ВЯЧЕСЛАВ ЗАЙЦЕВ: ВЕРНОСТЬ РУССКИМ НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЯЧЕСЛАВ ЗАЙЦЕВ: ВЕРНОСТЬ РУССКИМ НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
2 марта 2018 года отметил свой 80-летний юбилей член Российской академии художеств, Народный художник России, доктор искусств, профессор, лауреат Государственных премий России, лауреат премии Президента России – Вячеслав Михайлович Зайцев.

Сегодня имя Вячеслава Зайцева – это легендарный бренд, известный во всем мире. Его знают не только как известного модельера, но и как талантливого художника. Всю жизнь Вячеслав Михайлович Зайцев хранит верность традиционной русской одежде. Благодаря творчеству мастера внутри страны и за рубежом во многом изменилось отношение к народному костюму: из разряда продукции художественных промыслов он был возведен в ранг предметов высокого искусства.

Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. Вопрос о проблемах традиций в народном искусстве достаточно актуален и в наши дни. По словам В. Зайцева, русская тема является для него глобальной и в XXI веке.

Цель нашего исследования заключалась в выявлении своеобразия русского стиля в одежде в творчестве Вячеслава Зайцева. В ходе исследования были выявлены истоки русского стиля в одежде.

Русский стиль («а-ля рус») стал одним из символов моды 1920-х гг. Он зародился, когда балетная труппа Дягилева посетила Париж. Европейские модники были очарованы красотой русских нарядов, яркостью и насыщенностью цвета, невероятными головными уборами, множеством узоров и фасонов одежды.

Особая заслуга в использовании элементов русского народного костюма в современной одежде в нашей стране принадлежитНадежде Петровне Ламановой – российскому и советскому модельеру. Она первая представила новые варианты видения одежды современной советской женщины, основанные на национальном костюме. Платья из кустарных тканей участвовали во Всемирной выставке декоративного искусства 1925 года в Париже. Модели Н.П. Ламановой в содружестве с В. Мухиной, экспонированные на выставке, были удостоены высшей награды «Гран-При» за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением. Европа в то время упивалась любовью ко всему русскому. Модели для коллекции были исполнены из рушников, мешковины, скатертей.

Проанализировав путь творческой деятельности Вячеслава Зайцева, начиная с 60-х годов, мы видим, что в его коллекциях постоянно присутствуют народные мотивы. Согласно проведенным исследованиям в коллекциях В. Зайцева при обращении к народным традициям мастером движет стремление к самобытности, это поиски меры и красоты в народном костюме, в противовес серому, унылому советскому ширпотребу. В 1965 году западная пресса, покоренная созданным им образом русской женщины, окрестила его «Красным Диором».

Увлечение народным костюмом со временем переросло в постоянную глубокую любовь. На протяжении многих лет, когда творчество В. Зайцева получило уже всеобщее признание и за рубежом, художник часто обращается к любимым мотивам народного искусства. Творческий процесс у В.Зайцева, как весенняя песня птицы, льётся широко, звонко и непринуждённо, по велению природы. Для художника, чьи произведения трёхмерны, очень важным качеством является понимание материала. Чувство материала всегда ведёт модельера по правильному пути, часто подсказывает ему форму и даже силуэт. Природа наградила В. Зайцева не только пониманием, но острым ощущением материала. Первая его коллекция – это фуфайки, сделанные из ярких хлопчатобумажных тканей на ватине – красные, оранжевые и т.п., юбки из павлово-посадских платков, валенки, перекрашенные цветной гуашью в цвет телогреек. Во многих последующих работах мастера читаются образы кокошника, душегреи, сарафана и т.д., приверженность к цветочным принтам, клетке и геометрии, к ярким оттенкам, мехам и богатому блестящему декору. Все это характерно для русского стиля. Зимние коллекции Вячеслава Михайловича особенно напоминают старинные русские одежды. Шелк, парча и бархат, шерсть, хлопок и вискоза, благородные меха и искусственные материалы, кожа и кружева, жемчуг и бисер, аппликации и вышивка… Его коллекции пропитаны русским стилем, роскошью дворянства, но при этом каждая коллекция современна и по-своему неповторима.

Трудно перечислить или описать все модели В. Зайцева, созданные им под влиянием русского искусства или русского народного костюма. Но, обращаясь к этим источникам, художник никогда не увлекается этнографическими элементами, не увлекается потому, что смелость его художественного видения глубоко современна, и это помогает ему создавать интересные и своеобразные модели.

Какую бы коллекцию одежды Вячеслава Зайцева последних лет мы бы ни взяли, как правило, в ней присутствуют мотивы русского народного костюма. Сам В. Зайцев говорит, что верен русским национальным, народным мотивам в своем творчестве. Дом моды Славы Зайцева не даёт забыть о Надежде Петровне Ламановой. С 1994 года проводится конкурс профессиональных модельеров её имени, помогая развитию моды как искусства и как индустрии в России.

Анализируя творчество Вячеслава Михайловича Зайцева, рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает костюм органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. В настоящее время в стиле «а-ля рус» творят и западные кутюрье, и российские дизайнеры.

Просмотров работы: 97