С недавних пор главной целью балансировки бюджета была, можно сказать, достигнута, в связи с тем, что несколько лет подряд дефицит бюджета составлял менее одного процента от ВВП. [2]
Как всем известно, бюджетный дефицит – состояние государственного бюджета, которое характеризуется превышением объема предусмотренных бюджетных расходов над объемом планируемых доходов, ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета государства. Причинами таких последствий может быть:
Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.
Рост неоплаченного государственного долга[1].
Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.
Чрезвычайные обстоятельства (например войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)
Неэффективность финансовой системы государства.
Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.
Коррупция в государственном секторе.
Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.
В 2015 г. произошло резкое изменение в сторону увеличение бюджетного дефицита. За первые девять месяцев 2016 г. бюджетный дефицит составлял 1509,47 млрд руб. или же 2,5% ВВП. Более того, в принятом законе о бюджете на 2017 г. бюджетный дефицит составляет 3,17% ВВП. [2]
В настоящее время в мире существуют разные мнения о бюджетном дефиците, и не во всех странах данное явление воспринимает как нечто негативное.
Показатели развитых стран по размеру бюджетного дефицита в процентом отношении к ВВП нередко значительно превышают показатели нашей страны, и при этом негативных последствий для экономики не наблюдается.
Однако Россия до сих пор остается весьма чувствительной к данному явлению, и у нас бюджетный дефицит считается негативным обстоятельством. [3]
У государства есть два основных способа финансировать дефицит:
через долг внешний
долг внутренний.
У внутреннего долга есть одно немаловажное преимущество, которое заключается в отсутствии риска, связанного с обменным курсом.
С чисто теоретической точки зрения государство не может обанкротиться по внутренним долгам, так как имея в расположении право денежной эмиссии, оно всегда может эмитировать необходимое количество национальной валюты, что, конечно же, приведет к инфляции.
Основным инструментом по привлечению денежных средств на внутреннем рынке являются государственные ценные бумаги различного вида, такие как Облигации Федерального Займа (ОФЗ с постоянным купонным доходом – 49,9% от общего объема ценных бумаг, ОФЗ с переменным доходом – 27,7% от общего объема). [1]
Эмитентом таких бумаг является Министерство финансов РФ. Данные ценные бумаги являются основой внутреннего долга нашей страны. Помимо отсутствия рисков, связанных с курсом обмена иностранных валют, у государственных ценных бумаг как инструмента государственной финансовой политики есть еще несколько немаловажных достоинств. [2]
Выпуск подобных ценных бумаг не приводит к инфляции, а лишь аккумулирует временно свободные денежные средства. Закономерным недостатком, исходящим из природы данного финансового инструмента, является то, что в конечном итоге это есть долговое обязательство, которое надо обслуживать. Потому в законе о бюджете каждый год устанавливается предельная сумма внутреннего долга.
Верхний предел внутреннего долга к 01.01.2018 составляет 10351,623798 млрд руб., в то время как объем существующего внутреннего государственного долга по состоянию на 01.01.2017 составлял 6100,340569 млрд руб. Согласно опубликованному расписанию аукционов государственных ценных бумаг в первом квартале 2017 г. предельный объем размещения ОФЗ составляет 400 млрд руб.
Стоит еще раз подчеркнуть огромную значимость внутреннего долга и его составной части в виде государственных ценных бумаг, особенно в свете существования бюджетного дефицита. [4]
Привлечение средств в масштабах, необходимых государству, является очень важным процессом, и подобные операции на внутреннем рынке имеют несколько существенных преимуществ по сравнению с привлечением средств извне.
В краткосрочном периоде продажа ценных бумаг всегда представляет прекрасную возможность мобилизовать значительные средства для государства. Однако в этом процессе Министерство финансов должно оставаться объективным по отношению к существующим и будущим возможностям обслуживания долговых обязательств и на основании этого регулировать объем эмиссии государственных ценных бумаг.
Список литературы
1. Алуева Е.В. Совершенствование инструментов бюджетного регулирования страны. Вавилов, Ю.Я. Государственный долг / Ю.Я. Вавилов. - М.: Перспектива, 2015. - 101 c.
3. Ермасова, Н.Б. Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и в зарубежных странах / Н.Б. Ермасова. - М.: Высшее образование, 2016. - 516 c.
4. Семеновкер, Б.А. Бюджетная система Российской Федерации / Б.А. Семеновкер. - М.: Пашков дом, 2017. - 226 c.возможности наших внуков. Вопросы экономики, 2009, № 6. С. 60–69.
4. Яновская Е.В. Государственные и муниципальные финансы. Бюджетное регулирование страны. Яновская Е.В. Государственный долг / Яновская Е.В. - М.: Перспектива, 2015. - 101 c.