Анализ психологической, социологической и медицинской литературы показывает, что переход к вузовской форме обучения является сложным адаптационным процессом, нарушение которого отражается на психологическом комфорте и нервно-психическом здоровье студентов, на их развитии и эффективности обучения (Н.А.Агаджанян, О.В.Бубновская, В.И. Крутов, С.М. Мадорская, П.И. Пидкасистый, Ю.А. Самарин, С.И.Самыгин, В.А.Якунин и др.). Сопоставление этих данных с результатами исследований последних лет, которые подтверждают наличие проблем, связанных с психофизическим благополучием студенчества [4], позволяет сделать вывод о том, что решение традиционных для вуза проблем развития и социально-психологической адаптации студентов в настоящее время осложнено ухудшением условий их существования. Это дает основание отнести проблему психологической защиты студенчества к числу наиболее актуальных проблем высшей школы.
Необходима научная рефлексия относительно используемых подходов в работе со студентами, новых форм образовательной деятельности, адекватных требованиям современной социополитической и социоэкономической ситуации в России.
Компенсаторные механизмы личности служат для преодоления чувства неполноценности, которое является неизбежным следствием физических дефектов, недостатка сил или возможностей человека. Чувство неполноценности, вытесняясь в бессознательное, вместе с тем компенсируется деятельностью по достижению разного рода успехов – реальных или мнимых [1].
Цель данного исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальном подтверждении возможностей реализации личностно-развивающего потенциала психологической защиты в учебном процессе вуза.
Объект – система психологической защиты личности студентов, предмет – возможности реализации личностно-развивающего потенциала психологической защиты в учебном процессе вуза.
Задачи исследования:
Рассмотреть проблему психологической защиты в зарубежной и отечественной психологии.
Проанализировать взаимосвязь психологической защиты и адаптивного поведения личности.
Определить особенности развития личности студента в период обучения в вузе.
Составить программу тренинговых занятий по развитию адаптивных качеств личности.
Гипотеза исследования построена на предположении о том, что:
- носителем личностно-развивающего потенциала являются конструктивные стратегии, направленные на преодоление психотравмирующей ситуации;
- возможности активизации самозащитных усилий студентов связаны с запуском механизмов личностной саморегуляции разных уровней.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе вуза, при организации работы психологической службы высших учебных заведений. Разработанные тренинговые занятия по развитию адаптивных качеств личности могут быть использованы как в деятельности практических психологов психологической службы, так и в рамках проведения спецкурса у студентов.
Список литературы
Гребенников Л. Механизмы психологической защиты – генезис, функционирование, диагностика. – М., 2015
Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса // Вопросы психологии. – 2014. – № 4. – С. 14-22.
Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. – М., 2016
Bubnovskaya O.V. Special aspects of individual’s psychophysical well-being at student’s age // Наука и технологии. 2013. Т. 1. № 4. С. 230-236.