сбалансированность;
профицит;
дефицит.
Достижения сбалансированности бюджета – важнейший принцип, обеспечивающий эффективное функционирование бюджетного механизма и позволяющий государству осуществлять свои функции, законодательно закреплен в Бюджетном кодексе (БК) Российской Федерации.
Согласно статье 33 БК РФ, принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов [2].
Сбалансированность бюджета, составленного путем достижения равенства доходов и расходов, обеспечивается автоматически, но стоит учесть, что возникновение непредвиденных обстоятельств может повлиять на важнейшие макроэкономические, геополитические и социальные показатели, тем самым делая невозможным реализацию в полной степени тех или иных запланированных бюджетом мероприятий.
Сбалансированность бюджета, составленного с превышением расходов над доходами, достигается путем изыскания источников финансирования дефицита. В этом случае сбалансированность бюджета предполагает равенство планируемых расходов объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета. Такой вариант может являться перспективным в случае использования привлеченных средств на развитие рецессивных отраслей экономики, модернизацию производства, внедрение инновационных технологий и иные проекты, способствующие повышению конкурентоспособности национальной продукции и стабилизации экономики. Если же целевое использование вырученных средств ориентировано на поддержание функционирования основных социально-инфраструктурных, производственных и иных объектов, что в свою очередь не приводит к ситуации роста и развития, то подобная тенденция свидетельствует о наличии кризисных явлений в экономике и несостоятельности бюджетной системы [3].
Составление бюджета с превышением доходов над расходами потенциально привлекает большее количество ресурсов, но несмотря на это имеет ряд негативных последствий для развития экономики, среди которых: завышение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, изъятие из их оборота денежных средств, снижение эффективности функционирования экономики в целом, возникновение проблем развития субъектов хозяйствования без государственной поддержки. Возникает ситуация «перегрева», приводящая к экономическому кризису и последующей стагнации большинства отраслей производства.
В РФ на законодательном уровне предусмотрены внутренние и внешние источники финансирования дефицита Государственного Бюджета, позволяющие достичь сбалансированности.
В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
разница между полученными и погашенными РФ, в иностранной валюте, кредитами иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц [4].
Анализ макроэкономических показателей развития экономики РФ свидетельствует о том, что в период с 2011 по 2016 годы наблюдался стремительный рост дефицита государственного бюджета. При этом, в декабре 2011 года был зафиксирован общегодовой профицит в размере 442 млрд. рублей, затем с 2012 года бюджет становится дефицитным и к декабрю 2014 года показатель дефицита достиг 337,7 млрд. рублей.
Стоит отметить, что до 2014 года дефицит покрывался, в долевом выражении, на 5/6 (270,2 млрд. руб.) за счет внутренних и на 1/6 (52,7 млрд. руб.) за счет внешних источников финансирования. Начиная с конца 2014 года, были получены определенные доходы за счет оптимизации управления внутренним долгом, разницы курсов, а сальдо по использованию внешних источников финансирования стало отрицательным, в связи с увеличением выделения средств на погашение внешнего долга.
В 2015 году наблюдался резкий скачек уровня дефицита, по сравнению с предыдущим годом, причем указанный показатель возрос в 6 раз и составил 1,9 триллионов рублей. Эта динамика продолжалась и в следующем году, показатель дефицита увеличился на 50% и к декабрю 2016 года достиг 2,9 триллионов рублей. Дефицит был покрыт в основном за счет изменений остатков на счетах.
Среди объективных причин таких кардинальных изменений макроэкономических показателей, следует отметить:
введение мировым сообществом пакетов санкций в отношении России;
падение уровня мировых цен за баррель нефти;
падение курса национальной валюты;
сложная геополитическая ситуация.
Тем не менее, несмотря на сложившуюся политико-экономическую ситуацию, благодаря применению адекватных и своевременных мер со стороны правительства РФ, были изысканы источники финансирования дефицита государственного бюджета в направлении достижения его сбалансированности.
Список литературы
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017)
Афанасьев, Мст. П. Бюджет и бюджетная система / Мст.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. - М.: Юрайт, 2016. – 61c.
Бюджет и налоги в экономической политике России / В.В. Симонов и др. - М.: Научный эксперт, 2016. – 240 c.
Ковалева, Т. М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации / Т.М. Ковалева, С.В. Барулин. - М.: КноРус, 2016. – 208 c.