Сeгодня в Российской Федерации, согласно статье 38 Конституции Российской Федерации, семья находится под защитой государства. Пункт 3 статьи 16 Всеобщей декларации прав человека предусматривает, что семья - естественная и основная ячейка oбщества - имеeт право на защиту со стороны общества и государства.
Согласно результатам исследования 2017 года 50,0 % молодых пар считают, что их семья испытывает существенные материальные затруднения, при этом из общего числа пар, имеющих ребенка, 43,7 % указали на то, что после его рождения материальные затруднения стали более весомыми и значительными. Основными источниками формирования бюджета молодой семьи являются заработная плата супруга или супруги, стипендия супруга или супруги и финансовая помощь родителей.
По данным на начало 2016 года, число молодых семей, состоявших на официальном учете по улучшению жилищных условий, в целом по Российской Федерации составляет около 400 тыс. семей. Из указанного числа примерно 80 тыс. молодых семей участвовали в 2017 году в региональных и муниципальных программах обеспечения их жильем.
К тому же, особенности современного этапа социально-экономических преобразований в стране определили такое текущее соотношение между уровнем доходов основной части молодежи и уровнем цен на жилье, при котором большинство молодых семей не в состоянии оплатить жилье ни в процессе его строительства, ни в рассрочку.Поддержка молодых семей при улучшении жилищных условий должна более полно соответствовать их материальным возможностям, стимулировать воспроизводство населения и территориальную миграцию исходя из интересов общества в целом. Поэтому общий объем финансирования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2003 - 2010 года составляет 165 млрд. рублей, что существенно превышает лимиты, ранее предусмотренные на эти цели в федеральной целевой программе «Жилище». Прогнозные показатели средств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований —43,0 млрд. руб.; личные средства молодых семей — 4,237 млрд. рублей, средства предприятий и других внебюджетных источников — 4,895 мл Суть подпрограммы заключается в том, что предусмотренные в федеральном бюджете финансовые средства направляются государственным заказчиком в субъекты Российской Федерации для оказания адресной помощи молодым семьям, которые участвуют в региональных программах улучшения своих жилищных условий.
В современных условиях семья выделяется в самостоятельную, независимую от государства сферу, которая характеризуется приоритетом индивидуальных частных интересов и ценностей членов семьи. Она утрачивает признаки социально-публичного института, представляя собой союз лиц, не обремененных взаимными обязанностями. Государство должно быть заинтересовано в существовании такой семьи, которая способна обеспечить национальные интересы, сыграть значимую роль в развитии государства, становлении гражданского обществa.
В связи с этим исследование в данной работе возможных форм взаимодействия государства и семьи в условиях современного социального реформирования сквозь призму сочетания частных и публичных интересов в механизме семейно-правового рeгулирования представляет особую актуальность.
Исследование семьи, её целей, проблем и преобразований представляет особый интерес для социальной работы. В новых социально-экономических условиях всё очевиднее проявляется неспособность семьи выполнять свои функции. Данные процессы свидетельствуют не об упадке семьи, как традиционного образца взаимоотношений в обществе, а являются манифестами изменения сложившихся форм семейной жизни - что заслуживает серьезного осмысления на теоретическом и эмпирическом уровне.
Для категории «молодая семья» нами была составлена анкета в печатном и электронном варианте, чтобы молодые семейные пары по Ульяновску и Ульяновской области смогли ответить на них дистанционно. Анкета состоит из 16 вопросов. Основные вопросы направлены на выявление жизненного положения данной категории, уровня знаний о государственных программах, направленных на поддержку и улучшение жизни молодых семей.
Цель: проведение эмпирического исследования по выявлению жизненного уровня населения.
Основные итоги диагностики:
В анкетировании участвовали 40 молодых семей.
У большинства опрошенных пока нет детей.
Образование у большинства опрошенных незаконченное высшее или высшее.
На вопрос «Считаете ли Вы свою семью социально защищенной?» , 27,5 % ответили «В некоторых моментах», 22,5% - «Скорее да, чем нет»
45 % опрошенных не знают о программах для молодых семей.
70 % опрошенных молодых семей считают, что государство прежде всего должно регулировать жилищную сферу.
52,5 % думают, что создание Общественной организации молодых семей целесообразно в районе, где они проживают.
7) Молодые семьи, по данному опросу, в основном, слышали про материнский капитал, единовременное пособие при рождение ребенка и пособие по беременности и родам.
Профилактическая беседа с молодыми семьями.
После диагностики я провела профилактическую беседу с молодыми семьями.
Цели беседы:
- информирование о новых законах для поддержки молодых семей;
- групповая работа, сближение и общение.
Результаты:
- Молодые семьи стали более информированы, новая информация оказалась полезна.
- Душевное общение и полезные советы друг другу также положительно повлияли на молодых людей.
Решение социальных проблем, возникающих в молодой семье, невозможно реализовать без организации социальной работы, деятельности социальных служб и программ государственной молодежной политики.
Необходимо создать региональную программу проектирования, которая комплексно будет решать проблемы молодых семей.
В рамках социальной поддержки молодых семей государством должно в полной мере осуществлятся:
- формирование федеральных, региональных, местных целевых программ (проектов) по государственной поддержке молодых семей, в первую очередь малоимущих, по оказанию им материальной и иной помощи в решении социально-экономических, социально-бытовых проблем, по обеспечению занятости молодых родителей, по формированию здорового образа жизни, организации просветительской работы по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, воспитания и развития детей, организации семейного и детского отдыха;
- введение в практику социологических мониторингов по проблемаммолодой семьи, по научно-методическому обеспечению работы с молодымисемьями;
- совершенствование федерального законодательства, других нормативных актов по поддержке молодых семей в строительстве и приобретении жилья (по осуществлению субсидирования, целевого льготного кредитования, ипотечного кредитования, по внедрению механизмов аренды государственного и муниципального жилья и др.), по улучшению жилищных условий для молодых малоимущих семей;
- разработка и реализация мер по поддержке инициатив молодых граждан, молодежных объединений, в том числе МЖК (молодежных жилищных комплексов), по строительству доступного жилья для молодежи;
- формирование системы социальных служб в целях расширения сферыобразовательных, социально-медицинских, социально-правовых, психолого-педагогических, информационных, консультационных и других услугмолодым семьям для обеспечения охраны здоровья, образования,воспитания и развития детей, социальной защиты, социальной адаптации иреабилитации молодых граждан, находящихся в трудной жизненнойситуации .
В заключении отметим, на своем жизненном пути молодые супруги вынуждены сталкиваться с многочисленными проблемами и трудностями (проблема материальной и жилищной обеспеченности, трудоустройства, медицинские проблемы, психологические и многие другие), большинство из них молодая семья не всегда в состоянии решить самостоятельно и ей важна профессиональная социальная помощь комплексной поддержки.
Целью комплексной поддержки является обеспечение государством необходимых условий для реализации ее функций и повышение качества жизни молодой семьи. Основными направлениями комплексной поддержки таких семей являются: осуществление адресной поддержки, оказание социально – экономической помощи, совершенствование системы охраны репродуктивного здоровья, решение жилищных проблем молодых семей и оказание социально – психологической помощи молодым родителям.
Молодой семье оказывается поддержка на двух уровнях: федеральном и региональном. Если система мероприятий первого уровня унифицирована, то система второго – специфична. Льготы молодых семей в каждом субъекте РФ зависят от демографической ситуации, политики местных органов государственной власти, финансового состояния регионального бюджета и других внешних факторов. В одних регионах социальные выплаты на поддержку благосостояния молодых семей предоставляются всем, кто соответствует формальным требованиям, а в других – помощь носит адресный характер и гарантируется только малоимущим. Не во всех регионах предполагается материальные выплаты и т.д.
Возможность получения и характер государственной помощи молодой семье определяется ее соответствием ряду характеристик: возраст супругов; количество детей; наличие национального гражданства, а для региональных программ – прописка в пределах субъекта РФ; уровень доходов и жизни (для субсидий – ниже прожиточного минимума; для содействия покупке жилья – наоборот, требуется достаточная платежеспособность);
Рассчитывать на помощь от государства и региональных властей могут только активные россияне: о получении льгот нужно хлопотать, за предоставлением субсидий – обращаться. Во всех случаях заявителю необходимо представить субъекту властных полномочий документы, подтверждающие обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своей просьбы.
Список литературы
Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. / Ю. Е. Алешина. - М., 2009. – 117 с.
Азисов Н.Н. Социальный статус молодой семьи в условиях современной России / Н.Н. Азисов. - Саранск, 2009. – 289 с.
Бароцкая К.Б. Право семьи на социальную защиту // журнал «Социальное и пенсионное право», 2006, № 3
Басов. Н.Ф. основы социальной работы: Уч. Пособие для студ..:-М.2004.-288с.
Бреева.Е.Б. Основы демографии : Учеб. пособие для студентов сред. проф. учебных заведений. - М. - Издательский центр "Академия", 2004. - 357 с.
Быкова Л.Д. Содержательная модель региональной социальной политики/ Л.Д. Быкова // Вестник Омского университета, 2007. - Вып. 2. – С. 45
Гуль Н.В. Конституционное право на защиту семьи, материнства и детства. Журнал российского права, 2007. № 4. – 28-30 с.
Гонгало Б. Основные начала семейного законодательства //Семейное и жилищное право, 2006, № 2. – 16-20 с.