Актуальность: Актуальность данного заболевания определяется тем, что оно наследственное, а в наше время наследственные заболевания встречаются всё чаще и чаще.
Основнаячасть: Несовершенный остеогенез (несовершенное костеобразование, osteogenesis imperfecta, болезнь «хрустального человека», болезнь Лобштейна-Вролика) – представляет собой редкое наследственное заболевание соединитель ной ткани и скелета, характеризующееся повышенной ломкостью костей, деформацией скелета, низким ростом, голубыми склерами, прогрессирующим снижением слуха и аномалией дентина. Распространённость патологии в различных странах мира составляет 6-7 случаев на 100 000 новорождённых. В общероссийский регистр пациентов с несовершенным остеогенезом включено описание 650 случаев, из которых 421 – у детей, таким образом, распространённость болезни в РФ – 1,08:100 000 детей. Несовершенный остеогенез – заболевание с широким спектром клинических проявлений. При летальном типе множественные переломы и внутричерепные кровотечения могут приводить к смерти как в анте- и интранатальном, так и в неонатальном периодах. Второй тип (синдром Вролика) является самым редким, ибо подавляющее большинство детей погибают внутриутробно и зачастую причина антенатальной гибели плода остаётся невыясненной. Причина несовершенного остеогенеза – нарушение синтеза коллагена I типа, который является главным компонентом матрикса кости, при этом отмечается либо дефект в первичной структуре белка, либо его недостаточная выработка. В 90 % случаев заболевания наблюдаются мутации в генах COL1A1 и COL1A2, отвечающих за синтез α1- и α2-цепей коллагена, остальные 10 % обусловлены мутациями в генах белков, участвующих в биосинтезе и сборке молекулы коллагена (CRTAP, LEPRE1, PPIB), а также в генах шаперонов коллагена и в гене остерикса (аномалия дифференцировки остеобластов). Клинический полиморфизм заболевания об- условлен характером мутаций: инсерции, делеции, сплайсинговые и нонсенс-мутации, всего их описано свыше 2000
В настоящее время выделяют VIII типов заболевания, VII и VIII типы были идентифицированы и описаны в 2006 году. Тип наследования при I-V типах – аутосомно-доминантный, больные наследуют мутантный ген от родителей, но чаще (приблизительно в 60% случаев) возникают спонтанные мутации. Для VI типа несовершенного остеогенеза тип наследования не установлен, VII и VIII наследуются по аутосомно-рецессивному типу.
В основе несовершенного остеогенеза I-V типов лежат мутации в одном из генов, кодирующих синтез коллагена 1 типа (COL1A1 и COL1A2). Гены расположены на 7-й (7q 22.1) и 17-й хромосомах (17q 21.3-22), соответственно. Мутации в генах CRTAP (cartilage - associated protein) и LEPRE1 (prolyl 3-hydroxylase 1) ответственны за развитие редких и часто тяжелых случаев несовершенного остеогенеза (VII и VIII типов). Не известны мутации для несовершенного остеогенеза V и VI типов. В результате мутаций синтезируется недостаточное количество коллагена или нарушается его структура. Коллаген 1 типа входит в состав костей, сухожилий, связок, кожи и других соединительных тканей.
При легком течении заболевания возникают лишь отдельные переломы конечностей, частота которых уменьшается после пубертатного периода. В этом случае деформации после переломов не характерны, однако могут быть компрессионные переломы позвоночника, сколиоз. Для всех типов заболевания характерным является остеопения и склонность к прогрессирующей деформации скелета. Экстраскелетные симптомы проявляются голубыми склерами, нарушением образования дентина зубов, легким разрушением зубов («янтарные зубы»), прогрессирующей тугоухостью в юношеском возрасте, разболтанностью суставов, контрактурами, мышечной гипотонией, повышенной частотой пупочных и паховых грыж, врожденными пороками сердца, пролапсами аортального и митрального клапанов, дилатацией корня аорты, нефролитиазом.
Диагноз несовершенный остеогенез основывается на данных семейного анамнеза, клинических данных, результатах рентгенологического обследования; возможно проведение гистоморфометрического исследования при биопсии подвздошной кости; структуры коллагена 1 типа, синтезируемого дермальными фибробластами in vitro (биопсия кожи), молекулярно-генетического анализа. Целью лечения несовершенного остеогенеза является улучшение минерализации костей, предотвращение развития переломов, максимально возможное восстановление трудоспособности и улучшение качества жизни. Применяется хирургическое лечение переломов, остеосинтез, ЛФК, физиотерапия. Медикаментозное лечение включает назначение бифосфонатов, гормона роста, препаратов кальция и витамина Д, лечение осложнений. Разрабатываются методы генной терапии.
Девочка К. родилась 29.08.2016 г. от первой по счёту беременности. Родители ребёнка русские, в кровном родстве не состоят. Отец соматически здоров, у матери – первичное бесплодие в течение двух лет, синдром поликистозных яичников, хронический тонзиллит, хронический гастрит, нодозный зоб, эутиреоз. Беременность наступила естественным путем. При осмотре генетиком обращалось внимание на тригоноцефалическую форма головы (голова мягкая, а кости черепа отсутствуют), гипотелоризм, экзофтальм, короткий нос, длинный фильтр, выраженную микрогнатию, низко посаженные ушные раковины, короткую шею, плоскую, узкую грудную клетку, сосковый гипертелоризм, выраженное укорочение верхних и нижних конечностей, широкие кисти и стопы, брахидактилию, короткий первый палец стоп. Установлен предварительный диагноз: несовершенный остеогенез II типа? Гипофосфатазия?
Консультация генетика: ребёнок диспропорционального телосложения. Фенотип: выраженная брахицефалия, выбухание черепа с боков, кости черепа мягкие с большими дефектами, выраженный экзофтальм, голубые склеры, эпикант, запавшая переносица, микрогения, низкорасположенные ушные раковины, резкое укорочение и множественные деформации конечностей за счёт переломов трубчатых и фаланговых костей, узкая грудная клетка. Установлен диагноз: системное заболевание скелета, несовершенный остеогенез инфантильный (2 тип).
Описанный клинический случай является уникальным, так как несовершенный остеогенез II типа встречается крайне редко, с частотой 1 на 55 000 живорождённых, причём большинство больных умирает антенатально или в первые дни после рождения. Приведённое наблюдение подтверждает тяжесть течения заболевания, девочка прожила всего 2 месяца и 25 дней, при этом у неё выявлено наличие типичных для данной патологии клинических и рентгенологических признаков. Учитывая тяжесть II типа несовершенного остеогенеза и неблагоприятный прогноз для жизни, необходимо более тщательно проводить первичную профилактику заболевания уже на антенатальном уровне с целью прерывания беременности и последующего медикогенетического консультирования семейной пары. Если заболевание ребёнка вызвано доминантной мутацией, то риск рождения больных детей в результате каждой последующей беремен ности составляет от 2 до 5 %, в случаях генного мозаицизма родительских клеток в сочетании с доминантной мутацией как причины несовершенного остеогенеза риск увеличивается от 10 до 50 %. При рецессивных мутациях вероятность рождения детей с данной патологией достигает 25 %.
Заключение: Таким образом, несмотря на растущую актуальность проблемы несовершенный остеогенез, остается большое число вопросов, требующих уточнения, что в свою очередь, свидетельствует о необходимости более детального изучения различных нарушений при данном заболевании.
Список литературы
http://www.medlinks.ru/article.php?sid=25799
ru.wikipedia.org›Несовершенный остеогенез
Афанасьев Ю.И., Юрина Н.А. Гистология, цитология и эмбриология Клиническая генетика Н.П.Бочков, В.П.Пузырев, С.А.Смирнихина