ОЦЕНКА УРОВНЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОЦЕНКА УРОВНЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Буханцов С.А. 1
1ФГБОУ ВО "Ставропольский государственный аграрный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сбалансированность бюджета обладает особым социально-экономическим значением. Несбалансированность даже малой части региональных бюджетов приводит к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в организации бюджетного финансирования, порождает неплатежи у хозяйствующих субъектов.

В сформировавшейся экономической ситуации контроль над сбалансированностью региональных бюджетов становится необходимой составляющей бюджетной политики различных субъектов Российской Федерации, а использование и комбинация методов по ее обеспечению обретает новое значение.

Актуальность проблемы сбалансированности региональных бюджетов заключается в том, что финансовые показатели результативности формирования и реализации каждого отдельного региона является частью эффективности бюджетной политики страны в целом, перспектив развития ее экономической, социальной и финансовой сфер.

При рассмотрении региональных бюджетов, а также уровню их сбалансированности большую отводят не только анализу доходной и расходной частей бюджета, но и оценке уровню финансовой устойчивости региона.

В экономической литературе понятия сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетов довольно сильно пересекаются. Под финансовой устойчивостью региона понимают сбалансированность расходных и доходных денежных потоков административного образования, и их сбалансированное изменение под воздействием различных внешних и внутренних факторов, для обеспечения социально- экономической стабильности и развития региона, платежеспособности и инвестиционной привлекательности в текущей и долгосрочной перспективе.

Определение уровня сбалансированности бюджета Ставропольского края рационально начинать с вертикального и горизонтального анализа значений доходов и расходов бюджета за период 2015-2017 годов, выявления основные направлений изменения состояния бюджета, уровня дефицитности, процента выполнения краевого бюджета.

По сравнению с 2015 годом. доходная часть бюджета 2017 года выросла в 1,06 раза. Налоговые доходы остаются бюджетообразующими доходами на протяжении исследуемого периода времени.

Что касается расходов краевого бюджета, то более 68% всех бюджетных средств в 2016-2017 годах было направлено на обеспечение социального блока, что говорит о социально ориентированном бюджете в Ставропольском крае.

За 2017 год расходы краевого бюджета произведены в объеме 85 595,2 млн. рублей или 96,4 процента к уточненным годовым плановым назначениям. Освоение средств краевого бюджета за 2017 год по сравнению с 2016 годом сложилось больше на 621,3 млн. рублей (2016 год – 84 973,9 млн. рублей). Стоить отметить, что в 2016-2017 годах наметилась положительная тенденция (рост доходов), которая, по прогнозам министерства финансов Ставропольского края, к 2019 году выведет бюджет к бездефицитному уровню.

Переходим непосредственно к определению формы финансовой устойчивости Ставропольского края посредствам сравнения минимальных расходов бюджета в исследуемом промежутке времени с суммой собственных и регулируемых доходов регионального бюджета.

Из бюджетных документов Министерства Финансов Ставропольского края приведем выборку необходимых значений минимальных расходов, собственных и регулируемых доходов и прочие необходимые нам значения.

Для определения типа финансовой устойчивости Ставропольского края составим свободную расчетную таблицу.

Таблица 5 – Определение типа финансовой устойчивости и уровня сбалансированности бюджета Ставропольского края

Показатели, тыс. руб.

Года

2015

2016

2017

Рм

75415723,75

76020958,22

84545770,73

Дс

21282568,38

24455590,18

36434373

Др

53317322,4

52717203,17

48113790

Задолженность бюджета (З)

305421174

30455340,49

27780824

Дс+Др

74599890,78

77172793,35

84548163

Дс/Д, %

28,27

31,59

48,27

Др/Д, %

70,81

68,10

63,75

УД , %

36,66

37,31

32,69

Тип устойчивости

Неустойчивое

Неустойчивое/ Нормальное

Нормальное

Бюджет Ставропольского края в 2017 году относится к категории «Нормальный» за счёт равенства минимальных необходимых расходов бюджета (84545770,73 тыс. руб.) и суммы собственных и регулирующих доходов (84548163 тыс. руб.). Это еще раз подтверждает тенденцию улучшения Финисовой устойчивости в крае.

Изменение финансовой устойчивости в разрезе трех лет имело положительный характер, в перспективе устойчивость бюджета Ставропольского края будет только укрепляться за счет наращивания собственных доходов края, сокращения дефицитности. Расчет коэффициентов показал устойчивое состояние бюджета практически по всем направлениям, кроме коэффициента бюджетного покрытия и уровня дефицита.

Обобщая вышесказанное, приходим к выводу том, что в исследуемом периоде величина расходов бюджета постепенно увеличивается. Процент выполнения плановых расходов выполняется практически на 100% по всем направлениям затрат, а бюджет Ставропольского края в 2015 – 2017 годах можно назвать сбалансированным. Но существует еще ряд направлений, по которым наблюдается ряд проблем.

Оптимизация структуры государственного долга, снижение расходов на обслуживание государственного долга, совершенствование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями - основные векторы бюджетной политики, которых придерживается министерство финансов в своей деятельности на плановые 2019-2020 годы.

В настоящее время Министерством Финансов Ставропольского края уже реализуется ряд программ по повышению сбалансированности регионального бюджета, повышению финансовой устойчивости региона в целом.

Список литературы

  1. Зенченко С.В. Анализ методов оценки финансового потенциала региона // Сборник научных трудов СевКав ГТУ. .: Экономика. -2008. -№ 8

  2. Иванова О. Б. Методологические подходы к реформированию межбюджетных отношений // Финансы и кредит. - 2012. - № 4.

Просмотров работы: 76