ПРОБЛЕМА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Михненко Е.В. 1
1ФГБОУ ВО "Ставропольский государственный аграрный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Экономическая ситуация в РФ, сложившаяся на данный момент, является предметом пристального внимания со стороны не только ведущих финансовых аналитиков, владельцев крупного бизнеса или мелких предпринимателей, но и простых граждан. Кризисные явления, которые сегодня наблюдаются во многих экономиках мира, в России усугубляются еще и тем, что в течение последних лет она испытывает на себе влияние западных санкций.

Государственный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. Правительство Российской Федерации в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета существовала в соответствии расходной. Такая ситуация называется «балансом дохода». В реальности же, расходная часть, как правило, превышает доходную.

Возникновение бюджетного дефицита происходит по многим причинам, среди которых можно выделить следующие – денежная эмиссия, кредиты центрального банка, внутренние и внешние государственные обязательства [1].

Большую роль в бюджете государства занимает спад производства и подъем «теневого» сектора экономики. Если появляются такие причины, то это возможно приведет к упадку налоговой структуры. В таких случаях происходит сокращение объема производства, получаемая прибыль уменьшается, а значит, снижаются доходы бюджета. В результате этого, план по пополнению денежных средств в бюджет не выполняется.

Чтобы сократить денежный дефицит в бюджете страны следует предпринимать следующие действия [2]:

  • кредитно-денежные эмиссии;

  • долговые финансирования;

  • увеличивать налоговые поступления в государственный бюджет.

Проект государственного бюджета на 2017 год был опубликован сотрудниками Министерства финансов России 12.10.2016, и именно он определит структуру доходов и расходов государства на три ближайших года. Новый бюджет позиционируется, как адаптированный к новым реалиям, в числе которых значатся низкие нефтяные котировки, сокращающиеся денежные резервы и «западные ограничения» экономического роста [3].

Среди основных нововведений можно отметить следующие моменты:

  • правительство намерено вернуться к старой практике, предусматривающей принятие единого бюджета на трехлетний период (в 2016 году экономика России основывалась на однолетнем финансовом документе). Согласно мнению, озвученному представителями Министерства финансов, данный шаг обеспечит последовательность и предсказуемость в выравнивании накопленных бюджетных дисбалансов;

  • отличительной особенностью нового документа стало изменение структуры источников финансирования бюджетного дефицита. Если в текущем году 2/3 дефицита покрывалось за счет средств, взятых их Резервного фонда, то в ближайшие три года представители Министерства финансов предлагают меньше использовать суверенные фонды и больше – заемные средства, привлекаемые на внутреннем рынке.

Согласно проекту федерального закона, доходы государства составят 13,4 триллиона рублей. Расходы, в свою очередь, 16,2 триллиона. Номинально это практически цифры 2016 года. Конечно, имеет значение и инфляция, с ее учетом доход, по сравнению с предыдущим годом, сократится. По прогнозам Министерства финансов, государство в силах сократить расходы и увеличить доходную составляющую. Прогнозы достаточно хорошие: если дефицит бюджета России на 2017 год составит 2.8 млрд., то в 2018 – 2 млрд., а в 2019 году будет равняться 1.1 млрд. рублей [3].

Валовой внутренний продукт в следующем году по прогнозам составит 86,8 млрд. К 2019 году он, вероятно, поднимется до цифры 98,8 млрд.

В процессе разработки закона о бюджете, власти не раз акцентировали, что единственное средство на пути к стабилизации бюджета – это максимально сократить расходы. Причем, такая политика действует и сейчас: ожидаемый дефицит бюджета 2016 года должен был составить 3,7 миллиардов. Однако уже внесены поправки в части уменьшения этой цифры. Теперь она немногим более 3 млрд. рублей. Есть вероятность, что в 2017 году дефицит имеет шансы на сокращение более чем на 15%.

В 2016 году большая часть дефицита покрывалась за счет Резервного фонда. Сейчас в нем хранится почти 3 млрд. рублей. В 2017 году перспективы Резервного фонда уже определены: он полностью иссякнет. Поэтому, эту часть финансирования пришлось кардинально менять. Теперь будет задействован Фонд национального благосостояния, величина которого составляет 4,6 трлн. В 2017 году он опустеет на 0,66 трлн., а в 2018 – на 1,2 трлн. рублей.

В целом, государство стремится к уменьшению внешних заимствований и приоритетности заимствований внутренних. В части внешнего долга бюджет России на 2017 год в долларах остановится на отметке $7 млрд., а в последующие годы верхняя планка займа опустится до $3 млрд.

Министерство финансов РФ в пояснительной записке к проекту федерального бюджетного закона указало, что общий государственный долг в периоде 2017-2019 не превысит безопасную отметку в 20% ВВП.

Наименьшую часть в структуре расходов на 2017 год занимают такие сферы как образование и здравоохранение (соответственно 3,5% и 2,3%) [3]. Правительство обещает сокращение количества бюджетных мест в вузах более чем на 40%. Уменьшатся и стипендии студентов. Эта мера направлена на снижение расходов на образование и повлечет массовые увольнения научных сотрудников и преподавателей.

На долю национальной экономики выпало 14,2%. Планируется увеличить предпринимательскую способность населения, тем самым восстановить рост экономики, поддержать некоторые инвестиционные проекты.

Уже с 2015 года Россия обозначила прямой курс на поддержку и укрепление национальной обороны. Военный бюджет России в 2017 году составит 2840 млрд. в 2017 году. Это на 6% меньше, чем в 2016, с учетом инфляции. Стоит отметить существование в бюджете так называемых закрытых, секретных статей. В сфере обороны под такую статью запланировано 800 млрд. Есть мнения, что эти деньги пойдут на досрочное исполнение обязательств по кредитам оборонных предприятий с целью экономии процентов.

Расходы на социальную сферу составят более 30% общего бюджета, а это 5080 млрд. рублей в 2017 году. Более 4000 млрд. рублей направлено на программу «Социальная поддержка граждан» и, наконец, 10 трлн. рублей определены на развитие пенсионной системы.

Правительство в процессе утверждения бюджета опиралось на тезис о том, что поиск новых возможностей дополнительного финансирования – не та задача, которая актуальна для предстоящей трехлетки. Приоритетным является запуск резервных возможностей государства. Другими словами, следует исходить из того, чем мы владеем, какие ресурсы есть у России для выравнивания экономики в нынешних условиях.

В целом, эксперты говорят о сохранении негативной экономической ситуации в 2017 году. Однако присутствует и стремление государства комплексно разрабатывать программу выхода из кризиса, улучшения социальной обстановки.

Направления, для решения данных задач, могут быть разнообразными. Все это делается с целью, чтобы преодолеть бюджетный дефицит и сводится к повышению доходов и снижению расходов государственного бюджета [4]. В целом бюджетный дефицит не является катастрофическим явлением, но увеличение его может привести к серьезным негативным последствиям не только в экономике, но и в политике.

Список литературы

  1. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" от 19.12.2016 N 415-ФЗ

  2. Афанасьев, Мст. П. Бюджет и бюджетная система / Мст.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. - М.: Юрайт, 2016. - 61c.

  3. Бюджет и налоги в экономической политике России / В.В. Симонов и др. - М.: Научный эксперт, 2016. - 240 c.

  4. Ковалева, Т. М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации / Т.М. Ковалева, С.В. Барулин. - М.: КноРус, 2016. - 208 c.

Просмотров работы: 52