Коммуникативные способности - это умения и навыки общения с окружающими людьми с помощью слов, а значит посредством языка.
Коммуникативные способности начинают развиваться у человека почти сразу же после рождения. Считается, что чем раньше малыш научится разговаривать, тем проще ему будет взаимодействовать с людьми, которые его окружают.
К.Д. Ушинский, Н.М. Соколов считали важной целью образования подготовку детей к практической деятельности, для которой необходимы реальные прикладные знания; ими было сформулировано одно из важных коммуникативных умений – умение легко, понятно, красиво говорить на своем языке [1, с. 53].
Научить ребенка говорит на своем языке понятно, легко и красиво - одна из важнейших задач дошкольного образования. Реализация этой задачи состоит не только в организации системы развития связной речи дошкольников, что несомненно важно для формирования коммуникативных навыков. Реализация данной задачи тесно связана с усвоением ребенком-дошкольником звуковой системы и грамматического строя речи.
Остановимся на одном из составляющих речевой культуры ребенка - фонетико-фонематическом слухе - как результате освоения дошкольниками звуковой системы родного языка.
Что такое фонематический слух?
Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка, является частью физиологического слуха и направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.
Фонематический слух и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова, это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:
определение наличия или отсутствия звуков в слове;
местоположение звуков в слове;
определение линейной последовательности и количества звуков в слове.
Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам. [2]
Практические наблюдения позволили установить, что уже на ранних этапах развития речи ребенок дифференцирует некоторые признаки фонем. В три года малыш, который еще не может правильно произносить звуки родного языка, способен определить, правильно ли они звучат в речи окружающих. Это возможно именно благодаря наличию у ребенка фонематического слуха и фонематического восприятия.
Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения речевых умений, освоения всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения и письма на всех последующих этапах обучения.
Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата. Периферическим отделом речедвигательного анализатора является речевой аппарат, куда входят:
дыхательный аппарат, обеспечивающий энергетическую основу речи (диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань);
голосообразовательный аппарат, обеспечивающий образование звука (гортань с голосовыми складками);
артикуляционный аппарат, преобразующий звук, возникающий в гортани, в разнообразные речевые звуки (ротовая и носовая полости).
В проводниковый отдел анализатора входят три пары черепно-мозговых нервов (языкоглоточный, возвратный, подъязычно-язычный), подкорковые образования, обеспечивающие проведение информации к коре.
Центральное звено речедвигательного анализатора — теменной отдел коры головного мозга, где анализируется информация о положении органов речевого аппарата в момент речи, и лобный отдел, или центр Брока, который программирует и осуществляет контроль за выполнением движений.
Под фонематической стороной речи понимают способность различать и дифференцировать фонемы родного языка. Фонематическая сторона речи обеспечивается работой речеслухового анализатора. Периферический отдел его располагается в кортиевом органе и осуществляет прием слуховой информации, в том числе и речевых звуков. Проводниковый отдел передает информацию к коре головного мозга, частично анализируя — определяя направление и отдаленность источника звука. Данная функция обеспечивается большим количеством передаточных звеньев (VIII пара черепно-мозговых нервов, продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, медиальное коленчатое тело и слуховое сияние).
Центральным отделом речеслухового анализатора является височный отдел доминантного по речи полушария (у правшей — левого), центр Вернике, где осуществляется анализ звучащей речи: контролируется наличие звука в слове, особенности его позиционного звучания, количество и порядок звуков в слове, различение близких по акустическим параметрам звуков. [3]
В книге «Воспитание у детей правильного произношения» М. Ф. Фомичева подчеркивает, что восприятие и воспроизводство звуков родного языка — это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию — подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука. [4]
В онтогенезе развитие и становление фонетической и фонематической сторон речи происходит постепенно.
Первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у ребёнка в начале второго месяца жизни. В это же время ребёнок начинает определять направление звучания, поворачивает голову в сторону источника звука. В 2-3 месяца у ребёнка возникает гуление.
На третьем и четвёртом месяце жизни ребёнок начинает дифференцировать качественно разные звуки (например, звучание рояля и звон колокольчика) и однородные звуки различной высоты, появляется лепет. Основную семантическую нагрузку в возрасте от 3 до 6 месяцев несёт интонация. В это время у ребёнка развивается способность дифференцировать интонацию и выражать свои переживания с помощью оттенков голоса. К 6 месяцам в лепете ребёнка появляются чёткие звуки, но они ещё не достаточно устойчивы и произносятся в коротких звукосочетаниях. Среди гласных ясно звучит звук [а], среди согласных [п] , [б] , [м], [к], [т].
В течение первого года жизни малыш узнаёт слова по их ритму, общему звуковому облику. Входящие в состав слов звуки воспринимаются им ещё диффузно и потому могут быть заменены другими, акустически сходными звуками. В этом возрасте ребёнок откликается не на предметное значение слова, а на его интонационную сторону. Это так называемый период «дофонемного» развития речи. К году ребёнок хорошо произносит простые по артикуляции звуки: гласные - [а] , [ у] , [ и ] и согласные [п] , [б] , [м], [ н] ,[к], [ г] ,[т], [ д] . Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки.
На втором же году жизни ребёнок начинает более точно дифференцировать звуки речи, звуковой состав слов. Слово начинает служить орудием общения, ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку, предметное значение. Ребёнок начинает активно произносить звуки [э ], [ ы ], [и ], но твёрдые согласные у него звучат как мягкие – [т`], [ д`], [ c`], [ з`]. Малыш начинает активно и самостоятельно употреблять в речи простые по структуре слова [5].
В норме фонематический слух формируется с 6 месяцев до 1 года и 7 месяцев.
Однако развитие фонематического слуха и его совершенствование продолжается и в дошкольном возрасте. Решающим фактором развития фонематического слуха является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.
При восприятии речи ребёнок слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать её по тем постоянным различительным признакам, по которым одна фонема противопоставлена другой. Если ребёнок не научится этому, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его. [6]
На третьем году жизни подвижность артикуляционного аппарата повышается, но произношение ещё не соответствует норме. В этом возрасте дети пытаются приблизить своё произношение к общепринятому, трудные по артикуляции звуки заменяют простыми. Например, [ц] = [т`] или [ц] =[с`]; [л] =[л`]; [р] = [л`].
К трём годам чётко оформляется артикуляция губно-зубных звуков. Дети почти не смешивает слова, близкие по звучанию, пытаются сохранить слоговую структуру слов.
На четвёртом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата, движения мышц становятся более координированными. В речи появляются твёрдые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных. Дети легко различают близкие по звучанию звукосочетания и слова.
На пятом году жизни большинство детей правильно произносят шипящие звуки и сонорные [л ], [ р], [р`], у некоторых из них остаётся неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков, они взаимозаменяются.
Фонематические процессы у детей к 5 годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.
К 6 годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет дифференцировать близкие по звучанию фонемы. Формируются навыки звукового и слогового анализа и синтеза.
Произносительная сторона речи 7 года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учётом норм литературного произношения. [7]
Таким образом, работа над становлением фонематического слуха должна проводиться с рождения ребёнка.
От звукового оформления речи во многом зависит сила воздействия на слушателей, поэтому необходима специальная работа над звуковой стороной речи. Русский язык обладает сложной звуковой системой, поэтому на него обращают внимание многие исследователи, которые занимаются теорией звучащей речи. Именно на основе анализа звукового строя языка создается база для теоретического осмысления процессов, происходящих в языке. Ученые характеризуют звуковые единицы языка с точки зрения образования звука (это артикуляционные свойства языка), звучания (акустические свойства языка) и восприятия (перцептивные качества языка). Все эти единицы взаимосвязаны.
Гвоздев А.Н. показал, какую большую работу проделывает ребенок, овладевая фонологическими средствами языка. Для усвоения отдельных звуков речи ребенку требуется разное время. Правильные условия воспитания и обучения ребенка приводят к усвоению грамматической и звуковой стороны слова. [8]
Исследования лингвистов, психологов, педагогов дают основание полагать, что именно звуковая сторона языка рано становится предметом внимания ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, Ф.А. Сохин, М.И. Попова, А.А. Леонтьев, А.М. Шахнарович, Е.И. Негневицкая, Л.Е. Журова, Г.А. Тумакова).
Выготский Л.С., говоря об усвоении ребенком знаковой стороны языка, подчеркивал, что сначала ребенок овладевает внешней структурой знака, т.е. звуковой [6]. Д.Б. Эльконин писал: «Очевидно, что развитие связной речи у ребенка и тесно связанное с ним усвоение грамматического строя невозможны вне овладения звуковой системой языка». [9] Последнее, по мнению Д.Б. Эльконина, представляет собой основу становления речи ребенка. «Овладение звуковой стороны языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка, или, как его называют, фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи». [10]
Количество правильно произносимых звуков психологи связывают с расширением запаса активно используемых слов (Н.Х. Швачкин, Н.И. Жинкин, Г.Л. Розенгарт-Пупко, М.И. Попова). Отметим также, что методика обучения дошкольников чтению, разработанная Д.Б. Элькониным и его последователями, основана на действии со звуковой стороной языка (Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Л.Н. Невская, Н.В. Дурова, Г.А. Тумакова). Обучение чтению начинается с введения ребенка в звуковую действительность языка, «чтобы обеспечить последующее усвоение грамматики и связанной с ней орфографии».
Звуковая сторона речи дошкольников изучалась в разных аспектах: как развитие восприятия речи и как формирование речедвигательного аппарата (Е.И. Тихеева, О.И. Соловьева, В.И. Рождественская, Е.И. Радина, М.М. Алексеева, А.И. Максаков, М.Ф. Фомичева, Г.А. Тумакова). Многие исследователи подчеркивают роль развитого осознания детьми фонетической стороны речи. Дети рано начинают замечать недостатки в своей и чужой речи (А.Н.Гвоздев, К.И. Чуковский, М.Е. Хватцев, Д.Б. Эльконин, С.Н. Карпова). От понимания особенностей звуковой стороны речи можно протянуть нить к формированию произвольности речи (Ф.А. Сохин, Г.П. Белякова, Е.М. Струнина, Г.А. Тумакова, М.М. Алексеева).
Фонетические наблюдения детей над артикуляцией создают основу не только для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи в ее произносительном аспекте. Правильная и понятная речь ребенка, создает основу для развития его коммуникативных навыков.
Согласно требованиям новой программы Республики Казахстан одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л. С. [11]
Д.Б. Эльконин подчёркивал, что от того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, зависит все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии. В процессе освоения ребенком звуковой стороной слова формируется лингвистическое отношение к речи, к языковой действительности. Как только ребенок приступает к освоению грамоты к речевым, двигательным и слуховым анализаторам подключается и зрение. Всё это вместе взятое ведёт к развитию фонематического слуха, т. е. особой способности, от которой зависит развитие речи ребёнка, усвоение им родного языка. Развитие и совершенствование фонематического слуха возможно при активности, тренировке речевых кинестезий (движений), которые, как показали исследования Н.И. Жинкина, «поступают не только от органов речи, но и от множества мышц, не выполняющих собственно речевых движений» [3, с. 65].
Овладение ребёнком речью связано с его повышенным интересом к её звуковой стороне. Звуковая оболочка слова очень рано начинает привлекать внимание ребёнка, а ориентировка его в звуковой форме речи возникает уже в предшкольном возрасте. В дальнейшем ребёнок специально учится вслушиваться в звуки, из которых состоят слова, различать их, вычленять из слова, анализировать звуковой и слоговой состав, «слышать» ударение.
Такой путь в овладении звуковой стороной слова совершает каждый ребёнок дошкольного возраста. Чтобы не было задержки в речевом развитии ребёнка, этот путь не должен осуществляться стихийно. Взрослый своевременно приходит на помощь малышу и целенаправленно руководит развитием его речевой деятельности.
Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Проблема формирования коммуникативных навыков детей в дошкольной педагогике является особенно актуальной, так как отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте и становятся фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.
Формирование коммуникативных навыков навыков - одна из основных задач подготовки дошкольника к дальнейшей жизни и является важным условием нормального психологического развития ребенка. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Дошкольный возраст считается сенситивным периодом жизни индивида, родители и педагоги должны предельно продуктивно использовать этот возраст для развития ребёнка, на нас ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образы…
Если в этот период жизни ребенок не получал достаточно общения, то позднее у него возникают проблемы в налаживании социальных связей.
Требования общества говорят о необходимости выстраивания специально организованной работы по развитию коммуникативных навыков и социальных умений общения.
Список литературы :
Педагогика : учеб. пособие для педагогических институтов / под ред. С. Ф. Егорова. – Москва : Просвещение, 2008. – 526 с.
Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1998. – С.266.
Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Педагогика, 1959. – С.63.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения:: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошкольное воспитание» -М.: Просвещ
Коррекционная педагогика: Основы обучения и развития /Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 1999. – С.34-35.
Выготский Л. С. «Педагогическая психология» — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
Н.С. Варенцова. "Обучение дошкольников грамоте" – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012
А.Н. Гвоздев: Вопросы изучения детской речи, - Детство-Пресс, 2007 г.
Эльконин Д.Б. «Психическое развитие в детских возрастах. Избранные труды» - М. - Воронеж. НПО "МОДЭК", 2001. - 417 с.
Эльконин Д.Б. «Развитие речи в дошкольном возрасте.» М., 1958.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 480 с.