АВТОРСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ. - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АВТОРСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основным ресурсом работы педагога с учащимися является речевое общение. Важнейшим средством коммуникации является слово. Как писал великий педагог В. А. Сухомлинский – «Словом можно убить – и оживить, ранить – и извлечь, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить» [14, с.298].

Мы можем отметить, что в наше время многие люди не понимают, что в разговоре с детьми они несут ответственность за сказанные слова. В современном мире родители интересуются языковой подготовкой детей чисто прагматически, рассматривая возможности карьерного роста для них. Но когда для успешной адаптации в неблагоприятных условиях мы сами себе противоречим и готовы не придерживаться культурных и нравственных ценностей, то начинаем относиться к родной речи, как к простому средству коммуникации, пренебрегая культурой общения. Умение общаться важно для каждого человека, независимо от возрастной категории, социального и профессионального статуса.

«Овладение искусством общения, искусством слова, искусством устной и письменной речи необходимо для каждого человека» [4, c.65].

Главной задачей учителей, родителей, дефектологов является создание оптимальных условий для раскрытия индивидуальности каждого ребенка. Дар речи - это одна из самых удивительных способностей, которой владеет только человек. Мы настолько привыкли пользоваться этим чудесным даром, что не замечаем, насколько он совершенен и одновременно загадочен и сложен. У нас рождаются мысли и для того, чтобы передать эти мысли другому человеку, мы произносим слова. Не удивительно ли, что акустическая волна, рождённая голосом человека, несет в себе оттенки его мыслей, чувств, достигает слуха другого человека?

Для грамотного произношения русскоязычных слов, так же, как у всех народов, нам необходимы знания таких предметов как: риторика, темпоритм, высота тональности, дикция.

В раннем возрасте человек неосознанно учится говорить. Сложный процесс ожидает ребенка, чтобы объяснить родителям, что именно и в какой момент ему нужно. Ребенок начинает с произношения простых звуков, малыш пытается общаться, затем выговаривает слоги и постепенно с помощью родителей соединяет звуки и слоги. Наконец, наступает момент, когда он произносит свое первое слово, а затем словосочетания и целые предложения.

Итак, как можно применить в процессе занятий важный тренинг, где обратим внимание детей на темпоритм (что ограждает от скороговорки и невнятных окончаний слов), высоту тональности (слишком высокий и тонкий звук может влиять на нервную систему в деловой обстановке), дикцию? Прежде всего, педагог должен самостоятельно и самокритично проанализировать свою речевую культуру. Педагог - это артист речевого жанра, мастер публичных сообщений. У него специфическая аудитория - дети, школьники, студенты. Легче проводить тренинги в аудиториях, где сам предмет требует передачи информации с помощью слова, когда педагог рассказывает. Но как быть в тех аудиториях, где дети рисуют? Тишина и покой, внимательность являются условием такой деятельности.

Сможет ли педагог изобразительного искусства помочь ребенку решить проблему речи на уроках? Как найти подход к ребенку, у которого нарушен речевой аппарат?

Нарушение речевого аппарата выражается в неясной речи ребенка. Он не умеет внятно проговаривать слова. В будущем этот дефект и отсутствие самокритики будут являться затруднительным фактором общения с другими людьми.

Нередко такой дефект накладывает тяжелый отпечаток на формирующийся характер. Дети в возрасте 5-6 лет, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их. Некоторые дети становятся замкнутыми, застенчивыми, у других на фоне стресса появляется неконтролируемое поведение и возникает агрессия [3, c.50].

Для того, чтобы разобраться в проблеме речевого недостатка, рассмотрим этапы развития речи детей в дошкольном и младшем школьном периодах:

  1. Этапы развития речи в дошкольном периоде

  • интенсивное развитие речи

  • количество употребляемых слов с 3 до 6 лет увеличивается в три раза

  • ребенок точно улавливает речь родителей

  • увеличивается словарный запас до двух тысяч слов

  • в разговоре дети используют сложные фразы и предложения

Исходя из дошкольного периода у ребенка параллельно с речью формируются и психологические новообразования, такие как:

  • познавательные потребности

  • развитие нравственно-эстетических представлений и активное развитие фантазии

  • преобладание обдуманных действий, формируется настойчивость и осознание своих возможностей

2. Этапы развития речи в младшем школьном возрасте:

  • словарный запас увеличивается до семи тысяч слов

  • развивается звуковой анализ слов

  • прислушиваются к звучанию слова (интонация и ритм произношения)

  • формируется контекстная речь

  • в письменной речи различают правильность орфографии и пунктуации

В младшем школьном периоде главными новообразованиями являются:

  • желание учиться, уметь учиться и верить в свои силы

  • рост стремления к достижениям

  • развивается мотив деятельности – мотив достижения успеха

  • рефлексия, анализ, внутренний план действий

  • развитие познавательного отношения к действительности

  • ориентирование на сверстников

Творческий мир каждого ребенка индивидуален, но именно речь педагога оказывает большое влияние на формирование этики поведения обучающегося. Мы все знаем, что изобразительное искусство, как жанр творческой деятельности, требует многочасовой усидчивости, формирует своеобразный «эталон молчания» возле мольберта. Когда художник рисует, он думает, но эти мысли иногда просто результат фантазии или воспоминания. Они не предназначены для публичных высказываний, у мыслей нет логики, системности.

Наше мнение: только педагог может помочь преодолеть некий барьер, который становится поведенческим нормативом юного художника. Наступает момент, когда надо говорить о своей художественной работе, пояснять свою идею, выразительные средства и образы композиции, событийного сюжета. Педагог должен научить юного художника рисовать и одновременно настраивать свои мысли на заданную тематику. Юный художник должен формулировать в мыслях оценочные критерии своего творчества.

Самым главным мы отмечаем первый коммуникативный контакт ребенка с преподавателем. Важной деталью станет речь преподавателя, как он говорит, как обращается к ребенку, интонация голоса, доброжелательная, нераздраженная манера общения. Сумбурная речь педагога или его минорная манера разговаривать с учащимися, даже мимика лица могут нарушить первое впечатление о педагоге, что достаточно трудно изменить.

На наш взгляд, главными качествами речи педагога в работе с детьми или школьниками начальных классов выступают:

  • интонация голоса,

  • доброжелательный настрой общения,

  • наличие эмоциональной окраски с помощью тембра голоса, например: удивление, восторг от работы, похвала – все они требуют разной постановки голоса.

Выразительность речи, сопровождаемая определенным ритмом, ясность и понятность, соблюдение высоты тональности голоса, чистота речи, правильно поставленная дикция – это важнейший показатель профессиональной подготовленности педагога.

В одной из своих предыдущих статей мы рассмотрели комбинированный метод [11]. На занятиях с детьми можно использовать комбинированный метод работы с помощью времен года, колористики и музыки. Искусство является одним из наиболее мощных средств воспитания чувств, оно воздействует на разум, психическое состояние человека, интеллект, поэтому нужно использовать больше возможностей общения детей с миром прекрасного. Постепенное обучение, начиная с легко решающихся вопросов, постепенно развивая дикцию ребенка с помощью логопедических стихов или скороговорок про цвета, например: мы рисуем небо синим цветом и говорим «Под синим сводом небес сели снегири под навес».

Постепенно повторяя и проговаривая каждое слово, будет развиваться ритм произношения, дикция - наладится четкое произношение звуков, появится выразительность, постепенно начнет развиваться воображение, за которым подтянется и высота тональности.

Например, изображая на листе бумаге маленькую мышку, ребенок высоким голосом запищит, пародируя персонажа рисунка. Он может и зарычать, если изображает тигра.

Вспомним слова педагога и режиссера К. С.Станиславского, который, приступая к занятиям по исправлению своей речи, сказал: «Буду все время, постоянно следить за собой и за постановкой голоса! Превращу жизнь в сплошной урок! Таким путем я разучусь говорить неправильно!» [13, с.115].

В этой связи мы можем отметить, что изменение даже самого незаметного дефекта требует огромных усилий в первую очередь от ребенка, а затем от родителей и педагогов. Если во время работы по коррекции речевого дефекта не происходит положительных изменений, то к процессу можно подключить и логопедов, и педагогов-дефектологов. Совместная работа родителей и педагогов поможет ребенку в скором времени адаптироваться. С каждым разом барьер внутренней скованности, из-за которого страдает ребенок, будет отступать. У юного художника появится желание общаться со сверстниками и педагогами, пояснить им идею своей художественной работы.

Детское восприятие речи намного чувствительнее, чем восприятия речи взрослым человеком. Поэтому задачей педагога изобразительного искусства является не только научить любить рисование, но также высказываться на тему этих произведений, выделять в них главное.

Успешное формирование образной речи будет достигаться на основе использования комплекса педагогических приёмов:

  • выполнение специальных упражнений, разработанных логопедами и дефектологами,

  • знакомство с устным народным творчеством, сказками,

  • театральные миниатюры, когда в процессе репетиций реализуется навык речевой культуры во всем её разнообразии.

На наш взгляд, достижением педагога будет являться осознанный выбор детьми образных средств искусства общения в деловой обстановке занятий, где постепенно происходит становление речевой и общей культуры.

Таким образом, мы рассмотрели авторский подход к формированию речевой культуры с помощью комплекса педагогических приёмов. С научно-педагогической позиции вполне закономерно назвать авторский комбинированный метод «конструированием»комплекса педагогических приёмов. Он включает в себя спектр рабочего инструментария педагога, в котором на первом месте стоит самоконтроль и самоанализ.

Литература

  1. Аветисян З.М., Запорожцева Н.Г. Психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. // ЦНС ИНтерактивплюс, «Новое слово в науке: перспективы развития». Сборник материалов 2 международной научно-практической конференции.– Чебоксары, 2014. - С.26 -29.

  2. Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты» Учебное пособие./ - М.: Изд. «РИП-ХОЛДИНГ».2016- С.164- 175.

  3. Бенилова С.Ю. «Влияние стиля общения с детьми на их развитие, деятельность и интеграцию». Учебное пособие для педагогов, дефектологов, психологов и детских врачей - М.: издательство В. Секачев, 2014.- С. 49-53.

  4. Введенская Л.А. «Культура и искусство речи» - Ростов/на-Дону. Издательство «Феникс», 2017 -С.65-67.

  5. Гляделова Н.С. «Уроки рисования для дошкольников, пособие для педагогов»/ - М.: Изд. «Просвещение», 2016. - С.19-23.

  6. Долгова Г.В., Миронова Н.И. «Эстетическое воспитание младших школьников в сфере досуговой деятельности» // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/1954/23847

  7. Зырянова С.М., Титаренко О.А. «Теоретические основы развития цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста» // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции. Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/1448/16577

  8. Клюкина Л.В., Дроздова Л.М. Развитие творчества детей дошкольного возраста в условиях ДОО. // ИНтерактивплюс, Центр Научного Сотрудничества. «Новое слово в науке: перспективы развития». Научная статья. Издательство: Общество с ограниченной общественностью Чебоксары, 2014.- С.59-60.

  9. Морозов А.В.; Чернилевский Д.В. – «Креативная педагогика и психология».- М.: «Академический Проект», 2015. - С.119-121.

  10. Сенченко О.А. «Развитие музыкально-познавательного интереса у младших школьников в условиях внеклассной деятельности». // VIII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/2150/17707

  11. Склярова А.А. «Комбинированный метод работы с детьми дошкольного возраста: времена года, колористика, музыка». // IX Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум-2017». Российская Академия Естествознания. Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2017/2624/29942

  12. Склярова А.А. «Влияние изобразительного искусства на развитие детей дошкольного возраста». //IX Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум РАЕ-2017». Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2017/2624/29943

  13. Станиславский К.С. «Моя жизнь в искусстве»/ - М.: Изд. «Эксмо», 2016. С. 115.

  14. Сухомлинский В.А. «Как воспитать настоящего человека»/ - М.: Изд. «Педагогика», 2016. С. 298.

  15. Ткалич С.К. (в соавторстве). Концептуальный подход к непрерывному воспитанию детей и подростков на примерах историко-культурного наследия России («Художественное образование» будущих педагогов). //Журнал «Инновации и эксперимент в образовании». 01.2017. С. 77- 82. Режим доступа: www.in-exp.ru.

Просмотров работы: 72