В настоящее время существуют различные подходы и различные школы, предлагающие современные методы учета и группировки затрат, их распределения на себестоимость изготавливаемого продукта и решающие иные задачи управления издержками производства. Одним из перспективных и актуальных методов учёта затрат является международный метод «таргет-костинг», который позволяет наиболее точно, с учетом требований рынка, определить себестоимость продукции.
Применение данного метода, позволяет оценивать существующую конъюнктуру рынка, как отечественного так и зарубежного, а также учесть инновационный характер деятельности организаций, осуществлять лимитирование затрат в разрезе статей калькуляции и устранить недостатки котлового метода.
Современный метод «таргет-костинг» зародился в Японии в 1960 - х годах. Впервые данный метод внедрила в свою практику всемирно известная Компания Тойота в 1965 году, но более простые формы данного метода еще в 1947 году использовала Корпорация Дженерал Электрик.
Именно японские компании первыми показали свою способность эффективно управлять производственными системами, во многом это объясняется особенностью менталитета Японии, где в условиях нехватки ресурсов и большой концентрации населения является привычным бережливое отношение к вещам. 1 Данную модель управления затратами используют более 80% японских компаний на протяжении 50 лет.
Таргет-костинг представляет собой метод управления себестоимостью (затратами на производство) продукта. Сущность системы «таргет-костинг» заключается в снижение себестоимости изделий по всем этапам производственного цикла, путем внедрения организационных, инженерных, производственных, научных исследований и разработок.2 Использование метода таргет – костинг позволяет принимать управленческие решения на ранних стадиях производственного цикла.
Применение данного метода является целесообразным для хозяйствующих субъектов, стратегия развития которых ориентирована на сокращение затрат.
Для успешной реализации концепции таргет-костинг следует выполнить несколько условий, среди которых наиболее важными являются тесное горизонтальное взаимодействие между функциональными подразделениями организаций, в частности, между маркетинговыми службами, техническими, исследовательскими и производственными подразделениями. Это необходимо, для того чтобы организовать коллективную работу с целью снижения плановой себестоимости продукции до её целевой себестоимости на основе уже известной цены и нормы прибыли. Применение рассматриваемой концепции позволяет добиться высокого качества продукции и показателей рентабельности. Использование подхода таргет- костинг актуально не только при производстве высокотехнологичной и инновационной продукции, но и для низко прибыльных предприятий.
Важным условием эффективности таргет-костинга является стабильность использования данного метода. Для того, чтобы целевая себестоимость была не просто установлена, но и достигнута, следует регулярно конкретизировать данный показатель и стремиться уменьшить расходы организации до утвержденной величины.3
Последовательность действий при использовании таргет-костинга следующая:
1) определяется рыночная цена продукции;
2) определяется целевая себестоимость продукции.
Целевая себестоимость продукта служит ориентиром для плановой себестоимости. Сопоставление целевой и плановой себестоимости происходит время от времени до тех пор, пока в результате принятых технических и организационных мероприятий они не станут равными. И полученный размер себестоимости будет являться плановой для изготовления продукции, а порядок действий, установленных с целью её расчета – алгоритмом действий подразделений компании в выполнении плана.
Суть таргет-костинг, прежде всего, заключается в том, что для начала определяется цена единицы продукции (товара, работы или услуги) которую планирует выпускать организация, а не себестоимость, как при традиционном подходе. При этом, цена продукции должна устанавливаться с учётом двух факторов:
Конкурентоспособность
Прибыльность.
Затем осуществляется расчёт ожидаемой прибыли и подсчёт себестоимости единицы продукции. При вычислении себестоимости используют следующую формулу:
С = Ц - П (1)
где С – себестоимость единицы продукции;
Ц – цена единицы продукции;
П – прибыль единицы продукции.
Таким образом, процесс проектирования нового продукта проходит пять этапов:
Определение цены
Расчёт прибыли
Определение себестоимости
Проектирование (подсчёт всех необходимых затрат на изготовление продукта)
Завершающее калькулирование (сравнение сметной и запланированной себестоимости).1
Среди основных принципов системы таргет-костинг выделяют следующие:
- постоянная ориентация на требования рынка и клиентов;
- калькуляция целевых затрат для новых продуктов, которые позволят достичь заранее заданной прибыли при существующих рыночных условиях;
- учёт влияния на себестоимость продукции желаний покупателей;
- использование концепции жизненного цикла продукта.
Выделим основные критерии, которые определяют преимущества применения системы «таргет-костинг» (таблица 1).1
Таблица 1 - Критерии применения системы «таргет-костинг»
Основные критерии |
Обоснование критерия |
Интерактивный подход к разработке новых изделий |
- поэтапное раскрытие вопросов исчисления себестоимости продукта; -достижение целевой себестоимости и принятие управленческих решений |
Ограничение внедрения более дорогостоящих технологий или материалов |
ограничение в проектирование новых изделий, в связи со стремлением руководителей к достижению конкретной себестоимости |
Ориентированность руководства на целевую себестоимость |
контроль и координация производственной деятельности |
Наличие системы калькулирования |
калькулирование осуществляется по: планированию прибыли; разработке бюджетов; стратегии ценообразования и др. |
Целевая направленность снижение затрат на стадии проектирования продукта |
данный критерий, определяет систему «таргет-костинг», как стратегический инструмент, а не операционный |
Оцениваются как внешние, так и внутренние факторы |
обеспечивает принятие решений маркетологами на основе заданного уровня затрат с учетом параметров рыночной среды |
Специалисты ориентированы на внешний рынок |
определение себестоимости, признаваемой рынком, и возможность получения прибыли в условиях конкуренции |
Внедрение в учетную практику системы «таргет-костинг» повысит оперативность и аналитичность формируемой информации о себестоимости продукции, что, в свою очередь, позволит специалистам организации оценить существующую конъюнктуру рынка и учесть инновационный характер производственной деятельности.
В заключении хотелось бы отметить, что концепция стратегического управления затратами таргет-костинг успешно используется во многих компаниях, среди которых можно выделить таких мировых гигантов, как Toyota Motor Corporation, Nissan Motor Co., Sony Corporation, Panasonic Corporation, DENSO Corporation, Daimler AG, Procter & Gamble Co., Canon Inc., OLYMPUS Corporation, которые добиваются высокого качества, конкурентоспособности и рентабельности своей продукции.
Список литературы
1. Борисенко Е. Д. Таргет-костинг: сущность и значение. Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2015. № 6-1. С. 97
2. Воронова Е. Ю. Калькулирование себестоимости по целевым затратам (метод «таргет-костинг»). Аудиторские ведомости. 2014. № 9. С. 85
3. Нор-Аревян Г.Г. Таргет-костинг – современный метод управленческого учёта. Международная научно-практическая конференция - 2015. С. 120
4. Соколова Т. А. Метод «таргет-костинг» как основа управления затратами. – 2017, с. 55
5. Target Costing как стратегическая концепция управления – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/29/3311
1 Борисенко Е. Д. Таргет-костинг: сущность и значение. Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2015. № 6-1. С. 97
2 Воронова Е. Ю. Калькулирование себестоимости по целевым затратам (метод «таргет-костинг»). Аудиторские ведомости. 2014. № 9. С. 85
3 Нор-Аревян Г.Г. Таргет-костинг – современный метод управленческого учёта. Международная научно-практическая конференция - 2015. С. 120
1 Target Costing как стратегическая концепция управления – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/29/3311
1 Соколова Т. А. Метод «таргет-костинг» как основа управления затратами. – 2017, с. 55