ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮНОШЕЙ 15 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮНОШЕЙ 15 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Пьянкова Д.В. 1, Абрамова М.А. 1
1Северный Арктический Федеральный университет им. М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Нарушение зрения является одним из самых распространенных заболеваний. Оно опасно своими последствиями: у большинства слабовидящих учащихся отмечаются искривление позвоночника, нарушение осанки, плоскостопие и другие заболевания. Многие слабовидящие испытывают трудности в ориентировке в пространстве, у некоторых нарушена координация движений.

Такая проблема как нарушение зрения детей среднего школьного возраста приобретает все большую значимость не только в нашей стране, но и в мире. Возникает необходимость изучения, исследования новых методов, обобщение предыдущего опыта, сравнение их и выявление более эффективных методов коррекции зрения [1, с. 8].

Целью работы стал анализ особенностей физического развития юношей 15 лет с нарушением зрения.

Задачи работы.

  1. Проанализировать учебно-методическую и научную литературу в данной области;

  2. Выявить особенности физического развития юношей 15 лет с нарушением зрения;

  3. Оценить результаты двигательного тестирования юношей 15 лет с нарушением зрения.

Организация исследования.

Исследование проходило на базе МБОУ СШ №5 города Архангельска весной 2017 года. Для выполнения цели и задач работы было проведено исследование по оценке физического развития, функционального состояния, которое определялось двигательным тестированием. В исследовании принимали участие ученики (юноши) 8 и 9 классов, имеющих нарушение зрения в количестве 10 человек, в возрасте 15 лет.

Методы исследования.

  • Анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

  • Медико-педагогическое наблюдение, включающее в себя работу с медицинскими картами обучающихся, по согласованию с руководством школы и медицинским работником, и оценку физической подготовленности;

  • Антропометрические измерения;

  • Оценка физического развития с применением:

  1. Центильный метод;

  2. Метод Поля Брока;

  3. Индекс Кетле;

  4. Анализ дефицита веса тела;

  5. Индекс Пинье;

  6. Жизненный индекс;

  7. Относительная величина силы кисти.

  • Метод математической статистики.

Анализ результатов исследования.

В качестве основных показателей, для оценки физического развития юношей 15 лет с нарушением зрения, были взяты такие показатели как: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки (ОГК) и жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ).

Полученные данные проанализированы по центильным таблицам. В результате полученные средние показатели длины тела, массы, окружности грудной клетки юношей обследованной группы попадают в центильный интервал от 50 до 75 центилей, что показывает гармоничный уровень физического развития, соответствующий возрасту. Показатель ЖЕЛ больше должных значений.

Так же для оценки физического развития нами были использованы тесты.

Проанализировав полученные данные, в результате средняя идеальная масса у юношей получилась 60,57 кг. Средний Индекс Кетле учеников - 21,39, что говорит о нормальном гармоничном развитии. Средний показатель дефицита массы тела – 0,67, следовательно, у большинства юношей дефицит массы тела. Средний показатель Индекса Пинье – 30,5 указывает на то, что у большинства учеников слабый тип телосложения. Средний жизненный индекс – 58,8, что говорит о слабой дыхательной системе. Средняя относительная величина силы правой кисти 49,54, этот показатель ниже должных значений. Средняя относительная величина силы левой кисти 47,05, этот показатель находится так же ниже должных значений. Таким образом, уровень физического развития обследуемых юношей соответствует среднему значению для их возрастной группы.

В качестве основных показателей, для исследования оценки физической подготовленности юношей 15лет с нарушением зрения, были взяты такие тесты как: сила мышц кисти, скоростные (челночный бег 4х9м), скоростно- силовые (прыжок в длину с места), на гибкость, на координацию. Значения полученных средних показателей юношей обследуемой группы были сравнены с должными значениями.

В результате, в пределах должных значений оказались только два показателя, это скоростной и скоростно- силовой. Они превышают норму на 9% и 8% соответственно. Такие показатели, как сила мышц правой кисти обследуемой группы отстают от нормы на 22%, сила мышц левой кисти – на 19%, гибкости – на 64%, координации – на 9%.

Выводы.

1. Изучение специальной литературы, посвященной нарушению зрения, показывает то, что различные авторы предлагают развернутую систему физического развития детей данной категории. Так же выявилось, что дети с депривацией зрения нуждаются в профилактической и коррекционной работе, направленной на нормализацию двигательных функций.

2. Уровень физического развития обследуемых юношей гармоничный, но с отставанием от возрастных нормативов, так как почти все показатели физического развития находятся ниже должных значений. Из особенностей хотелось бы выделить то, что у половины обследуемой группы наблюдался дефицит массы тела, относительная величина силы правой кисти находилась в пределах должных значений.

3. Оценив результаты двигательного тестирования юношей 15 лет с нарушением зрения, можно сказать, что повышены функциональные возможности дыхательной системы, так как скоростные и скоростно- силовые показатели находятся выше должных значений, особенно после выполнения различных нагрузок. Но ниже должных значений следующие показатели: сила мышц правой и левой кистей, гибкость и координация.

Список использованной литературы:

  1. Малеева Э.В. Специфика физического воспитания детей с нарушением зрения: Учеб.пособие. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2011. – 194 с.

Просмотров работы: 67