ПРОБЕЛМЫ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЕЛМЫ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Евтеев А.А. 1, Столярчук Ю.В. 1
1БГПУ им.М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Путь от любопытного, порой наивного, играющего ребенка до целостной личности очень долог и тернист. За это время обучающиеся не только получают знания по предметам, но и учатся общению со сверстниками и со старшими. Учатся нормам поведения и этикету; учатся слушать и говорить, учатся и играть; учатся планировать свое время и находить ответы на интересующие его вопросы. Поэтому учителям так необходимо обращать внимание не только на предметную составляющую обучения, но и на развитие в учениках интеллектуальных и нравственных качеств.

Современное образование, соответствующее требованиям ФГОС, предполагает воспитание «сбалансированной», всесторонне развитой, имеющей свою твердую позицию личности, готовой к жизни, а поэтому и подход к обучению у педагогов должен отличаться от классического «советского» образования. Важной частью концепции такого образования является «Разноуровневое обучение», которое позволяет проявить себя каждому ученику, видеть своё совершенствование, и тем самым мотивируя в дальнейшем изучении всех предметов. А что же такое разноуровневое обучение?

Разноуровневое обучение - это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в разных группах.

Классическое деление на уровни это деление на 3 группы:

  • 1 группа (А) – базовый уровень – уровень, который отвечает стандартному минимуму знаний, предусмотренный программой обучения.

  • 2 группа (B) – продвинутый уровень - предполагает обширные знания у ученика по данному предмету. Умение синтезировать и обобщать полученные знания.

  • 3 группа (С) – углубленный уровень – уровень, при котором ученик интегрирует знания в различные области, аргументирует собственную позицию, самостоятельно изучает поставленную проблему.

Подобная дифференциация позволяет ученикам более полно проявить себя, высказываться и не быть в тени более способных учеников. И наоборот, учебный процесс, будет сбалансированным, то есть не будет замедляться из-за отстающих учеников.

Также существует деление по общим способностям. Группы набираются из ребят, предрасположенных к тем или иным направленностям. Например, из учеников, более расположенных к изучению иностранных языков, набирается группа с углубленным изучением иностранного языка, а из учеников, тяготеющих к точным наукам, формируется математический класс. Таким образом, учащиеся предопределяют свое будущее обучение в высших учебных заведениях и свою дальнейшую профессиональную деятельность.

Но так ли «идеальна» такая система? На самом ли деле, у разноуровневого обучения существует ряд серьезных трудностей:

  1. Дифференцирование на разные группы предполагает сознательный выбор учащимися уровня усвоения, а это возможно только на старшей ступени обучения. И не всегда в старших звеньях ученики способны качественно и объективно оценить себя;

  2. Трудностью является выставление итоговых оценок. Если ученик, в группе А проявлял себя исключительно с положительной стороны, ответственно выполнял все задания, да и в целом справлялся с усвоением предложенного материала, то какую оценку он заслуживает? 5? Тогда какую оценку ставить ученику из группы C, который «не потянул» предложенный ему уровень? Аналогичная ситуация возникает и в профильных классах с непрофильными предметами. Проблема отметок и оценивание относительно разных уровней – это еще одна трудность разноуровневого обучения;

  3. Возникновение психологических барьеров и межличностных конфликтов в группах одного уровня. Объединение нескольких параллелей в одну новую группу может негативно сказаться на некоторых учениках, которые не могут быстро адаптироваться в новом коллективе;

  4. Также более сбалансированные группы исключают возможность ориентира на более сильного ученика. В слабых группах наступает так называемое привыкание к медленному пошаговому обучению, при котором, как правило, учащиеся даже не стараются успеть быстро и качественно усвоить материал. Дети с таких групп с нежеланием возвращаются в обычные классы, где уровень и требования выше;

В свою очередь в более сильных группах учащиеся, мотивированные проявить себя, часто сталкиваются с неблагоприятным микроклиматом, т.к. каждый пытается превзойти других в глазах преподавателя и быть лучше и успешнее других;

  1. При определении ученика в группу с углубленным изучением того или иного предмета, исключается возможность изучать углубленно другие дисциплины;

  2. Трудность в определение изучаемого объема. Учителю трудно установить оптимальный объем информации, который требуется в той или иной группе, т.к. разноуровневое обучение – достаточно новая технология, требующая от учителя большой ответственности и творческого подхода к обучению. Поэтому не каждый учитель может позволить себе пользоваться технологией разноуровневого обучения.

Итак, чтобы качественно перейти к разноуровневому обучению в школе, нужно учитывать возникающие трудности. Как ученикам, так и учителям. Строить учебную программу, соответствующую каждому уровню; ориентироваться на большую деятельность самих обучающихся, а не на деятельность педагога, особенно в группах «B» и «C».

Как было сказано, специализированные группы создаются не только для того, чтобы каждый ученик имел больше возможности для индивидуального проявления своих способностей, но и для подготовки учеников к поступлению в соответствующие ВУЗы. Тогда как оценка в аттестате имеет на сегодняшний день очень малое влияние на успешное поступление в ВУЗ, большую роль играет Единый Государственный Экзамен, который выявляет истинные знания абитуриента.

Поэтому, не смотря на все трудности и недостатки, разноуровневое обучение является необходимой составляющей современного образования. Ведь такая система помогает специализироваться на нужных предметах и как следствие помогает лучше подготовить учеников, определившихся с родом будущей деятельности.

Список Литературы:

[https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5]

[http://galina-soleil.narod.ru/index/0-44]

[https://www.youtube.com/watch?v=oVpTf7zSOjw&t=162s]

Просмотров работы: 111