ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ В XVIII В. - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ В XVIII В.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность темы работы. Эпоха Петра I сыграла большую роль в истории русской культуры. В начале 18 столетия осуществляется переход от средневековья к культуре нового времени, все отрасли жизни социума подвергаются европеизации, осуществляется секуляризация культуры. Петровская эпоха всегда вызывала споры своей сложностью и неоднозначностью. Но реформы Петра не означали радикального разрыва с прошлым, с национальными традициями, и полного усвоения западных образцов.

Тем не менее, открытость русской культуры Западу ускорили ее собственное развитие. Для культуры данного периода характерна быстрая смена стилей (барокко, классицизма). Возникает авторство. Искусство становилось светским, более разнообразным жанрово, его поддерживало государство. Но наряду с возникновением данных тенденций, художественная культура первых десятилетий 18 столетия сохраняла еще некоторые черты предшествующего столетия и была переходного характера.

Петровские реформы трудно оценить однозначно, они были двойственны. Прежде всего, совершенный Петром выбор между Востоком и Западом в пользу последнего был исторически нужен и поэтому правильным. Попытки сохранить прежнюю самобытную Россию в неизменном виде вряд ли могли осуществиться, или они могли привести к утрате Россией своей самостоятельности и независимости, а вместе с этим — к исчезновению ее самобытности.

Объектом работы являются общественные отношения, которые возникли в России при развитии культуры в 18 веке.

Предметом работы являются архитектура, наука, образование, искусство и литература России 18 века.

Целью работы является изучение культуры России 18 века и ее влияние на мировую культуру. Для достижения цели предстоит разрешить следующие задачи:

- рассмотреть основные положения и философия культуры ХІІІ века;

- изучить особенности архитектуры России XVIII в.;

- описать особенности науки и образования России XVIII в.;

- рассмотреть особенности искусства и литературы России XVIII в.

Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников.

  1. Основные положения и философия культуры ХІІІ века

С конца 17 до конца 18 столетий в основных чертах формируется русская нация и национальная культура. Начинает преобладать светская, рационалистическая культура, хотя влияние религии было еще велико, активизируются контакты с иными народами, государство вливается в мировой культурный процесс. Культурное развитие становится быстрее, усложняется, дифференцируется, и возникают новые отрасли культуры (наука, художественная литература, светская живопись). Осуществляются демократизация культуры: увеличивается круг производителей и потребителей культурных ценностей. Изменяются механизмы распространения культуры (светские школы, университеты, литературный язык, книгоиздательство и так далее), то есть изменяется знаковая система Древней Руси.

18 столетие в сфере культуры России считают веком глубоких социальных контрастов, подъема науки и просвещения. Век разума и просвещения - так говорили о своем времени великие мыслители 18 века, провозвестники новых революционных идей. 18 столетие в истории мировой культуры вошло как эпоха больших исторических и идейных сдвигов, острейшей борьбы с религиозным догматизмом и монархическими устоями.

Распространение материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия ярко отразились в литературе, науке, философии, в просветительской деятельности больших мыслителей, писателей, ученых этого времени - Гольбаха и Дидро, Руссо и Вольтера, Шиллера, Гете, Лессинга.

Русские ученые не только восприняли творчески достижения европейских ученых, но и сами они оказали влияние на мировую научную мысль. В России общий уровень развития науки в 18 столетии был ниже, чем в Западной Европе, но тем большее значение приобретало каждое новое ее достижение. Издания Российской Академии наук пользовались известностью у ученых иных государств. За границей следили внимательно за научной жизнью Петербурга.

Это был первый век, когда бурно развивалась светская культура, когда решительную победу одержало новое, рационалистическое мировоззрение над аскетическими суровыми догмами религиозной морали, что открыло широкую дорогу расцвету культуры следующих эпох.

Русская культура заняла в данный период достойное место в мировой культуре. В ней возникли особенности национального мировоззрения и характера. У нее появилась собственная динамика развития, что придало ей уникальность, неповторимость и узнаваемость среди иных культур.

Культура русского государства в 18 столетии была подвержена европейскому влиянию, и сама приобрела мировое значение. Основное достижение названного периода связано с освобождением творческих сил личности, расцветом личностного творчества, осуществлением ломоносовской формулы, что «будет собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать»1.

На развитие России в первой половине 18 столетия большое влияние оказали реформы Петра I в сфере образования, науки, а также вводимая им европеизация быта и открытость русского социума для усвоения европейской культуры. Глубокий практицизм, который характеризовал всю деятельность Петра I, отличал и его политику в сфере просвещения и науки.

Петровские изменения в отрасли культуры, быта и нравов были ярко выраженного политического характера, вводились часто насильственно. Во главу данных реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жесткому плану царской воли. Чисто внешние атрибуты петровской эпохи, которые проявились в декретивном введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от столетних традиций русской культуры должны были подчеркивать принципиальное различие сформированной за ¼ столетия Российской империи - великого государства европейского типа.

Культурная жизнь России второй половины 18 столетия пропитана идеями Просвещения - французской идеологии «царства разума», которая придавала огромное значение распространению образования и науки.

Большие изменения затронули не только рассмотренные сферы культуры, но и весьуклад повседневной жизни. Тут одно из основных изменений было связано свведением нового летоисчисления и календаря. По указу Петра вместо прежнего счета годам от «Сотворения мира» впредь предписывалось исчислять года от Рождества Христова, то есть с 1 января 1700 года, как это было принято в европейских странах. Правда, Европа использовала григорианский календарь, а Россия вводила юлианский. По петровскому указу устанавливалась и новая традиция - торжественно встречать «Новый год и столетний век», украшая ворота домов сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками, устраивая стрельбу, игры и потехи2.

По иному указу Петра вводили новую форму общения людей — ассамблеи. На них собирались представители высших слоев социума для отдыха и веселого проведения времени в танцах, непринужденных беседах, за игрой в шахматы и шашки. В повседневную жизнь придворной знати входит также традиция двуязычия. При Петре и Анне распространяется немецкий язык, а начиная с Елизаветы — французский. Влияние французской культуры проявлялось и в том, что дамы дворянского социума музицируют на клавесине.

Значительные изменения осуществляются в одежде. Старинные русские длинные одеяния уступают место немецким кафтанам, коротким и узким европейским одеждам. Мужчины высших слоев социума перестают носить бороды. Среди придворной знати утверждаются европейские правила этикета и светские манеры поведения. Правила хорошего тона среди детей дворян пропагандирует популярная в те времена книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению».

Культурные изменению и нововведения 18 столетия касались преимущественно привилегированных сословий русского социума. Низшие сословия они почти не затрагивали. Они разрушали прежнее органическое единства русской культуры. К тому же эти процессы осуществлялись не без издержек и крайностей, когда некоторые представители высших кругов социума начисто забывали русский язык и культуру, русские традиции и обычаи. Тем не менее, объективно они были нужны и неизбежны. Культурные преобразования способствовали общему развитию России. Без современной светской культуры Россия не могла бы быть на достойном месте среди передовых государств.

  1. Архитектура России XVIII в.

В 17 столетии заканчивается семисотлетний период великого каменного древнерусского строительства. После он впишется не в одну увлекательную страницу летописи мировой архитектуры. А уже русская архитектура 18 века прославится рядом новшеств в искусстве и строительстве. Именно эти изменения в основном были обусловлены весомыми требованиями правительства. Прежде всего, архитектура 18 века в России должна была выражать всю мощь, силу и величие огромной империи в виде архитектурных сооружений.

С политическим и экономическим развитием России предъявляются новые требования и к градостроительству. Условно вся русская архитектура 18 века может быть представлена преимущественно несколькими архитектурными направлениями. Это в первую очередь барокко и рококо, и, конечно, классицизм.

Вархитектуре западное влияние было более сильным. Новая столица России - Санкт-Петербург — резко контрастировала с Москвой. Город Петра формировался на абсолютно новых принципах градостроительства, которое имело ансамблевый характер, покоившегося на строгой плакировке улиц, площадей, административных зданий и дворцов. До недавнего времени именно Петербург был настоящим современным городом, тогда как Москву часто называли «большой деревней». Некоторые почитатели Петербурга предлагали называть его «восьмым чудом света» — в дополнение к известным «семи чудесам»3.

Петр I создает особую комиссию, которая в будущем станет основным органом государственного проектирования как столицы, так и иных городов. Гражданское строительство уже преобладает над церковным. Большое значение придается не только фасадам, но и облику всего города – дома строятся фасадами вдоль улиц, осуществляется разуплотнение застройки в противопожарных целях, благоустраиваются улицы, мостятся дороги, решается вопрос уличного освещения, по обочинам сажают деревья. Во всем этом чувствуется зримое влияние запада и твердая рука Петра, который своими указами совершил в те годы практически революцию в градостроительстве. Поэтому не удивительно, что Россия за небольшой срок практически догнало Европу, выйдя на достойный уровень по уровню градостроительства и благоустройства городов.

Строительство Санкт-Петербурга было основным архитектурным событием начала столетия. Именно с этого города и московской Лефортовской слободы начинаются серьезные преобразования в архитектурном облике прочих городов. Ориентированный на запад Петр Первый приглашает иностранных архитекторов и отправляет российских специалистов обучаться в Европу.

В Россию приезжают Трезини, Леблон, Мичетти, Шедель, Растрелли (отец) и иные знаменитые архитекторы, которые внели большой вклад в русское зодчество первой четверти 18 века. Что интересно, если в начале своего творческого пути в России они четко работали по своим принципам и западному архитектурному мышлению, то уже через определенный период времени историки отметили влияние нашей культуры и самобытности, прослеживающееся в их более поздних работах.

Только сегодня, в связи с возникновением архитектуры постмодернизма, которая вызвала переоценку ценностей, Москва по своей архитектурной значимости вновь возвысилась над Петербургом.

В России 18 столетия сформированы были архитектурные творения, являющиеся достоянием не только России, но и всего мира. Некоторые из них, а именно, строительство Баженовым В.И. Большого Кремлевского дворца и здания коллегий на территории московского Кремля, которые до сих пор являются одной самой совершенной работой всего русского классицизма конца 18 столетия.

Наиболее важными прогрессивными традициями русского зодчества, которое огромное значение имело для практики поздней архитектуры, являются градостроительное искусство и ансамблевость. Архитектура во времени преобразовывалась, но, тем не менее, ряд особенностей русского зодчества бытовали и развивались на протяжении нескольких столетий, сохраняя традиционную устойчивость вплоть до XX века.

Новым явлением в русской культуре стало распространение скульптурных композиций, что особенно ярко выразилось в создании дворцово-парковых ансамблей – к примеру, оформление Большого каскада Петергофского дворца (архитектором Ж.Б. Леблоном).

В петровскую эпоху градостроительство переходило к регулярной застройке городов, формированию крупных архитектурных ансамблей - в основном гражданских, а не культовых. Самым ярким примером этого является строительство Петербурга. Замечательными памятниками архитектуры стали комплекс зданий и сооружений Петропавловской крепости, Летний дворец Петра I (архитектор Д. Трезини), здание Двенадцати коллегий, Адмиралтейство и иные.

В России крупнейшим деятелем Просвещения был писатель и журналист Н.И. Новиков (1744-1818 годы), который занимался также издательством. Его сатирические журналы "Трутень" и "Живописец" (1769-1773 годы) бичевали пороки, которые были вызваны самодержавным деспотизмом и крепостничеством: его мысль «крестьяне такие же люди, как дворяне» была открытием для России 18 столетия4.

Русский классицизм в архитектуре XVIII в. представляли И.Е. Сгаров, Д. Кваренги, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков. Первый из них построил Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге. Кваренги создал павильон «Концертный зал» и Александровский дворец в Царском селе (ныне Пушкин), Эрмитажный театр и Ассигнационный банк в Петербурге. Баженов и Казаков творили в Москве. Первому принадлежит великолепный дом Пашкова, а второму — старое здание Московского университета, Сенат в Кремле, Первая городская больница5.

Русское барокко в архитектуре нашло яркое воплощение в творчестве Д.Трезини и В.В.Растрелли. Первый построил «здание Двенадцати коллегий» (ныне университет), Летний дворец Петра I и собор Петропавловской крепости в Петербурге. Второй — Зимний дворец (ныне Эрмитаж) и Смольный монастырь в Петербурге, большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе.

  1. Наука и образование России XVIII в.

Специалистов готовили как за границей, так и на родине. В провинции начальное образование осуществлялось в трех типах школ: 46 епархиальных, которые готовили священнослужителей; 42 цифирных – которые готовили местных мелких чиновников; гарнизонные школы – которые обучали солдатских детей. Кроме этого в Москве (1703-1715 годы) работала особенная общеобразовательная школа – «гимназия» пастора Э. Глюка, в которой обучали, в основном, иностранным языкам. Военных специалистов готовили Навигацкое, Артиллерийское, Инженерное, Морское и Медицинское училища.

Кроме перевода иностранных, создавались собственные учебники. Самое большое распространение получили грамматика Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого. В создании новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф.П. Поликарпов, Г.Г. Скорняков-Писарев, Ф. Прокопович и иные. Одновременно с реформой в отрасли образования в первой четверти 18 столетия бурное развитие получило издательское дело. В 1708 году Пётр I ввел вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы, а также законодательных актов были сформированы новые типографии в Москве, Петербурге и иных городах, которые выпустили в свет за годы правления Петра более 600 наименований книг и иных изданий (в том числе немало переводов).

Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли, а в 1714 году в Петербурге была открыта государственная библиотека, которая заложила основу Библиотеки Академии наук. С декабря 1702 года стало выходить первое в России периодическое издание - газета "Ведомости". Большой размах приобрели географические и геологические изыскания. Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей (М. Сердюков, Я. Батищев, И. Беляев, Е. Никонов, А. Нартов и иные).

По инициативе Петра I в России стали собирать научные коллекции и организовывать отечественное музееведение. В 1719 году для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрание «раритетов», послужившее основой для коллекций будущих музеев - Эрмитажа, Артиллерийского, Военно-Морского и иных.

Итогом достижений петровского времени в сфере науки и образования стало формирование (по указу от 28 января 1724 года) в Петербурге Академии наук, которая была открыта уже после смерти Петра I в 1725 году. Академия наук формировалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней открыли университет и гимназию.

Самые важные социально-экономические и политические сдвиги в жизни России в петровскую эпоху отразились в литературе и публицистике. В 1717 году в Петербурге вышло в свет «Рассуждение...» о причинах войны со Швецией, которое представляло собой первый в российской истории дипломатический трактат о внешнеполитических приоритетах государства. Экономическая публицистика была представлена работами выдающегося учёного-самородка И.Т. Посошкова, и прежде всего его самой известной работой «Книга о скудости и богатстве»6.

Блестящим писателем, оратором и общественным деятелем эпохи Петра был идеолог церковной реформы Феофан Прокопович. Он разработал «Духовный регламент» и важный политический трактат «Правда воли монаршей». Иным видным церковным деятелем был Стефан Яворский. Его литературная деятельность отмечена крупными религиозными трактатами «Знамение пришествия антихристова» и «Камень веры», которые были направлены против протестантизма.

В развитии образования были 2 тенденции: во-первых, увеличение сети учебных заведений (возникновение в 1786 году «Устава народных училищ» увеличило народные школы с 8 до 288, а количество учеников - с 518 до 22220 человек); во-вторых, закрепление принципа сословности образования (рост числа дворянских учебных заведений). Число кадетских корпусов увеличивается до 5, появляется новый тип учебного заведения - благородный пансион.

Огромную роль в распространении образования играл И.И. Бецкий, сторонник воспитания детей в изоляции от родителей (во избежание дурного влияния). Благодаря деятельности Бецкого в Москве возник Воспитательный дом для незаконно рожденных и подкидышей, коммерческое училище для купечества, в Санкт-Петербурге - Смольный институт для благородных девиц с мещанским отделением для недворянок. Христианские миссионеры открывали школы для народов Поволжья и Сибири.

  1. Искусство и литература России XVIII в.

Во время Петра I осуществлялись попытки формирования публичных театров в Москве и Петербурге, где ставились пьесы на исторические темы и комедии. В сфере изобразительного искусства в первой четверти 18 столетия активно развивалась светская живопись, особенно портретная. Выдающимися портретистами того времени были И.Н. Никитин, А.М. Матвеев, а среди мастеров гравюры - И. Адольский.

В литературе сохранялись старые формы, но содержание произведений изменялось, на них влияли гуманистическая мысль и идеи Просвещения. В начале 18 столетия популярны были повести («гистории»), особенно «Гистория о российском матросе Василии Кориотском», которая отразила возникновение нового героя, деятеля, патриота и гражданина. «Гистории» показывали, что успеха в жизни человек может добиться благодаря личным качествам, добродетелям человека, а не происхождению. Влияния стиля барокко проявлялось, прежде всего, в поэзии, драматургии (представленной, в основном, переводными пьесами), любовной лирики7.

Начало 18 столетия было важным периодом в становлении русского литературного языка. Литература петровской эпохи отличалась большой языковой пестротой, в ней наряду с церковнославянским языком активно применялись иностранные слова, многие их которых остались в современном русском языке.

В середине 18 столетия лексические нормы литературного языка упорядочил М.В. Ломоносов. В трактате «О пользе книг церковных в российском языке» (1757) он применял известную еще со времен античности схему деления литературного языка на 3 стиля: высокий, средний и низкий. Но его реформа сохраняла условность книжного языка, который отличался от разговорной речи.

В становлении нового литературного языка важную роль играли писатели-сентименталисты, в частности, Н.М. Карамзин. Но, провозгласив сближение литературного языка с разговорным языком, они ориентировались на «салонный язык». Поэтому их нововведения не могли стать основным направлением создания литературного языка. Иным направлением стала ориентация на книжный славянский язык, которую отстаивал А.С. Шишков, которая способствовала сохранению в языке национальных корней. К началу 19 столетия споры о развитии русского языка стали частью культурной жизни социума, что было показателем роста национального самосознания.

Основы теории русской литературы нового времени заложили труды писателя и публициста Ф. Прокоповича ("О поэтическом искусстве", "Риторика"), который обосновывал принципы раннего классицизма. Начало классической традиции в русской литературе связано с именем А.Д. Кантемира, поэта, который первым ввел в России выработанный классицизмом жанр стихотворной сатиры.

Начиная с 30-х годов в литературе возникло влияние классицизма. Русский классицизм подчинялся общеевропейским закономерностям, ему были присущи и жесткая жанровая регламентация и выраженный интерес к античности. Популярны были переводы античных авторов (особенно Анакреона и Горация). В поэзии и драматургии были распространены античные сюжеты. Национальной особенностью русского классицизма была его более тесная (по сравнению с Западной Европой) связь с идеологией Просвещения, определявшая высокий гражданский пафос искусства.

В эпоху классицизма в России сложилась новая художественная литература с развитой системой жанров. Существенным элементом новой словесности стала новая, силлабо-тоническая система стихосложения, введенная поэтом и переводчиком В.К. Тредиаковским. Она основана на чередовании ударных и безударных слогов в строке и до сих пор является основой русской поэзии.

Основоположником русской драматургии был А.П. Сумароков, автор первых русских трагедий и комедий, родоначальник стихотворного басенного жанра. Литература последней четверти XVIII в. под влиянием идей Просвещения обратилась к вопросу о совместимости неограниченной монархии и общественного блага, к острым социальным и политическим темам ("Недоросль" Д.И. Фонвизина, "Путешествие из Петербурга в Москву" А.П. Радищева).

XVIII век стал временем расцвета русской живописи. Русская портретная живопись поднимается до уровня лучших образцов европейского искусства. Основоположниками портретного жанра являются A.M.Матвеев иИ.Н. Никитин. Первый написал «Автопортрет с женой» и парные портреты супругов Голицыных. Наиболее известные работы второго — «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе».

Наивысшего расцвета портретная живопись достигает в творчествеФ.С. Рокотова, Д.Г.Левицкого иВ.Л. Боровиковского. Первый прославился картинами «Неизвестная в розовом платье» и «В.Е. Новосильцова».

Левицкий создал картины «Кокоринов», «М.А. Дьякова». Боровиковскому принадлежит известное полотно «М.И. Лопухина». Наряду с портретной успешно развивается историческая живопись. Ее представляет А.П. Лосенко,написавший картины «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой». Художник работал также в жанре портрета8.

В XVIII в. в России рождается и успешно развивается современная скульптура. Здесь также ведущее место занимает портрет. Наиболее значительные достижения связаны с творчествомФ.И. Шубина, работавшего в духе классицизма. Он создал портреты-бюсты

A.M. Голицына, M.P. Паниной, М.В.Ломоносова. В стиле барокко творилБ. Растрелли. Лучшим его произведением является «Императрица Анна Ивановна с арапчонком». В жанре монументальной скульптуры самым известным творением является «Медный всадник», созданный Э. Фальконе.

В XVIII в. заметные изменения происходят и вмузыке, хотя и не такие глубокие, как в других видах искусства. Создается новый национальный инструмент - балалайка (1715). С середины столетия получает распространение гитара. Продолжает успешно развиваться церковно-певческая, хоровая музыка.

В то же время возникают новые жанры. В частности, появляется военная музыка, исполняемая духовыми оркестрами. Возникает камерно-инструментальная, оперная и симфоническая музыка. Многие аристократы заводят домашние оркестры. Особого выделения заслуживает творчество Д.С.Бортнянского, создававшего прекрасные хоровые произведения, а также оперы «Сокол», «Сын-соперник».

Заключение

В целом русское искусство XVIII в. составляет важную веху не только в истории русской художественной культуры, но и большую роль сыграло в утверждении прогрессивных эстетических идеалов европейской культуры XVIII в. в целом.

Итоги историко-культурного развития XVIII в. весьма значительны. Развитие получили русские национальные традиции во всех видах искусства. Развивались все направления культуры - книгопечатание, образование, изобразительное искусство, архитектура, литература. Идет становление русского классицизма. Развитие культуры XVIII в. подготовило почву для блестящего расцвета русской культуры XIX в., которая стала неотъемлемой составной частью мировой культуры.

Русская культура XVIII века свою великую миссию исполнила с достоинством, став культурой, которая русскую жизнь одухотворила новыми идеалами, заложившими основу русского общественного самосознания на многие столетия. В художественной культуре сформированы были принципы, наиболее полная реализация которых определяет уже век XIX. Великая культура России нового столетия своей значимостью затмевает противоречивую, полную исканий и мучительного перехода от средневековой эпохи к эпохе Просвещения культуру века предшествующего. Но она составляет основу замечательных процессов развития русской духовности XIX и даже XX веков.

Список использованной литературы:

  1. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века: Борьба за наследие Петра. - М., 1986. – С. 134-136.

  2. Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. - М., 1978. - С. 5 – 65.

  3. Евсина Н.А. Архитектурная теория в России в XVIII в. - М., 1978. - 122 с.

  4. Ильина Е.А. Культурология / Е.А. Ильина, М.Е. Буров. - М.: МИЭМП, 2012. - 85 с.

  5. Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: Традиции и модернизация. - М., 1999. – С. 37-41.

  6. Коваленская Н.Н. Русское искусство XVIII века. - М., 1940; (вт. изд. М., 1962). - 131 с.

  7. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. - Л., 1984. (вт из. Л., 1994). - С. 260 - 423.

  8. Русское искусство первой четверти XVIII века: Материалы и исследования / Под ред. Т.В. Алексеевой. - М., 1974. – С. 221-226.

1 Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века: Борьба за наследие Петра. - М., 1986. – С. 134-136.

2 Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: Традиции и модернизация. - М., 1999. – С. 37-41.

3 Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. - М., 1978. - С. 5 – 65.

4 Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. - Л., 1984. (вт из. Л., 1994). - С. 260 - 423.

5 Евсина Н.А. Архитектурная теория в России в XVIII в. - М., 1978. - 122 с.

6 Ильина Е.А. Культурология / Е.А. Ильина, М.Е. Буров. - М.: МИЭМП, 2012. - 85 с.

7 Коваленская Н.Н. Русское искусство XVIII века. - М., 1940; (вт. изд. М., 1962). - 131 с.

8 Русское искусство первой четверти XVIII века: Материалы и исследования / Под ред. Т.В. Алексеевой. - М., 1974. – С. 221-226.

Просмотров работы: 235