В международных конфликтах основными субъектами преимущественно являются государства. Исходя их этого выделяют:
• межгосударственные конфликты (обе противостоящие стороны представлены государствами или их коалициями);
• национально-освободительные войны (одна из сторон представлена государством): антиколониальные, войны народов, против расизма, а также против правительств, действующих в противоречии с принципами демократии;
• внутренние интернационализированные конфликты (государство выступает помощником одной из сторон во внутреннем конфликте на территории другого государства). Специфика межгосударственных конфликтов определяется следующим:
• их субъектами выступают государства или коалиции;
• в основе межгосударственных конфликтов лежит столкновение национально-государственных интересов конфликтующих сторон;
• межгосударственный конфликт является продолжением политики государств-участников;
• современные межгосударственные конфликты одновременно локально и глобально влияют на международные отношения;
Межгосударственный конфликт сегодня несет опасность массовой гибели людей в странах-участницах и во всем мире. В основе классификаций могут быть: число участников, масштабы, применяемые средства, стратегические цели участников, характер конфликта.
Исходя из интересов, отстаиваемых в конфликте, выделяют:
• конфликт идеологий (между государствами с различными общественно-политическими системами); к концу XX в. их острота резко снизилась;
• конфликты между государствами с целью политического господства в мире или отдельном регионе;
• конфликты, где стороны отстаивают экономические интересы;
• территориальные конфликты, основанные на территориальных противоречиях (захват чужих или освобождение своих территорий);
• религиозные конфликты; история знает немало примеров межгосударственных конфликтов на этой основе.
Каждый из указанных конфликтов имеет особенности. Рассмотрим их на примере территориальных конфликтов. Им, как правило, предшествуют территориальные претензии сторон друг к другу. Это могут быть, во-первых, претензии государств по поводу территории, которая уже принадлежит одной из сторон. Такие претензии привели к войнам между Ираном и Ираком, Ираком и Кувейтом, ближневосточному конфликту и многим другим.
Во-вторых, это претензии, возникающие в период формирования границ вновь образующихся государств. Конфликты на этой основе возникают сегодня в бывшей Югославии, в России и Грузии. Тенденции к таким конфликтам существуют в Канаде, Бельгии, Великобритании, Италии, Индии, Ираке, Турции и других странах.
При установлении границы государства могут сталкиваться интересы соседних этносов и их государственных образований. *Во многих случаях границы проводились без учета района проживания этноса, культурных и религиозных общин, в результате чего некоторые народы оказались проживающими в различных государствах. Это способствует сохранению хронических предконфликтных ситуаций в отношениях государств. Примером могут служить процессы создания независимых государств в Азии, Африке, Латинской Америке после распада колониальных империй, формирования границ государственных образований СССР: республик Средней Азии, Кавказа, Севера и Сибири.
Спецификой межгосударственного конфликта является то, что часто он реализуется в виде войны.
Предотвращение межгосударственных конфликтов имеет ряд особенностей. Они заключаются в следующем:
• поскольку непротиворечивого общества не бывает, трудно искусственно создать условия для бесконфликтного общественного развития;
• основные усилия по предотвращению конфликтов должны быть направлены на бесконфликтное решение проблем, возникающих в результате объективных противоречий;
• предотвращение подразумевает максимальное снижение негативных последствий потенциальных конфликтов;
• основные усилия по предотвращению межгосударственных конфликтов направляются на исключение вооруженного насилия.
Основные направления предотвращения межгосударственных конфликтов определяются исходя из принципов демократического развития мира (А. Богданов, А. Глухова, А. Кокошин, Б. Краснов, О. Рыжов).
1. Интернационализация жизни мирового сообщества в хозяйственно-экономической, политической и культурной сферах. Свидетельство тому - существующие уже десятилетия и вновь создаваемые экономические союзы, сообщества, совместные предприятия. Число транснациональных корпораций, по оценке норвежского политолога И.Гальтунга, к 2020 г может достигнуть 4500.
Вместе с тем идут дезинтеграционные процессы в Восточноевропейском и Среднеазиатском регионах, связанные с распадом Советского Союза. В последние годы наблюдаются и объединительные тенденции в этой части мира
2. Строгое соблюдение всеми странами и народами принципа мирного сосуществования Главное в содержании этого принципа - признание всеми субъектами международных отношений права каждого народа на свободный выбор пути развития и недопустимости его навязывания любому государству и обществу, а также признание объективно существующей многовариантности общественного развития
3. Снижение уровня военного противостояния - непрерывное, последовательное и равномерное сокращение вооружений, прежде всего оружия массового поражения. Это одно из важнейших направлений в предотвращении конфликтов с применением вооруженных сил, снижении их разрушительных последствий. Разоружение может стать основой более интенсивного социально-экономического прогресса, который поднимет международную безопасность на более высокий уровень, улучшит условия жизни людей, снизив, таким образом, и опасность внутриполитических конфликтов. Во-первых, разоружение должно быть взаимное, равномерное и равноценное для всех конкурирующих сторон. Во-вторых, недопустимость монополии одной из сторон в разработке нового оружия, в том числе имеющего оборонительный характер. В-третьих, в современных условиях, когда невозможен абсолютный контроль за процессами разоружения и разработкой нового оружия, необходимо развитие доверия и сотрудничества в этих областях
4. Усиление роли международных межправительственных организаций, таких, как ООН, СБСЕ и другие, в области правового регулирования взаимоотношений между странами. Главная задача этих организаций в контексте рассматриваемой проблемы - возглавить строительство системы международной региональной и всеобщей безопасности. Важную роль в предотвращении межгосударственных конфликтов могут сыграть объединенные вооруженные силы ООН. История показывает, что коллективные усилия государств, даже относящихся к различным социально-политическим системам, почти всегда были плодотворными. Яркий пример - антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны. Совместные акции государств по выполнению решения ООН позволили блокировать агрессивные действия Ирака по отношению к Кувейту.
Проблема предотвращения применения военной силы во внешнеполитической практике — сегодня одна из самых актуальных. Решение ее гарантирует общецивилизационный прогресс и способствует предотвращению конфликтов во внутриполитической жизни государств.
Выводы:
Особенности межгосударственных конфликтов: межгосударственные конфликты порождаются, как правило, комплексом причин; они взаимосвязаны с внутриполитическими конфликтами; часто межгосударственные конфликты реализуются в виде войны и оказывают значительное влияние на международные отношения.
Предотвращению межгосударственных конфликтов способствует всеобъемлющая интернационализация жизни мирового сообщества во всех сферах, строгое соблюдение всеми странами и народами принципа мирного сосуществования, снижение уровня военного противостояния, усиление роли системы международных неправительственных организаций (ООН, СБСЕ и др.).