ЕВГЕНИКА. ВОЗМОЖНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ГЕНОМА ЧЕЛОВЕКА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЕВГЕНИКА. ВОЗМОЖНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ГЕНОМА ЧЕЛОВЕКА

Жданова В.В. 1
1Тюменский Государственный Медицинский Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Евгеника в современном ее понимании зародилась в Англии, ее «отцом» был Фрэнсис Гальтон – двоюродный брат Чарльза Дарвина. Именно Гальтон придумал термин «евгеника». Он намеревался сделать евгенику, которая, по его мнению, подтверждала право англосаксонской расы на мировое господство, «частью национального сознания, наподобие новой религии».

Термин «евгеника» стал общеупотребительным в России, начиная с 1915 г. Многие работы российских психиатров и неврологов были посвящены проблемам вырождения: сумасшествия, преступности, психопатологии и алкоголизма.

На данный момент нельзя дать точную оценку Евгенике, она имеет как достаточное количество плюсов, которые направлены на улучшение качества жизни будущих поколений, искоренение многих наследственных болезней, так и большое количество минусов, касательно методов достижения этой цели.

В данной работе я приведу основные понятия и расскажу о плюсах и минусах евгеники, а также затрону такую интересную тему, как возможности изменения генома человека.

Что такое «Евгеника»?

Есть множество определений данного термина, приведу некоторые из них:

Евгеника — совокупность социобиологических и политических мероприятий, направленных на улучшение наследственных характеристик человеческих популяций.

Евгеника – это наука, основанная на теории выживания более приспособленных особей.

Евгеника - это логическое продолжение теории Дарвина об эволюции видов, только для человека.

Евгеника - это учение о человеческой селекции для улучшения наследственных признаков человека. Слово Евгеника произошло от греческого «еu» - хорошо + «genes» – рожденный.

Виды евгеники

Выделяют позитивную и негативную Евгенику.

Позитивная евгеника – направленна на увеличение рождаемости более высокоразвитого потомства от «совершенных» родителей, которые были тщательно отобраны.

Это ситуация, когда из множества вариантов того или иного признака отбирается тот, который признается обществом лучшим. Это может быть обыденное представление о востребованности, например, карих глаз или высокого интеллекта.

Негативная евгеника – направленна на сокращение рождаемости людей, имеющих физические или интеллектуальные недостатки, людей с увечьями и других «неприспособленных к выживанию», которые наносят непоправимый ущерб развитию человечества.

О негативной евгенике говорят в том случае, когда от выполнения продуктивной функции, от рождения детей, тем или иным способом (стерилизация, либо умерщвление) отстраняются те, чьи признаки признаны невостребованными в обществе, например, носители тех или иных психических или соматических заболеваний.

По мнению сторонников евгеники, за счет развития медицины и социальной поддержки инвалидов действие естественного отбора ослабло, в результате чего возникла опасность “вырождения” человеческой популяции. “Субнормальные” индивиды участвуют в размножении, засоряя генофонд нации недоброкачественными генами”. Евгенические методы направлены на то, чтобы остановить генетическое вырождение населения.

Исторические успехи и неудачи евгеники

Рассмотрим на примере Спарты: высока вероятность, что афиняне попросту преувеличили для пущей суровости обычную для того времени практику постнатального аборта, когда оказывалось, что ребёнок уродлив или нежизнеспособен. Да и относится это скорее не к евгенике (такие дети вряд ли обзавелись бы потомством, не те времена), а к эвтаназии.

А вот Платон уже откровенно ратовал за контроль государства над размножением его граждан. Детоубийство практиковалось вплоть до христианизации Рима.

В 1920-х в большинстве американских штатов узаконили принудительную стерилизацию заключенных. Было насильственно стерилизовано 70 000 человек: преступники, умственно отсталые, наркоманы, нищие, слепые, глухие, а также больные эпилепсией, туберкулезом и сифилисом.

В Швеции 1935- 1976 г тоже самое ожидало 60 000 граждан.

Геноцид в Германии 1933 г – стерилизация не только заключенных, но и всех немцев с «нежелательными признаками».

1938г – уничтожение Гитлером 11 мил. человек, которые не соответствовали требованиям для «чистоты» арийской расы.

Евгеника в России

Термин «евгеника» стал общеупотребительным в России, начиная с 1915 г.

В ноябре 1920 г. было создано «Российское евгеническое общество», председателем которого стал Кольцов. В том же году начал выходить «Русский евгенический журнал», в нем поднимались те же темы, которыми занимались западные евгеники: демография, преступность, стерилизация, анализ наследственности душевных и нервных заболеваний (шизофрении, маниакально-депрессивных психозов), эпилепсии, алкоголизма, сифилиса и склонности к насилию, практическая организация статистического и антропологического анализа и т.д.

Уже в то время идеи евгеники начинали трактоваться насовсем правильно, так, например, Кольцов, не стеснялись публиковать статьи о «высшем разуме» членов партии и необходимости передачи ими этого «высшего разума» многочисленному потомству. Другие, как Филипченко, который впервые был исключен из евгенического движения в 1926 г., настаивали на изучении генеалогии буржуазной элиты старого режима.

В середине 20-х гг. новое поколение ученых-марксистов (Волоцкий, Серебровский) вознамерилось превратить евгенику в чисто большевистскую науку. На повестке дня стояли три пункта: стерилизация, улучшение гигиенических условий и увеличение плодовитости «выдающихся» личностей.

В «Большой советской энциклопедии» в 1931 г. евгеника названа «буржуазной наукой», подозреваемой в «фашизме». Евгеническое общество исчезло, уступив место «Лаборатории расовых исследований», основанной в Москве в марте 1931 г.

Последствия евгеники в наши дни

Аборты - это умерщвление не рожденного человека с физическими недостатками, например, с волчьей пастью, искривлёнными ступнями или нехваткой конечности, а также с умственной отсталостью, например, с синдромом Дауна. По статистике, каждый год на земле совершается 50 мил. абортов. Из трех эмбрионов выживают только два.

В Китае есть политика – не больше одного ребенка в семье, а это значит, что все неполноценные зародыши и даже рожденные младенцы в опасности, но не только это. Многие китайские семьи хотят мальчика, значит под угрозой даже здоровые девочки, многие аборты выпадают на них.

Эвтаназия – осознанное прерывание жизни неизлечимо больного, чтобы избавить его от страданий. Эта процедура основана на том, что человек имеет право лишать себя или других жизни, по «уважительным» причинам. Правомерна ли эвтаназия, это уже отдельная тема.

Евгеника как наука, конечно, сегодня рассматриваться не может, но как социальное движение и как идея евгеника продолжает существовать. Сингапур в конце XX века стал единственной страной мира, которая провозгласила на уровне государственной политики евгеническую задачу: улучшить наследственные задатки нации. Причем современный Сингапур использует как методы негативной евгеники, предлагая, например, стерилизацию одному из супругов по решению семьи в обмен на денежную компенсацию, если семья имеет низкий достаток и нескольких детей, так и меры позитивной евгеники, когда страна пытается преодолеть общемировую демографическую тенденцию, согласно которой высокоинтеллектуальные люди, как правило, вступают в брак в более взрослом возрасте, а женщины с высокими баллами IQ, как правило, имеют небольшое количество детей.

Юридические документы

Поскольку учение об улучшении наследственности и методы, которыми ее пытаются улучшать, постоянно вызывает полемику в обществе, то не удивительно, что было принято множество международных документов, призванных оградить общество от негативных последствий этих методов и избежать повторения страшных ошибок.

Так, в 1964 г. была принята Хельсинская декларация Всемирной медицинской ассоциации об этических принципах научных медицинских исследованиях с участием человека. В 1997 г. ЮНЕСКО была принята Всеобщая декларация о геноме и правах человека, а в 2005 – Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека и Декларация о клонировании человека.

Впрочем, в разных странах принято еще очень много подобных документов, одни из которых запрещают генетические эксперименты и клонирование, другие – разрешают в научных целях.

Будущее евгеники

К сожалению, первоначальная задача евгеники, поставленная ее основателем: «улучшить врожденные качества рас» не достигнута, а применение принудительной стерилизации и эвтаназии миллионов совершенно не заслуживающих такой участи людей, оправдываемое «научно обоснованной» заботой о будущих поколениях, навсегда очернило это поначалу совершенно не подразумевающее ничего плохого учение. На данный момент, в связи с быстрым развитием и впечатляющими успехами генетики, учение о негативной евгенике уходит в прошлое.

Генная инженерия

Генная инженерия является направлением современной науки, в котором разрабатываются технологии кардинального изменения и конструирования генетического аппарата человека и других живых организмов.

В 2001 году были опубликованы сообщения о первых «генетически модифицированных» детях, появившихся в результате использования генных технологий для лечения бесплодия женщин, вызванного наследственными факторами.

Американские молекулярные биологи разработали передовую и инновационную технологию по редактированию генома, которая позволяет удалять, вставлять и изменять различные участки человеческого ДНК, длина которого составляет одну букву нуклеотида.

Революция в области изучения человеческого генома добилась того, что человечество узнало о том, что в нашем геноме существуют сотни мутаций, которые могут провоцировать развития тяжелых заболеваний. Мы раньше не имели эффективной методики для того, чтобы изучать изучения различных изменений, но сегодня все изменилось. Чтобы решить данную проблему, у нас есть возможность создавать инструменты для того, чтобы проектировать геном человека, чем мы сейчас и занимаемся”, – рассказал Брюс Конклин, который является главой калифорнийского университета в Сан-Франциско.

Этические проблемы генных технологий

Каков этический смысл вмешательства в геном человека? Допустимо ли с моральной точки зрения создание человека с заранее заданными свойствами? Каковы возможные этико-правовые и социальные последствия генных технологий? Ряд известных ученых призывает к осторожности, поскольку невозможно предвидеть все возможные результаты подобных вмешательств.

Рассмотрим три основные этические позиции по этому вопросу.

1. Либеральная позиция призывает отрешиться от страха перед вторжением в эмбриональную сферу, которую надо перестать считать чем-то священным. И именно искусственное размножение в стенах лабораторий, использующее «технологии улучшения», модификации генома, является наиболее перспективным.

  • Первый их аргумент связан с утверждением пользы от генных технологий: ведь с их помощью можно добиться, что будущее поколение будет более крепким физически, будет обладать более высоким интеллектом, здоровьем и долголетием.

  • Второй аргумент этой позиции опирается на принцип уважения автономии: будущее поколение должно иметь право на улучшенные генетические качества. Ведь больные дети могут предъявить судебные иски своим родителям за то, что те не исправили их наследственность!

  • Третий аргумент: прогресс науки невозможно остановить, вмешательство государства в этот процесс будет означать нарушение свободы научных исследований.

2. Консервативная позиция опирается на следующие положения: человек – это не только природное существо; евгенические идеи «улучшения» человека являются ложными, так как они предполагают достижение цели не на путях духовного возрастания, а лишь посредством биологических методов.

Известный католический теолог, кардинал Й. Ратцингер, говоря о перспективах искусственного создания человека и его масштабных последствиях для современной культуры, констатирует: «Этой властью устраняется Бог». Достаточно ярко эти последствия нарисовал О. Хаксли в своем известном романе «О дивный новый мир», отсюда становится ясно, что «биологическое ограничение свободы – это наиболее эффективное ее ограничение, связанное с возможностью ее необратимой утраты». В этой связи представители консервативной позиции считают, что необходимо законодательно закрепить право на неизменный геном.

3. Умеренная позиция отличается, с одной стороны, от позиции безусловного принятия и одобрения технологий генетического моделирования жизни тем, что выдвигает требования законодательного их регулирования. Причем, это рассматривается не как нарушение свободы научных исследований, а как необходимость предотвращения некоторых нежелательных последствий новых биотехнологий. С другой стороны, умеренные не согласны с требованием консерваторов закрепить право на неизменный геном, поскольку это может явиться преградой для развития таких перспективных направлений медицинской генетики, как генная терапия.

Суть умеренной позиции состоит в том, что необходимо провести грань между генной терапией, которая этически оправдана, и евгеническими вмешательствами в геном, опирающиеся на собственные предпочтения родителей или властвующей элиты, которые не могут быть этически оправданы. Эта грань достаточно тонка, но ее провести возможно. Видный представитель умеренного направления, известный германский философ Ю. Хабермас считает, что ее можно провести по двум основаниям:

  1. во-первых, по цели. Генная терапия нацелена на исправление дефекта, на охрану здоровья, исцеление. Евгеническая же трансформация – вне терапевтических целей, она проводится единственно на основе личных предпочтений третьих лиц.

  2. во-вторых, они отличаются по тому, относится ли врач-генетик к эмбриону, как к потенциальному участнику диалога, коммуникации.

Иными словами, можно ли предположить положительный ответ будущего ребенка на моделирующее вмешательство? Ю. Хабермас считает, что в случае генной терапии, этот положительный ответ предполагается, т.к. ребенок исцеляется от тяжелого недуга. Во втором же случае положительный ответ предположить невозможно. Взрослеющая личность должна сама выбирать путь своего развития. А когда родители «программируют» своего ребенка на то, чтобы он стал, предположим, музыкантом (а он, возможно, пожелает стать спортсменом), то это не что иное, как патернализм. Став объектом генной трансформации, человек лишается свободы самоопределения, в силу чего нарушается основополагающий постулат либерализма: все люди должны обладать равными шансами на автономную самореализацию. Личность чувствует себя связанной односторонним решением прошлых поколений и не может рассматривать себя в качестве подлинного автора собственной жизни.

Итак, как мы видим, в этой дискуссии на одной чаше весов – свобода научных исследований, на другой – права, защищающие человеческое достоинство, жизнь и здоровье.

В конце XX века ученые-генетики, философы, политики, социологи встают перед необходимостью решения целого комплекса реальных этических проблем генных технологий.

  • Может ли человек (ученый, исследователь-генетик, политик) стать соавтором биологической эволюции?

  • Может ли и должна ли реальность биогенетического неравенства (способности, здоровье) стать основанием социального неравенства?

  • Может ли наука изменить принципы демократического управления обществом?

  • Должно ли генетическое обследование стать доступным каждому и охватывать всю популяцию?

  • Должно ли генетическое тестирование стать обязательным?

  • Должно ли оно стать обязательным для людей, вступающих в брак или при беременности?

  • Можно ли рассматривать генетическую диагностику основанием для аборта (прерывания беременности)?

  • Этично ли сообщать человеку об имеющейся у него предрасположенности к тому или иному заболеванию? Особенно, если медицина не может еще предотвратить его развитие? Допустимо ли, чтобы данные генетического обследования ("генный паспорт") были использованы страховыми компаниями и работодателями?

  • Может ли геном стать критерием оценки личности?

  • Как гарантировать и обеспечить конфиденциальность материалов генетического тестирования?

  • Должны ли люди знать свое генетическое будущее? Вправе ли они выбирать - знать или не знать? Можно ли информировать их об этом в принудительном порядке?

  • Может ли генетическое тестирование населения стать основанием классификации групп населения и основанием для властей ограничения свобод "неблагополучных" людей?

Эти вопросы составляют суть этической проблематики генных технологий. Они тесно связаны между собой, и каждый из них является не произвольной конструкцией изобретательного человеческого ума, но естественным следствием уже существующей научной практики.

История генетических методов и технологий

История генетических методов и технологий непосредственно связана со стремлением человека к улучшению пород домашних животных и возделываемых растений. Отбирая определенные организмы из природных популяций, скрещивая их между собой, человек, не имея представления о механизмах этих процессов, уже сотни лет назад создавал улучшенные сорта растений и породы животных, обладавших нужными ему свойствами.

К началу научного подхода относится интерес австрийского монаха Грегора Менделя к процессу гибридизации растений, к изучению которого он приступает летом 1865 года. Мендель показал, что наследственные свойства не смешиваются, а передаются потомству в виде отдельных единиц. В 1909 году датский ботаник Иогансен назовет их генами (от греч. genos - род, происхождение). Позднее американец Уильям Сэттон заметил удивительное сходство между поведением хромосом во время образования гамет и оплодотворения и передачей менделевских наследственных факторов. На основании этих открытий создается хромосомная теория наследственности.

Начало XX века - время формирования генетики - науки о наследственности и изменчивости живых организмов и методах управления ими. В 20-х годах советскими учеными школы А.С. Серебровского были проведены первые эксперименты, доказавшие сложное строение гена. Эти представления были использованы ДЖ. Уотсоном и Ф. Криком для создания модели ДНК (1953 г.) и расшифровки генетического кода.

Возможности, связанные с целенаправленным созданием новых комбинаций генетического материала привели к возникновению генной инженерии. В 1972 году в США в лаборатории П. Берга была получена первая гибридная ДНК. Идеи и методы генетики начинают находить применение в области медицины. В 70-е годы началась расшифровка генома человека. Уже более 10 лет существует проект "Геном человека". "Из 3 млрд. пар нуклеотидов (в виде сплошных непрерывных пассажей) прочтено пока всего около 10 млн. знаков".

"Чтение" генома обнаружило наличие "дефектов", когда всего лишь одна "буква" заменена на другую в последовательности длиной в 3 тысячи букв. Сейчас уже известно, что каждый конкретный дефект - это причина наследственных болезней. Это знание и произвело переворот в лабораторной диагностике генетических заболеваний. Отсюда с начала 80-х годов входят в оборот понятия "доклиническая диагностика", "прогностическая медицина" (Ж. Доссе). Формируется и медицинская генетика, ибо новые возможности диагностирования естественно определяют задачу нахождения специальных методов лечения.

Возможность диагностировать и выявлять носителя гена-мутанта становится основанием генетических консультаций для супружеских пар, которым наследственность или другие факторы дают повод опасаться появления на свет неполноценного ребенка.

По данным западно-европейских и американских врачебных ассоциаций, 15% людей нуждается в медико-генетической помощи. В странах с высоким уровнем жизни генетические клинические обследования становятся частью современного здравоохранения. В России же доступ к медико-генетической помощи для широких слоев населения ограничен в силу организационных и материальных причин.

Какими же вариантами поведения располагают обследуемые супружеские пары в случае неблагоприятной диагностики? Это - предохранение от беременности, сознательное согласие на риск с возможным прерыванием беременности, если зародыш наследует недуг, усыновление ребенка, оплодотворение донорскими клетками.

Появление генетической диагностики естественно ставит вопрос о разработке операций по перестройке генома человека. Так возникла идея генной терапии. Сегодня существуют два ее вида:

Первый - соматическая терапия. Она заключается в том, что в клетке больного дефектный ген заменяется здоровым, способным выполнять нужную функцию. Первая попытка использовать генную терапию для лечения человека, приведшая к положительному результату, была предпринята в 1990 году. Пациенткой стала девочка с нарушением защитных функций иммунной системы. Исследователи полагают, что манипулирование соматическими клетками - "абсолютно этично", ибо последствия касаются только данного индивида, не имея воздействия на наследственность.

Эта констатация вызывает сомнение в связи с развитием такого вида клеточной терапии, как фетальная, использующая при лечении зародышевые ткани человека.

Фетальный материал - это человеческие эмбрионы поздних сроков беременности (16-21 недели). По данным директора Международного института биологической медицины проф. Г.Т. Сухих, в его институте "собран самый крупный в мире банк фетальных тканей". Этот самый крупный в мире сбор - результат опережающего все мировые показатели количества абортов, в том числе и поздних сроков беременности, производимых в России. Новые "возможности" и методики новы прежде всего тем, что работают вне границ традиционной морали и этики.

Это подтверждает и второй вид генной терапии - зародышевая терапия, предполагающая вторжение в генетический материал - в мужские и женские репродуктивные клетки. В этом случае любые изменения передаются по наследству из поколения в поколение. Поэтому, по данным ЮНЕСКО 1994 года, зародышевая терапия строго (пока) запрещена.

Заявление о современных разработках в технологии клонирования

Современное клонирование овцы от клетки взрослого животного открыло путь к клонированию любого биологического вида, включая человека. Хотя никто не может препятствовать научным поискам и экспериментам в этом направлении, возникает вопрос, должно ли правительство США запретить или регулировать эту деятельность и предоставлять общественное финансирование.

Представители Православной Церкви во всем мире остаются верными строгости понимания сакральности человеческой жизни: каждый человек создан как уникальная личность "по образу Божию". Поэтому подавляющее большинство православных этиков настаивает, что все формы евгеники, включая манипулирование с человеческим генетическим материалом вне терапевтических целей - в нравственном отношении отвратительны и угрожают человеческой жизни и благополучию.

Различные технологии клонирования, использующие животных, развиваются уже более десяти лет, обещая продлить человеческую жизнь, благодаря созданию новых лекарств, белков и других полезных веществ. Такие усилия заслуживают общественную поддержку и финансирование. Однако перспективы человеческого клонирования порождают призрак "наклонной плоскости" в наиболее зловещей форме. В "падшем" мире, где права перевешивают ответственность, использование технического клонирования человеческих клеток неизбежно приведет к злоупотреблениям: коммерциализации "первичных" ДНК, производству детей с целью получения "запасных частей", к движению в направлении создания "высшего" класса человеческих существ. Более того, в настоящее время ученые не в состоянии определить, содержит ли в себе отобранная клетка мутации или другие дефекты, которые могут привести к калечащим уродствам или задержкам в умственном развитии у клонированного ребенка.

Как генная инженерия может изменить будущее

Технология CRISPR (Clustered Regularly Interspaced Short Palindromic Repeats) произносится как "криспер" и представляет собой биологическую систему для изменения ДНК. Звучит как довольно смелое заявление, но именно такого мнения придерживаются многие ведущие мировые генетики и биохимики.

CRISPR была открыта в 2012 году молекулярным биологом, профессором Дженнифер Дудной. Ее команда ученых в Университете Беркли в Калифорнии изучала, как бактерии защищаются от вирусной инфекции.

Сейчас профессор Дудна и ее коллега Эммануэль Шарпентье входят в число самых влиятельных ученых мира. Природный механизм, который они обнаружили в ходе своих исследований, может быть использован биологами для того, чтобы вносить точечные изменения в любую ДНК.

"С тех пор как мы опубликовали свое исследование четыре года назад, многие мировые лаборатории стали применять эту технологию на животных, растениях, людях, грибках, других бактериях - другими словами, практическими на каждом изучаемом организме", - рассказала профессор в интервью BBC.

Когда бактерию атакует вирус, она производит генетический материал, соответствующий генетической последовательности нападающего. Этот материал в сочетании с ключевым белком Cas9 может прикрепиться к ДНК вируса, взломать генетический код и нейтрализовать вирус.

Теперь ученые могут применять эту же схему, чтобы вставлять в ДНК новые элементы, удалять или исправлять ее участки.

Этот процесс настолько точный, что ученые могут перебрать миллиарды химических комбинаций, составляющих ДНК клетки, чтобы внести в генетический код какое-то конкретное ключевое изменение.

Важно и то, что это простой и недорогой метод. Поэтому он ускорит все виды исследований - от создания генетически модифицированных моделей человеческих болезней у животных до поиска мутаций ДНК, которые провоцируют возникновение заболеваний или, наоборот, предохраняют от них.

Бостонская биотехническая фирма Editas Medicine планирует запустить клинические испытания первого генномодифицирующего лекарства к 2017 году. Предполагается, что при его помощи можно будет лечить амавроз Лебера (LCA10) - редкое заболевание сетчатки глаза, которое приводит к слепоте, так как в результате мутации генов происходит постепенная утрата расположенных в глазу фоторецепторов.

В области биотехнологий существует сразу несколько недавно созданных фирм, которые надеются внедрить применение технологии CRISPR в больницах.

Они предполагают, что "крисперы" могут быть использованы для усиления функций Т-клеток организма, что может улучшить способность иммунной системы распознавать раковые клетки и бороться с ними. Еще одна потенциальная область применения технологии - лечение заболеваний крови и иммунной системы.

Две более ранние технологии генной инженерии уже применяются на практике:

Одна из них – TALENs – в прошлом году была использована в лондонской больнице Грейт-Ормонд-стрит для успешного лечения рака. У пациентки Лайлы Ричардс была агрессивная форма лейкемии, и ей не помогало никакое лечение. На сегодняшний день Ричардс остается первым и единственным человеком, чья жизнь была спасена при помощи редактирования генома.

Первые в мире испытания генной инженерии происходили в Калифорнии с использованием другой технологии - ZFNs. Тогда иммунные клетки были изъяты из крови около 80 пациентов с ВИЧ. Затем ученые удалили ген под названием CCR5, который ВИЧ-инфекция использует для доступа к клеткам. Лечение было основано на редкой генной мутации, которая дает людям естественный иммунитет к заболеванию.

Несмотря на то что исследования эти были лишь небольшими и экспериментальными, а, следовательно, к их результатам нужно относиться с определенной долей осторожности, тем не менее их результаты выглядят многообещающе.

Заключение

Таким образом, даже проанализировав изученную информацию, нельзя прийти точно дать ответ на вопрос «Евгеника двигает нас в будущее и старается сделать жизнь человека, будущих поколений лучше или она ограничивает его возможности и ведет к полному уничтожению человеческой личности?».

Существует множество теорий и мнений о влияние евгеники на человека и её целей, я считаю, что самая правильная из них – умеренная позиция, когда необходимо провести грань между генной терапией, которая этически оправдана, и евгеническими вмешательствами в геном, опирающиеся на собственные предпочтения.

За время существования евгеники было разное, хорошее и плохое, но что будет с ней в будущем зависит только от нас. В наших руках будущее и мы должны пытаться сделать его лучше.

Список литературы
  1. Севастьянов Александр Никитич, «Евгеника: вчера, сегодня, завтра»

  2. Журнал «Человек» №1, 1996 г, С.М. Гершензон, Т.И. Бужиевская, «Евгеника:

  3. Журнал «Человек» №2, 2007 г, Л.И. Корочкин, Л.Г. Романова «Генетика поведения человека и евгеника»

  4. Журнал «Человек» №3, 2006 г, Ю.В. Хен, «Евгеника: основатели и продолжатели»

  5. Московское общество испытателей природы, М.М. Асланян, Т.П. Шкурат, «Евгеника - соблазн остаётся»

Просмотров работы: 3089