56335

54744

146,4

В динамике показатели численности малых предприятий отражают их общее увеличение по округу, которое в 2015 году по отношению к 2012 году составляет 15%. При этом не по всем регионам наблюдается положительная тенденция. Так, рост числа малых предприятий характерен для традиционно наиболее развитых регионов: Краснодарского края – на 4,4%, Волгоградской и Ростовской областей – 4,9% и 46,4% соответственно. Малые предприятия в 2015 г.: в Республике Адыгея сократились незначительно - на 8%, в Астраханской области уменьшение числа предпринимательских структур было на уровне 5%. В Республике Калмыкия к 2014 году действовало лишь 62% малых предприятий в сравнении с показателями 2012 года, то есть снижение составило 38%.

Таким образом, Республика Калмыкия демонстрирует наиболее отрицательную тенденцию количественных показателей развития малого предпринимательства в ЮФО.

Таблица 2 - Среднесписочная численность работников предпринимательских структур Южного федерального округа, тыс. чел.

Субъект РФ

2012

2013

2014

2015

2015 к 2012, %

Южный федеральный округ

221,5

195,7

170,7

159,3

71

Республика Адыгея

5,1

4,7

4,7

4,8

94

Республика Калмыкия

5,8

4,5

4,3

3,6

63

Краснодарский край

63,3

82,0

68,8

91,1

145

Астраханская область

12,9

11,4

9,8

9,2

85

Волгоградская область

28,1

35,0

25,7

36,1

128

Ростовская область

54,6

58,2

57,4

63,2

116

В целом по Южному федеральному округу за 2012-2015 гг. отмечается сокращение количества занятых в сфере малого предпринимательства на 29%. Наиболее высокие положительные показатели были достигнуты в Краснодарском крае - 45%, удерживают положительную динамику по этому показателю Волгоградская – на 28%, и Ростовская области – на 16%. Можно говорить о расширении сферы малого предпринимательства в перечисленных регионах. Уменьшилась среднесписочная численность работников малых предприятий в Республике Адыгея - на 6%, в Астраханской области – на 15%. В Республике Калмыкия сокращение беспрецедентно - 37%.

На основании анализа вышеприведенных данных показательно будет провести группировку и типологизацию субъектов ЮФО по 2 критериям - динамике количества малых предприятий и динамике среднесписочной численности их работников.

Определим интервалы изменения выбранных критериев и заполнения квадрантов с помощью таблицы 2.6.

Таблица 3 - Группировка субъектов ЮФО по динамике количества малых предприятий

динамика

числа, %

динамика

занятых, %

130-150

100-130

80-100

60-80

130-150

 

Краснодарский край

   

100-130

Ростовская область

Волгоградская область

   

60-100

   

Астраханская область, Республика Адыгея

Республика Калмыкия

В качестве результатов таблицы 3 выделим:

- Положительные показатели характерны для Краснодарского края, Волгоградской и Ростовской областей. Для этих субъектов прирост численности малых предприятий и занятых на них находится в пределах 100-150%.

- Достаточно стабильна динамика выбранных критериев для Адыгеи и Астраханской области: 60-100% по занятости и 80-100% по численности предпринимательских структур. Изменения по количеству в этих субъектах хоть и отрицательны, но незначительны. В отдельную группу внесена Республика Калмыкия, которая является устойчивым аутсайдером, поскольку динамика и числа малых предприятий, и занятых в пределах 60-100%. На основании проведенной группировки выделим типы субъектов ЮФО по динамике указанных выше показателей.

Таким образом, сформированы следующие группы субъектов ЮФО:

1 группа - субъекты, в которых динамика количества малых предприятий и занятых на них выше средней по Южному федеральному округу - Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области – то есть «субъекты с высоким потенциалом развития малого предпринимательства и положительной динамикой его реализации»;

2 группа - субъекты, в которых при соответствии динамики количества малых предприятий средней по ЮФО, занятость на них была ниже - Астраханская область, Республика Адыгея - «субъекты со стабильной динамикой реализации потенциала малого предпринимательства»;

3 группа - субъекты, в которых динамика количества малых предприятий и занятых на них ниже средней по Южному федеральному округу - Республика Калмыкия - «субъекты с отрицательной динамикой развития малого предпринимательства: аутсайдеры».

На современном этапе предпринимательство демонстрирует постоянную динамику и многообразие форм собственности, организационных форм и их переплетение. Главной целью регионально-экономической политики в сфере предпринимательства является создание условий для эффективного функционирования частного сектора в тех сферах деятельности и тех регионах, которые являются приоритетными на данном этапе развития. Как показал анализ, для Республики Калмыкия положение малого предпринимательства остается весьма плачевным.

Список литературы:

  1. Портал малого и среднего предпринимательства РК http://www.smb.e-rk.ru/

  2. Сайт министерства экономики и торговли РК http://www.e-rk.ru/

  3. Федеральная налоговая служба. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. https://www.nalog.ru

Просмотров работы: 82