"ТАРГЕТ-КОСТИНГ" КАК ОДИН ИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

"ТАРГЕТ-КОСТИНГ" КАК ОДИН ИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ

Невструева С.О. 1
1Среднерусский институт управления – филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС при Президенте Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Применение классических методов учёта затрат, таких как «котло­вой», характерно для многих предприятий среднего и малого бизнеса, выпускающих различные виды продукции, а также, позаказный, попередельный или нормативный, уже не обеспечивает во всех необходимых аспектах требуемый уровень оперативности и аналитичности. Это обу­словливает необходимость применения новых, прогрессивных способов исчисления себестоимости продукции и представления надежной инфор­мации для определения рентабельности и прибыльности выпускаемой продукции.

В настоящее время существуют различные подходы и различные школы, предлагающие современные методы учета и группировки затрат, их распределения на себестоимость изготавливаемого продукта и решаю­щие иные задачи управления издержками производства. Одним из перспективных и актуальных методов учёта затрат яв­ляется международный метод «таргет-костинг», который позволяет наи­более точно, с учетом требований рынка, определить себестоимость про­дукции.

Применение данного метода, позволяет оценивать существующую конъюнктуру рынка, как отечественного так и зарубежного, а также учесть инновационный характер деятельности организаций, осуществлять лимитирование затрат в разрезе статей калькуляции и устранить недостат­ки котлового метода.

Современный метод «таргет-костинг» зародился в Японии в 1960 - х годах. Впервые данный метод внедрила в свою практику всемирно известная Компания Тойота в 1965 году, но более простые формы данного метода еще в 1947 году использовала Корпорация Дженерал Электрик.

Именно японские компании первыми показали свою способность эффективно управлять производственными системами, во многом это объясняется особенностью менталитета Японии, где в условиях нехватки ресурсов и большой концентрации населения является привычным бережливое отношение к вещам. 1 Данную модель управления затратами используют более 80% японских компаний на протяжении 50 лет.

Таргет-костинг представляет собой метод управления себестоимостью (затратами на производство) продукта. Сущность системы «таргет-костинг» заключается в снижение себе­стоимости изделий по всем этапам производственного цикла, путем вне­дрения организационных, инженерных, производственных, научных ис­следований и разработок.2 Использование метода таргет – костинг позволяет принимать управленческие решения на ранних стадиях производственного цикла.

Применение данного метода является целесообразным для хозяйствующих субъектов, стратегия развития которых ориентирована на сокращение затрат.

Для успешной реализации концепции таргет-костинг следует выполнить несколько условий, среди которых наиболее важными являются тесное горизонтальное взаимодействие между функциональными подразделениями организаций, в частности, между маркетинговыми службами, техническими, исследовательскими и производственными подразделениями. Это необходимо, для того чтобы организовать коллективную работу с целью снижения плановой себестоимости продукции до её целевой себестоимости на основе уже известной цены и нормы прибыли. Применение рассматриваемой концепции позволяет добиться высокого качества продукции и показателей рентабельности. Использование подхода таргет- костинг актуально не только при производстве высокотехнологичной и инновационной продукции, но и для низко прибыльных предприятий.

Важным условием эффективности таргет-костинга является стабильность использования данного метода. Для того, чтобы целевая себестоимость была не просто установлена, но и достигнута, следует регулярно конкретизировать данный показатель и стремиться уменьшить расходы организации до утвержденной величины.3

Последовательность действий при использовании таргет-костинга следующая:

1) определяется рыночная цена продукции;

2) определяется целевая себестоимость продукции.

Целевая себестоимость продукта служит ориентиром для плановой себестоимости. Сопоставление целевой и плановой себестоимости происходит время от времени до тех пор, пока в результате принятых технических и организационных мероприятий они не станут равными. И полученный размер себестоимости будет являться плановой для изготовления продукции, а порядок действий, установленных с целью её расчета – алгоритмом действий подразделений компании в выполнении плана.

Суть таргет-костинг, прежде всего, заключается в том, что для начала определяется цена единицы продукции (товара, работы или услуги) которую планирует выпускать организация, а не себестоимость, как при традиционном подходе. При этом, цена продукции должна устанавливаться с учётом двух факторов:

  1. Конкурентоспособность

  2. Прибыльность.

Затем осуществляется расчёт ожидаемой прибыли и подсчёт себестоимости единицы продукции. При вычислении себестоимости используют следующую формулу:

С = Ц - П (1)

где С – себестоимость единицы продукции;

Ц – цена единицы продукции;

П – прибыль единицы продукции.

Таким образом, процесс проектирования нового продукта проходит пять этапов:

  1. Определение цены

  2. Расчёт прибыли

  3. Определение себестоимости

  4. Проектирование (подсчёт всех необходимых затрат на изготовление продукта)

  5. Завершающее калькулирование (сравнение сметной и запланированной себестоимости).1

 
Несомненным плюсом введения системы таргет-костинг на предприятиях считается то, что данный метод способен активизировать действия менеджеров, широко использовать управленческие навыки и умения.

Среди основных принципов системы таргет-костинг выделяют следующие:

- постоянная ориентация на требования рынка и клиентов;

- калькуляция целевых затрат для новых продуктов, которые позволят достичь заранее заданной прибыли при существующих рыночных условиях;

- учёт влияния на себестоимость продукции желаний покупателей;

- использование концепции жизненного цикла продукта.

Выделим основные критерии, которые определяют преимущества применения системы «таргет-костинг» (таблица 1).1

Таблица 1 - Критерии применения системы «таргет-костинг»

Основные критерии

Обоснование критерия

Интерактивный подход к разработке новых изделий

- поэтапное раскрытие вопросов исчис­ления себестоимости продукта;

-достижение целевой себестоимости и принятие управленческих решений

Ограничение внедрения более дорогостоящих тех­нологий или материалов

ограничение в проектирование новых изделий, в связи со стремлением руко­водителей к достижению конкретной себестоимости

Ориентированность руко­водства на целевую себе­стоимость

контроль и координация производст­венной деятельности

Наличие системы кальку­лирования

калькулирование осуществляется по:

  • планированию прибыли;

  • разработке бюджетов;

  • стратегии ценообразования и др.

Целевая направленность снижение затрат на стадии проектирования продукта

данный критерий, определяет систему «таргет-костинг», как стратегический инструмент, а не операционный

Оцениваются как внешние, так и внутренние факторы

обеспечивает принятие решений марке­тологами на основе заданного уровня затрат с учетом параметров рыночной среды

Специалисты ориентиро­ваны на внешний рынок

определение себестоимости, признавае­мой рынком, и возможность получения прибыли в условиях конкуренции

Внедрение в учетную практику системы «таргет-костинг» повысит оперативность и аналитичность формируемой информации о себестоимо­сти продукции, что, в свою очередь, позволит специалистам организации оценить существующую конъюнктуру рынка и учесть инновационный ха­рактер производственной деятельности.

В заключении хотелось бы отметить, что концепция стратегического управления затратами таргет-костинг успешно используется во многих компаниях, среди которых можно выделить таких мировых гигантов, как Toyota Motor Corporation, Nissan Motor Co., Sony Corporation, Panasonic Corporation, DENSO Corporation, Daimler AG, Procter & Gamble Co., Canon Inc., OLYMPUS Corporation, которые добиваются высокого качества, конкурентоспособности и рентабельности своей продукции.

Список литературы

1. Борисенко Е. Д. Таргет-костинг: сущность и значение. Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2015. № 6-1. С. 97

2. Воронова Е. Ю. Калькулирование себестоимости по целевым затратам (метод «таргет-костинг»). Аудиторские ведомости. 2014. № 9. С. 85

3. Нор-Аревян Г.Г. Таргет-костинг – современный метод управленческого учёта. Международная научно-практическая конференция - 2015. С. 120

4. Соколова Т. А. Метод «таргет-костинг» как основа управления затратами. – 2017, с. 55

5. Target Costing как стратегическая концепция управления – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/29/3311

1 Борисенко Е. Д. Таргет-костинг: сущность и значение. Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2015. № 6-1. С. 97

2 Воронова Е. Ю. Калькулирование себестоимости по целевым затратам (метод «таргет-костинг»). Аудиторские ведомости. 2014. № 9. С. 85

3 Нор-Аревян Г.Г. Таргет-костинг – современный метод управленческого учёта. Международная научно-практическая конференция - 2015. С. 120

1 Target Costing как стратегическая концепция управления – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/29/3311

1 Соколова Т. А. Метод «таргет-костинг» как основа управления затратами. – 2017, с. 55

Просмотров работы: 369