ПРОБЛЕМА КОНКУРЕНЦИИ БОЛЬШОГО И МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМА КОНКУРЕНЦИИ БОЛЬШОГО И МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

Менглинова Д.Б. 1
1Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной экономике предпринимательство играет огромную роль: является одним из главных критериев экономического роста и устойчивого развития, содействует развитию конкуренции. Предприниматель осуществляет новаторскую экономическую деятельность, которая отражает связь потребительских потребностей, новых путях их удовлетворения коммерческую реализацию новых идей: насыщают рынок новыми товарами и услугами, обеспечивают новые рабочие места, а также способствуют развитию новых технологий.1

Предпринимательство в нашей республике проделало долгий путь развития: от крупных государственных магазинов, таких как «Огонек», «Юбилейный», «Кермен», до частных магазинов «Кит», «Гранд», конкуренцию которым в настоящее время составляют так называемые «крупные» игроки – сетевые магазины. Малому бизнесу, который в нашей республике представлен в основном индивидуальными предпринимателями, становится все труднее конкурировать с большим. Особенно усугубляет положение практически отсутствие поддержки малого и среднего бизнеса в нашей республике.2 Это приводит к убыткам местных поставщиков и совхозов, которые не в состоянии обеспечивать индивидуальных предпринимателей теми объемами, какими обеспечивают поставщики крупных сетей. Это обуславливает актуальность исследования данной проблемы. Однако эта проблема характерна не только для Калмыкии, но и для рынка в России в целом.

За последние несколько лет на рынке закрепилась тенденция роста доли торговых сетей и вымывания региональных ритейлеров. Согласно информационно-консалтинговому агентству “INFOline”, на данный момент созданы отличные условия для расширения торговых сетей, которые позволяют им обеспечивать рентабельные условия для поставок и, как следствие, экономичные условия для покупателей.

На графике, предоставленном тем же агентством, видно, что торговые сети растут более высокими темпами: их доля за 2016 год увеличилась сразу на 3,1 п. п. до 25,7%, в то время как доля региональных снизилась на 0,5 п. п. до 27,9%

Такая тенденция сохраняется в нашей республике. Местные индивидуальные предприниматели не могут конкурировать с крупными сетями «Магнит», «Покупочка» и «Пятерочка», поэтому их действия ограничены двумя сценариями: демпингу цен, который, в свою очередь, ведет к снижению качества, или наоборот, завышению цен, рискуя потерять социально незащищенные слои населения – пенсионеров и многодетных семей, которым предлагают особые условия крупные сети. В качестве примера можно привести «Пятерочку», которая предлагает различные акции и скидки пенсионерам. Согласно прогнозам INFOLine, доля сетей будет превалировать на российском рынке. Это негативно отразится на игроках регионального рынка: они не выдержат конкуренцию и исчезнут или будут вынуждены объединиться, что обеспечить выживание.

Чтобы решить данную проблему необходимо принять комплекс мер. Например, дать регионам возможность самим определять долю торговых сетей у себя в регионе: доля присутствия торговой сети в регионе (торговых сетей в совокупности) не более 30-40 %, например, если иное не будет решено законодательными органами конкретного региона. Так, например, в республике Коми доля сети «Магнит» превысило допустимую норму в 25%. Если нарушение подтвердится, то сделку по открытию магазина сети будет считаться недействительной. Более того, необходимо создать механизмы поддержки региональных игроков. Например, обязать торговые сети выплачивать местные налоги, а местным продавцам напротив, предоставить льготы.

Вывод: На основе данного исследования можно сделать вывод, что при разработке стратегии развития предпринимательства в Республике Калмыкия основными инструментами преодоления вытеснения региональных предпринимателей крупными торговыми сетями должны стать: установление нормы доли торговых сетей в регионе и особая система налогообложения, предполагающая выплату торговыми сетями налогов в местный бюджет и льготы местным ритейлерам.

Список источников:

  1. Ларина С.Е., Русскова Е.Г., Экономическая теория: учебное пособие

  2. Сайт информационно-консалтингового агентства “INFOline” [Электронный ресурс]

  3. Информационное агентство «Росбалт» [Электронный ресурс]

  4. Крюков Д.С., Функциональный анализ предпринимательской деятельности

1 Экономическая теория: учебное пособие

2 Согласно исследованию аналитического центра МСП Банка

Просмотров работы: 73