Перечень вопросов, содержащихся в международных стандартах аудита включает:
согласование условий аудиторских заданий;
контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности;
аудиторская документация;
формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности;
информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении;
модифицированное мнение в аудиторском заключении и др.
МСА разрабатываются Международной федерацией бухгалтеров, в частности Комитетом по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации.
Задачи Комитета включают разработку и публикацию стандартов и положений в отношении аудита и связанных с ними услуг, что повышает единообразие практики проведения аудиторской проверки и связанных с ними услуг во всем мире.
Международные стандарты аудита способствуют развитию профессии аудитора в тех странах, где уровень профессионализма ниже мирового уровня, формируют общие подходы к проведению аудиторских проверок [4].
Международные стандарты аудита предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита другой информации и оказания сопутствующих услуг. МСА содержат:
основные принципы;
необходимые процедуры;
рекомендации по применению принципов и процедур.
Аудиторские стандарты формируют единые базовые нормативные требования к качеству и надежности аудита, которые обеспечивают определенный уровень гарантии результатов проверки.
Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии, независимо от условий, в которых проводится аудит [5].
МСА стали обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также аудируемых лиц (лиц, заключивших договора на оказание аудиторских услуг); федеральные стандарты аудита, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации, и правила (стандарты) аудита, утвержденные Правительством Российской Федерации, утратили силу.
Практика зарубежных стран показывает, что проведение аудита без стандартов невозможно, так как аудит рассматривается как процедура, которая должна быть стандартизирована. В разных странах применение Международных стандартов аудита различно в связи с особенностями национальных учетных систем, экономических и политических условий, исторических традиций.
В наиболее развитых странах с национальными стандартами аудита (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция) учитываются международные стандарты. В странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия и др.), Международные стандарты аудита принимаются в качестве национальных стандартов, и услуги аудита, оказываемые в соответствии с национальными стандартами, автоматически схожи с проверками, проводимыми в соответствии с международными стандартами аудита.
В других странах (Австралия, Бразилия, Россия, Нидерланды, Индия и др.) Международные стандарты аудита используются в качестве базы для создания собственных. Эти страны должны прилагать усилия для включения в свои национальные стандарты аудита принципов, на которых основываются Международные стандарты аудита.
Анализируя перечень изменений, которые вступили в силу после признания МСА, можно отметить, что многие из них касаются услуг, связанных с аудиторской деятельностью. Например:
1) не составляют аудиторскую тайну сведения о заключении договора оказания сопутствующих аудиту услуг;
2) права и обязанности аудируемых лиц распространены на сопутствующие аудиту услуги;
3) аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) обязаны хранить документы, полученные или составленные в ходе оказания сопутствующих аудиту услуг, в течение не менее пяти лет после года их оставления (ранее - только документы аудита) и др.
Это связано с тем, что изначально в российских нормативных документах акцент был сделан на аудиторскую деятельность, правовой статус прочих услуг был слабо определён [5].
Во-вторых, поправки затронули Положения об обязательной проверке на закупку аудиторских услуг. Аудит финансовой отчетности, включенной в проспект, стал обязательным и может проводиться только аудиторской организацией.
В-третьих, изменения также непосредственно повлияли на деятельность аудиторской организации. В частности, упразднена возможность передачи управления аудиторской организацией внешнему руководителю и расширены требования к независимости аудиторских организаций и отдельных аудиторов. Введенные ограничения касаются главным образом отношений с кредитными учреждениями.
В-четвертых, можно выделить изменения, связанные с сертификатами аудиторов. В соответствии с новыми правилами, сертификат аннулируется в случае неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности в течение трех последовательных календарных лет (ранее - двух лет). Кроме того, в целях устранения существующего правового пробела установлен новый порядок аннулирования выданных квалификационных сертификатов аудитора лиц, не являющихся членами саморегулируемых организаций аудиторов.
Несмотря на изменения, которые произошли в аудиторской отрасли, компании не должны бояться процедуры аудита по новым стандартам. Нововведение может повысить сложность аудита на 30-40%, поскольку согласно требованиям международных стандартов аудита, увеличится количество аудиторских процедур, необходимо будет заполнить новые формы курсивом [6].
Также новые требования МСА затронут как аудиторов, так и действующих хозяйствующих субъектов. Значительно увеличивается объем данных, необходимых для анализа деятельности проверяемых организаций, а также степень публичности результатов аудита. Как следствие, следует ожидать повышения не только качества в оценке бизнес-рисков, а также увеличение стоимости аудита [7].
Таким образом, дальнейшее развитие аудиторской деятельности, повышение качества аудита неразрывно связано с применением МСА. Использование МСА в аудиторской деятельности позволит не только повысить качество подготовки и составления финансовой отчетности, но и обеспечить участников аудиторского рынка финансовой информацией. Кроме того, использование МСА в аудиторской деятельности будет способствовать интеграции российских аудиторов в международное аудиторское сообщество.
Список использованной литературы
Приказ Минфина России от 09.11.2016 № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории РФ».
Приказ Минфина России от 24.10.2016 № 192н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории РФ»
Жарылгасова, Б. Т. Российские и международные стандарты аудиторской деятельности / Б.Т. Жарылгасова. - М.КноРус, 2017- 400 с.
Шешукова, Т. Г. Аудит. Теория и практика применения международных стандартов: моногр. / Т.Г. Шешукова, М.А. Городилов. - М.: Финансы и статистика, 2017.- 184 c.
Мартынова, Р. Ф. Аудит. Руководство для бухгалтеров / Р.Ф. Мартынова. - М.: Омега-Л, 2017. - 224 c.
Зиновьева И.С. Проблемы внедрения международных стандартов аудита в российскую практику / И.С. Зиновьева, Н.В. Паткович // Международный бухгалтерский учет. - 2011. - № 43.- С. 11-14.