КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Никифорова Н.Г. 1
1ФГБОУ ВО Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Среди категорий населения, нуждающихся в особой общественно-государственной заботе, особое место занимают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Детский дом – это государственный социальный институт, призванный хоть в какой-то мере заменить ребёнку семью. Ребенок, воспитывающийся в социальном учреждении, лишен очень многого, что есть у обычных детей и без чего немыслимо его полноценное развитие и становление его как личности. Главной задачей государственного учреждения является адаптация детей-сирот.

Адаптация - это приспособление к окружающим условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический.

В.С. Мухина отмечает, что биологический аспект, общий для человека и животных, включает в себя приспособление к постоянным и изменяющимся условиям среды: температуре, давлению, освещенности, влажности, а также к заболеванию, изменениям в организме, ограничению каких-либо функций [7, с. 456].

С.И.Семенака отметила, что психологический аспект адаптации проявляется в приспособлении личности к существованию в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями и интересами [12, с.275]

Социальная адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества [12, с. 276].

Д.Б. Эльконин характеризует социально-психологическую адаптацию «как процесс перестройки поведения и деятельности ребенка в новых условиях» [13, с.384].

Практически полжизни дети проводят в закрытом учреждении. В таких условиях важным фактором адаптации может послужить организация культурно-досуговой деятельности.

Отдых снимает усталость и напряжение, служит для восстановления жизненных сил и душевного равновесия.

Развлечение как досуговая деятельность имеет компенсационный характер, исполняет роль психологической разрядки, эмоциональной разгрузки, обеспечивает человеку смену впечатлений.

Наиболее высокий уровень досуговой деятельности достигается в творчестве. Творчество, отвечающее глубинным и универсальным потребностям человека в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, экспериментировании, познании и изменении окружающего мира, помогает совершенствовать бытие, отношение к самому себе, создавать новое. Творческая досуговая деятельность поднимает личность на новую ступень – от потребителя духовных ценностей до их создателя.

Дети, проживающие в детских домах, должны иметь возможности для всестороннего развития, культурного и активного отдыха, занятий спортом.

Создавать условия для педагогически целесообразного, эмоционально-привлекательного досуга детей-сирот, восстанавливать здоровье и психологическое равновесие, удовлетворять потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения – всё это возможно при правильной организации культурно-досуговой деятельности сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Культурно-досуговая деятельность весьма способствует и коррекции отклоняющегося поведения подростков, так как позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их мировоззрение и нравственный облик.

Культурно-досуговая деятельность, являясь, по своей сути, воспитательной деятельностью, носит человекотворческий характер, ориентирована на человека, на раскрытие заложенного в нем духовного потенциала. Специализированные учреждения при работе с детьми должны ориентироваться на решения таких задач, как коррекция эмоциональной сферы, социальная адаптация, реабилитация, предупреждение девиантного поведения.

Понятия досуга весьма многообразны, но каждое из них ориентируется на досуг, как способ проведения личного времени, не связанного с трудовым либо учебным процессом.

На современном этапе развития общества сфера досуга весьма разнообразна, в том числе и для детей. В частности, возможно, назвать дополнительное образование, секции, культурно – развлекательные мероприятия и пр.

Для детских домов возможности организации досуга ограничены. Ограниченность связана с рядом проблемных составляющих, одной из которых является отсутствие возможности организовать на базе одного учреждения весь комплекс возможных досуговых мероприятий, что приводит к ограниченности выбора для подростка оптимального для себя занятия. Проблемной составляющей также является и поиск ребенком занятия, которое может его заинтересовать, особенно если ранее он не проявлял склонности к творческой деятельности.

На наш взгляд для адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, педагогическому составу детского дома необходимо:

– создавать эмоционально-комфортную обстановку для воспитанников;

– удовлетворять важнейшие потребности – в безусловном принятии и любви, внимании, заботе, поддержке, признании и уважении;

– включать воспитанников в разнообразные виды деятельности для полноценного развития;

– в воспитательной работе сделать акцент на развитие личностного потенциала каждого ребенка;

– общение – ведущая деятельность для подростков, неумение конструктивно общаться, ведет к значительным трудностям в адаптации воспитанников, в повседневном общении с детьми воспитателям необходимо использовать технологии развивающего общения;

– использовать полученные данные для, повышения сплоченности групп, эффективности деятельности, чтобы адаптация культурно досуговой деятельности имела положительную динамику.

В заключение отметим, что в настоящее время идет активная перестройка режима работы учреждений интернатного типа, направленная на решение задачи адаптации каждого ребенка. Для ее решения и успешного включения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в самостоятельную жизнь, приобщения к социальным нормам, нужно изменить их образ жизни, отношения со своим социальным окружением и самим собой.

Нами было проведено практическое исследование адаптации среди воспитанников Ульяновского детского дома «Гнёздышко» по методике К.Роджерса и Р. Даймонда в возрасте 14-15 лет. Рассмотрим результаты исследование адаптации воспитанников (таблица 1).

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

Адаптация

Дезатаптация

Принятие себя

Непринятие себя

Принятие других

Непринятие других

Эмоциональный комфорт

Эмоциональный дискомфорт

Внутренний контроль

Внешний контроль

Доминирование

Ведомость

Эскапизм (уход от проблем)

100

68-170

22-52

14-35

12-30

14-35

14-35

14-35

26-65

18-45

6-15

12-30

10-25

107,7

94

34

17,5

20,3

18

22,5

19,7

42,7

23

13

22

22

из них мальчики

109,2

97,8

36

18,2

20

17

20,8

21,2

45,7

23

11

25

23

из них девочки

109,2

97,8

36

18,2

20

17

20,8

21,2

45,7

23

14

20

22

Таб.1 – Результаты исследование адаптации среди воспитанников

Таким образом, дезадаптация детей-сирот (неадекватность поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включен человек), находится в пределах нормы, но у нижней черты. У детей-сирот так же высок уровень непринятия себя, непринятие других, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль, доминирование, ведомость и эскапизм.

Дезадаптация девочек хоть и находится в пределах нормы, но немного выше, чем у мальчиков, таким образом, девочки склонны к неадекватному поведению норм и требований в обществе. Как мальчики, так и девочки принимают себя, принимают других, ведомы. У мальчиков выше эмоциональный комфорт, а у девочек выше эмоциональный дискомфорт. Уровень эскапизма у мальчиков в пределах нормы, но немного выше, поэтому они стремятся в ситуациях кризиса, бессилия, отчуждения уйти от действительности в мир иллюзий и фантазий.

Далее было проведено нами разработанное анкетирование. По результатам исследования проведения анкетирования было выявлено, что у воспитанников детского дома из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в большинстве случаев (59 %) в будние дни от 1 до 3 часов свободного времени, а в выходные дни (79 %) от трех и более часов свободны. При этом по степени активности в мероприятиях 44 % респондентов участвуют в большинстве проводимых в детских домах мероприятиях, и 41 % - изредка посещает их и чаще являются пассивными участниками, а 18 % организаторами при подготовке и проведении этих мероприятий (рисунок 1).

Рис. 1. Заинтересованность воспитанников в мероприятиях (в зависимости от направлений)

Среди самых ярких мероприятий в детском доме респонденты отметили «День рождение детского дома», «Звезды детского дома», Игры по станциям, «Зарницу», «Богатыри Русские», Конкурсы талантов и другие. Детям более всего запомнились такие мероприятия как, празднование Нового года, 8 марта, 14 февраля, 1 июня, а также спортивные и кружковые мероприятия. В целом анализ данных показателей позволяет сделать вывод о том, что социальная адаптация воспитанников детского дома хоть и находится в пределах нормы, но немного ниже, чем у их сверстников, воспитывающихся в семьях.

При участии детей в культурной досуговой деятельности коэффициент сплоченности группы составляет 84%. А вот в группе детей, которые стараются ни в чем не участвовать, коэффициент сплоченности группы составляет 54,6% – это группа с самым низким коэффициентом в детском доме.

В ходе исследования, дезадаптированность воспитанников снизилась значительно.

Ребятам стало интересно включаться в коллективную досуговую деятельность, многие в ходе «предвыборной компании» научились жить по установленным правилам. Таким образом, уровень социально-психологической адаптированности у всех обследованных учащихся соответствует возрастным нормам. Можно сказать, что воспитанники не испытывают значительных учебных перегрузок, уровень личностной и реактивной тревожности у всех испытуемых в пределах нормы. В основном, они принимают себя и других.

Таким образом, процессы адаптации подростков в детских домах во многом ориентированы на организацию процесса успешной адаптации через культурно-досуговую деятельность.

Библиографический список

  1. Абельбейсов, В.А. Социализация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: теоретико-методологические основы / В.А. Абельбейсов //Сибирский педагогический журнал, 2010. – С. 142-151.

  2. Байтингер, Е. Меры защиты воспитанников детского дома /Е.Байтингер// Директор школы, 2014. - №4. - С.115-125.

  3. Войтенко, Т.П., Миронова, М.Н. Проблемы развития детей в детских домах и школах-интернатах / Т.П.Войтенко, М.Н.Миронова //Вопросы психологии, 2014. - №2. - С. 118-120.

  4. Галагузова, Л.Н. Ступени общения / Л.Н. Галагузова, Е.О. Смирнова. – М.:Синтез-М, 2016. – 204 с.

  5. Дутова, О.В. Социальная адаптация детей-сирот средствами социально-культурной деятельности /О.В.Дутова // Современные проблемы науки и образования, 2013. – № 6. – С. 4-7.

  6. Змановская, Е.В., Рыбников, В.Ю. Девиантное поведение личности и группы / Е.В.Змановская, В.Ю. Рыбников. - СПб.: Питер, 2010.- 352 с.

  7. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С.Мухина. – М.: Академия, 2008. – 456 с.

  8. Назарова, И. Возможности и условия адаптации сирот / И. Назарова// Социс, 2001, №4. – С. 69 – 73.

  9. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях / под ред. В. И. Жукова. - М.: Издательство РГСУ, 2009. - 452 с.

  10. Особенности психического развития детей / под ред. Д.Б. Эльконина, А.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – 321с. .

  11. Платонова Н.М. Инновации в социальной работе / Н.М.Платонова. – М.: Академия, 2011. – 256 с.

  12. Семенака, С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе/С.И.Семенака. – М.: АРКТИ, 2006. – 275 с.

  13. Эльконин,Д.Б. Детская психология /М.:Академия.2000.-384

Просмотров работы: 1207