МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ РОССИИ ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ РОССИИ ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Морской транспорт и морские сражения не были так популярны как сражения на суши и в целом войны на суши, но флот сыграл не меньшею роль и во многом предопределил исход многих сражений на суше.

Основным типом боевого корабля в Первую мировую был линейный корабль, построенный по образцу дредноута. Военно-морская авиация только начинала своё развитие. Большую роль приобрели подводные лодки и морские мины.

Линейный корабль-название класса самых мощных артиллерийских бронированных кораблей в XX столетии. До начала Второй Мировой Войны линейные корабли являлись символом могущества ВМС морских держав — средством обеспечения господства на морских ТВД. Линейные корабли предназначались: для нанесения мощных артиллерийских ударов по кораблям противника (в первую очередь по себе подобным линейным кораблям), в целях обеспечения боевой устойчивости соединений и для разрушения стратегических береговых объектов противника.

Морские мины — боеприпасы, скрытно установленные в воде и предназначенные для поражения подводных лодок, кораблей и судов противника, а также для затруднения их плавания.

26 августа 1914 года российские крейсера «Паллада» и «Богатырь» захватили сигнальную книгу с германского лёгкого крейсера «Магдебург», севшего на мель вблизи острова Осмуссаар в Финском заливе. Российские власти передали книгу британскому Адмиралтейству, что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского кода Германии. Раскрытие кода оказало впоследствии огромное влияние как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом.

В начале войны ни у Российской, ни у Османской империи не было дредноутов на Чёрном море. Два дредноута, строившихся для турецкого флота в Англии, были с началом войны реквизированы и включены в королевский флот под названиями HMS Erin и HMS Agincourt. Осенью 1914 Германия передала Османской империи линейный крейсер SMS Goeben и легкий крейсер SMS Breslau. Намного превосходя броненосные корабли ЧФ России, «Гебен» сыграл решающую роль в дальнейших событиях.

Боевые действия на Чёрном море началась в октябре 1914 года с бомбардировки германо-турецкими силами прибрежных русских городов, при этом «Гебен» и «Бреслау» атаковали главную базу ЧФ — Севастополь. Эта бомбардировка привела к объявлению Россией войны Турции и, соответственно, вступлению последней в войну на стороне Центральных держав. 5 ноября 1914 главные силы ЧФ внезапно встретили «Гебен» и «Бреслау» в районе Ялты. Несмотря на благоприятное для русских стечение обстоятельств, добиться решающего результата не удалось — после обмена залпами противник смог уйти (См. Бой у мыса Сарыч). Вплоть до начала 1916 «Гебен» и «Бреслау» оставались костью в горле российского флота. Лишь в начале 1916 году черноморский флот получил первые линкоры-дредноуты — «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая», что радикально изменило соотношение сил в пользу ЧФ России.

Вступление в строй новых линейных кораблей позволило российскому флоту установить блокаду Угольного района в Анатолии (порты Зунгулдак, Козлу, Эрегли, Килимли), служившего единственным источником местного угля для Константинополя, турецкого флота и железнодорожного транспорта]. К октябрю 1916 подвоз угля из Зунгулдака в Константинополь практически прекратился. Блокада привела к резкому сокращению операций турецкого флота, в т.ч. прекращению тральных работ в устье Босфора. Из-за отсутствия угля в 1917 году «Гебен» ни разу не вышел в море.

Вскоре после большевистского переворота в Петрограде и наступившей вследствие этого анархии Черноморский флот потерял боеспособность. По Брестскому мирному договорумежду правительством Ленина и Германией, главная база флота в Севастополе перешла под контроль немцев.

Балтийское море рассматривалось ведущими морскими государством — Великобританией и Германией — как второстепенный театр. Британцы считали, что русский флот, медленно восстанавливающийся после поражения в Русско-японской войне 1904—1905 годов, не сможет оказать сколько-либо существенной помощи британскому флоту, а немцы опасались в первую очередь флота Великобритании, поэтому держали на Балтике лишь устаревшие корабли. Основной боевой задачей русского флота являлось сопротивление проникновению противника в Финский залив путём боя на заранее подготовленной позиции. Для решения этой задачи была назначена оборонительная позиция в узости залива, образуемой островом Норген и мысом Поркалла-Удд — так называемая центральная минно-артиллерийская позиция. Военные действия на Балтике начались 31 июля. В 6.56 русские минные заградители под прикрытием линкоров начали ставить первые мины.

26 августа 1914 на Балтике произошло событие, оказавшее значительное влияние на дальнейший ход войны. В Финском заливе у острова Осмуссаар сел на мель германский легкий крейсер «Магдебург». Попытки спасти корабль закончились неудачей и вскоре он был захвачен подошедшими русскими крейсерами «Богатырь» и «Паллада». Главным успехом были поднятая из моря сигнальная книга крейсера, которая затем была переданы британскому Адмиралтейству, что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского кода Германии. Раскрытие кода оказало впоследствии значительное влияние, как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом.

24 августа 1915 года немецкие силы, состоящие из 7 линкоров, 6 крейсеров, 24 эсминцев и 14 тральщиков, попытались прорваться в Рижский залив через Ирбенский пролив. Им противостояли броненосец «Слава», канонерские лодки «Грозящий», «Храбрый», «Сивуч», минный заградитель «Амур», 16 эсминцев и дивизион подводных лодок. В 4 часа утра немецкие тральщики начали делать проход в минном поле. Их заметили русские самолёты, вскоре к месту сражения подошли канонерские лодки «Грозящий» и «Храбрый» и эсминцы, которые открыли огонь по тральщикам. В 10 часов 30 минут броненосец «Слава» прибыл к месту боя и вступил в артиллерийскую дуэль с двумя немецкими броненосцами — «Эльзас» и «Брауншвейг». Потеряв два тральщика T-52 и T-58 на минах, немцы отказались от попытки прорыва. 10-15 августа минный заградитель Амур поставил дополнительное минное поле в Ирбенском проливе.

16 августа немецкие силы повторили попытку прорваться через Ирбенский пролив. В течение дня немцам удалось протралить Ирбенский пролив, хотя они потеряли тральщик T-46. «Слава» была вынуждена отойти после боя с немецкими линкорами «Нассау» и «Позен». В ночь на 17 августа германские эсминцы «V-99» и «V-100» проникли в Рижский залив. В бою с русским эсминцем «Новик» V-99 был повреждён, а затем подорвался на минах и был затоплен экипажем. Днем 17 августа «Слава» снова вступила в бой с линкорами «Нассау» и «Позен», получила три попадания и отошла к Моонзунду. 19 августа подорвался на минах и затонул немецкий эсминец «S-31», а британская подлодка E-1 торпедировала немецкий крейсер «Мольтке». После этого германские силы ушли из Рижского залива.

Грузы военного назначения поставлялись в Россию из Великобритании морским путём в Архангельск. Этот путь занимал около двух недель. Суда следовали без охранения, в результате германские подводные лодки потопили 3 судна. Немецкий вспомогательный крейсер «Метеор» смог войти в северную часть Белого моря и установить в районе мыса Святой Нос мины, на них подорвались 10 пароходов, два парусника и два военных судна.

Немецкие подводные лодки действовали в Баренцевом море с 1916 г. В сентябре 1916 года были потоплены 30 пароходов и парусник. С октября 1916 по январь 1917 года от атак немецких подлодок погибли 148 только норвежских судов. Эффективным способом защиты торговых судов от подводных лодок стала система конвоев, начавшая широко практиковаться с осени 1916 года. Конвоирование осуществлялось от норвежской границы почти до самого Архангельска поочередно российскими и британскими кораблями.

Крейсер «Жемчуг» (капитан 2 ранга И. Черкасов), действовавший на Дальнем Востоке в составе английской эскадры, 26 октября, вернувшись после поисков германских угольных пароходов у Никобарских и Андаманских островов в Пенанг, приступил к щелочению котлов и переборке механизмов. Несмотря на незащищенность порта, командир крейсера не счел нужным принять какие-либо меры предосторожности, сам съехал ночевать на берег, оставив корабль в условиях стоянки мирного времени. К этому времени у Никобарских островов появился германский крейсер «Эмден», командир которого решил совершить нападение на Пенанг, предполагая врасплох застать там французские военные корабли. Поставив четвертую фальшивую трубу, чтобы иметь сходство с английскими крейсерами, «Эмден» на рассвете 28 октября вошел в гавань Пенанга и, подойдя к «Жемчугу», с расстояния 1,5–2 каб., выпустил из правого бортового аппарата торпеду и открыл артиллерийский огонь. Торпеда взорвалась в кормовой части крейсера, который стал погружаться в воду. Развернувшись, «Эмден» выпустил вторую торпеду, попавшую в носовой отсек: «Жемчуга». От взрыва торпеды взорвался носовой патронный погреб, и через несколько минут «Жемчуг» затонул. Погибло 82 человека личного состава, 115 человек было ранено. Внезапность атаки, полное отсутствие боевой готовности крейсера создали на нем с первого же момента условия, исключавшие возможность не только противодействия неприятелю, но я ведения какой-либо борьбы за живучесть. Командир крейсера был разжалован в матросы.

12-20 октября 1917 года произошло сражение между немецким и русским флотом за Моонзундские острова, в ходе которого немецкий флот высадил десант на острова Эзель, Моони Даго, захватил их и, протралив минные заграждения в Ирбенском проливе, прорвался в Рижский залив. Но они вновь потеряли много тральщиков, а фарватер был закрыт затопленным броненосцем Слава.

Основными путями сообщения в Российской Империи в начале прошлого века были железные дороги и водная транспортная система. Направление основных рек в европейской части страны таково, что их сложно использовать в интересах предполагаемых фронтов на западнее, разве только на рокадных направлениях. При этом грузонапряженность судоходных рек в России была чрезвычайно низкой: на 1 км приходилось 450 т перевозимого груза, в то время как в Германии — 8000 т. Вместе с тем из общего грузооборота России внутренний водный транспорт брал на себя около 30 проц. В основном это были массовые грузы. Для западного театра военных действий могли быть использованы следующие водные системы: Мариинская (1135 км), Тихвинская (939 км), Вышневолоцкая (1397 км), Березинская (150 км; для пароходов), Огинская (без возможности транзита), Днепровско-Бугская (1720 км). Военное значение этих систем было различно. Второй водной линией, ближайшей к фронту, являлся водный путь Неман — Щара — Припять — Стырь. Эта линия связывала крепости Ковно и Гродно. Значение рокады также мог иметь Днестр. Из водных путей, непосредственно выводивших в район сосредоточения армии, важнейшими были р. Припять с притоками и р. Березина. Проблема состояла в том, что указанная система водных путей сооружалась до появления железных дорог, которые создали им конкуренцию, особенно если шли параллельно. Следует принять во внимание и то, что развитие парового флота и увеличение его тоннажа вошли в резкое противоречие с состоянием водных путей, рассчитанных некогда на непаровые мелкосидящие суда. Если транспортная система в целом принадлежала государству, а управление внутренних водных путей и шоссейных дорог входило в состав Министерства путей сообщения, то само судоходство до войны находилось в частных руках. Согласно переписи 1916—1918 гг., в бассейнах Волги, Невы и Северной Двины насчитывались 1320 судовладельцев паровых судов и 4262 судовладельца непаровых при составе флота на этих бассейнах 3309 судов паровых и 14487 непаровых. По мощности пароходных компаний, по типам и характеру судов водный транспорт представлял собой пестрый конгломерат, что весьма затрудняло его организованное использование в ходе военных действий. Проблема состояла в том, что указанная система водных путей сооружалась до появления железных дорог, которые создали им конкуренцию, особенно если шли параллельно. Следует принять во внимание и то, что развитие парового флота и увеличение его тоннажа вошли в резкое противоречие с состоянием водных путей, рассчитанных некогда на непаровые мелкосидящие суда.

Тем не менее, несмотря на указанные недостатки, водные пути сообщения в западной приграничной полосе при надлежащих технических мероприятиях могли бы сыграть во время Первой мировой войны значительную роль, облегчив нагрузку на железнодорожный транспорт.

Список литературы:

  1. Организация воинских перевозок в годы первой мировой войны - URL: http://history.milportal.ru/2014/08/organizaciya-voinskix-perevozok-v-gody-pervoj-mirovoj-vojny/ (дата обращения 04.03.2018)

  2. СССР. Транспорт – URL: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/106/987.htm (дата обращения 04.03.2018)

Просмотров работы: 137