Работа механизма государственных займов неизбежно приводит к формированию задолженности. В общегосударственном отношении долг - это общий объем эмитированных, но непокрытых госзаймов с учетом начисленных процентов.
При этом государственный долг условно делится на две категории: внешний (капитальный), внутренний (текущий).
В капитальный включается общий объем эмитированных и непогашенных ценных бумаг (с учетом процентных начислений).
В текущем виде долга учтены затраты по выплате прибыли кредиторам (покупателям гособлигаций) и выплаты по ценным бумагам, срок которых уже настал [3].
В свою очередь, общегосударственные долги формируются из трех «китов»:
- федерального долга - обязательств Правительства страны;
- государственного долга тех или иных субъектов Федерации;
- муниципального долга - обязательств муниципальных образований.
Если рассматривать муниципальный долг в виде простейшей структуры, то она будет состоять из таких элементов:
1. Ценных бумаг муниципальных (местных) формирований. К данной категории относятся муниципальныеоблигации, эмитируемые на различные сроки.
2. Бюджетных займов (выделение средств из бюджета страны на развитие муниципальной сферы, покрытие текущего дефицита и бюджетных разрывов).
3. Займов от специальных кредитных структур (банков, кредитных учреждений).
4. Гарантий муниципальных формирований.
Главная особенность муниципального долга (если сравнивать его с государственным обязательством) - невозможность привлечения займов со стороны иностранных финансовых учреждений и международных структур.
Формы пополнения муниципального бюджета перечислены выше и не могут быть нарушены.
На практике муниципальный долг представляет собой мощный инструмент, позволяющий государственным структурам и органам управления влиять на инвестиционную сферу деятельности, финансовый рынок, денежное обращение, уровень занятости, производство, организацию сбережений и прочие аспекты.
Как правило, обязательства муниципальных формирований можно представить в роли управляемого государством объекта. Федеральные органы власти могут устанавливать соотношения между разными видами обязательств (кредитов, гарантий), структурой оформленных займов по прибыльности и сроками оформления, порядком и сроком эмиссии ценных бумаг, условиями предоставления гарантий и исполнения по ним обязательств [2].
На этапе управления обязательствами муниципальных органов должны решаться следующие задачи:
1. Получение необходимой суммы займов, достаточных для решения проблем местных органов власти в плане выполнения обязательств по долгу.
2. Фиксация размера основных видов задолженности (внутренней и внешней) на уровне, безопасном для дальнейшего развития страны.
3. Снижение общего размера долга, выплачиваемого в определенные периоды времени за счет продления сроков кредитования, а также уменьшения процентных выплат по муниципальным ценным бумагам, переход на других инвесторов, изменение вектора в отношении рынков сбыта.
4. Сбережение репутации муниципальных органов РФ и самого государства, как надежного заемщика, способного своевременно справляться со своими долгами. Чем лучше репутация, тем большую сумму готовы предоставить инвесторы, и тем лучше будут условия предоставления займа.
5. Удержание на одном уровне таких факторов, как предсказуемость и стабильность сферы долговых обязательств.
6. Обеспечение эффективности и целевого применения денег, оформленных в долг муниципальными органами и государством в целом.
7. Эффективное координирование действий всех местных структур на долговом рынке РФ.
8. Грамотная диверсификация текущих обязательств с учетом действующих сроков заимствований, инвесторов, форм выплат дохода и так далее.
Организация управления муниципальными обязательствами - это группа мероприятий, направленных на оптимизацию долговых отношений и создание благоприятных условий в макроэкономике для дальнейшего развития конкретных муниципальных образований и всей страны в частности.
Есть два вида управления муниципальной задолженностью - оперативное и стратегическое. Перспективное (стратегическое) управление - это задача целого ряда руководящих органов, таких как Собрание РФ, Правительство и Президент, исполнительные и муниципальные органы самоуправления [4].
Задача исполнительных органов власти - подготовить необходимые проекты в отношении решений и законов, касающихся стратегии управления. В свою очередь, руководство региональных или местных структур, а также Президент могут отклонить предложение или же поставить свою подпись.
Задача оперативного управления в отношении муниципального долга лежит на нескольких структурах - ЦБ РФ, Правительстве, Минфине РФ и Внешэконобанке. Задача этих органов:
- определить оптимальные условия выпуска займов;
- установить соответствующий порядок выпуска и обращения долговых бумаг;
- определить время выпуска последующего кредита и правила его функционирования;
- выполнить необходимую работу по размещению облигаций государственного образца на вторичном рынке;
- организовать своевременную выплату прибыли и покрытие имеющихся задолженностей;
- предоставить государственные гарантии, займы и так далее.
Аналогичные цели, но уже на своем уровне решают и муниципальные структуры. При этом в процессе своей деятельности они опираются уже действующие федеральные законы.
Сам процесс управления муниципальным долгом состоит из пяти этапов:
1. Проводится обоснование допустимых границ общего долга (внешнего и внутреннего), максимальных и минимальных объемов гарантий, а также лимитов заимствований. Одновременно с этим создается программа получения займа, продумываются виды, сроки и объемы кредита.
2. Создается программа по выпуску облигаций муниципального и государственного образца, принимается решение по поводу определенных параметров, сроков обращения, порядка выплаты, уровня доходности, условий размещения и так далее. Производится эмиссия ценных бумаг.
3. Осуществляется размещение долговых активов и контроль котировочных цен на вторичном рынке. Путем влияния на котировки можно регулировать эффективность займов и размер задолженности (внутренней и внешней).
4. Выполняются задачи, связанные с вычислением проблемных задолженностей. Если органы власти не могут обслуживать (возвращать) долги в установленное время, то начинается переговорный процесс с участием кредиторов по поводу пересмотра сроков погашения и графиков выплат.
5. Осуществляются выплаты с учетом графиков (написанных ранее или скорректированных) в отношении выплаты муниципальной задолженности.
Таким образом, управление муниципальной задолженностью - это группа мероприятий, направленных на своевременную корректировку и регулирование структуры и объемов рынка, определение условий и реализацию новых займов, обслуживание и покрытие имеющихся долгов, предоставление муниципальных гарантий, обеспечение контроля в отношении расходования кредитных средств. При этом не существует единой оценки, которая бы позволила в полной мере оценить эффективность управления муниципальным долгом.
Список литературы
«1.
1. . Бржеский Государственные долги России / Бржеский. - М.: Книга по Требованию, 2014. - 430 c.
2. Вавилов, Ю.Я. Государственный долг / Ю.Я. Вавилов. - М.: Перспектива, 2016. - 101 c.
3. Ермасова, Н.Б. Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и в зарубежных странах / Н.Б. Ермасова. - М.: Высшее образование, 2016. - 516 c.
4. Семеновкер, Б.А. Государственная библиография России XVIII - XX вв. Вып. I / Б.А. Семеновкер. - М.: Пашков дом, 2017. - 226 c.