СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Яшкина Д.П. 1
1Ульяновский педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие её девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение.

Это связано с кризисом общества, глубокими социально-экономическими, политическими переменами, переходом к рыночным отношениям, что резко обострило социальные проблемы, увеличило обездоленность большого количества населения.

И все же в настоящее время именно в подростковом возрасте наблюдается относительный пик этих расстройств, определяемый психологическими особенностями подростка (возникшее противоречие потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями ее осуществления выступает в качестве своеобразного конфликтообразующего фактора), поведением субъективной ценности нравственного здоровья.

Трудности, которые испытывают подростки, обусловлены в том числе и его характерологическими особенностями. Заострение черт характера являются тем фоном, на котором быстрыми темпами продолжают распространяться алкоголизация и никотинизация подростков, увеличивается употребление наркотиков и токсических веществ, все более широкое распространение получают отступления от общечеловеческих норм нравственности.

Девиантное поведение - это спе­цифический способ передачи, усвоения, закрепления и про­явления ценностного отношения личности к обществу, под­ крепленный мотивацией, направленной на изменение со­циальных норм и ожиданий. Средой такого поведения являются улица, семья, трудо­вой (учебный) коллектив и т.п. Провоцируют девиантное поведение социально-экономические условия, семейно-бытовые и межличностные отношения, социально-культурное окружение, общение людей друг с другом. В социологии к предпосылкам отклоняющегося поведения относят безработицу, бедность, бродяжничество, душевные заболевания и т.п. Специфическими формами отклонений от нормы могут быть научная, техническая, художественная или другая творческая деятельность, направленная на создание нового, уникального, отличного от того, что мы считаем нормой на уровне обыденного сознания. Имея общий генезис, различные формы девиантного поведения определенным образом взаимосвязаны. Так, из­давна в различных государственных системах проявлялась устойчивая, нередко обратная корреляционная зависимость между насильственной и корыстной преступностью, алко­голизацией и наркотизацией населения, другими антиоб­щественными проявлениями [5].

Вопросы акцентуаций характера волновали как отечественных (В.В. Ковалева, А.Е Личко), так и зарубежных ученых-психиатров (Э. Кречмера, К.Леонгарда).

В психологической литературе девиантным называется поведение, представляющее собой ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, что проявляется либо в нарушении социально-психологических и нравственных норм, либо в ущербе, нанесенном благополучию окружающих и себе лично. В качестве дополнительных аспектов необходимо отметить трудности коррекции поведения, особую необходимость в индивидуальном подходе и повышенную потребность во внимании со стороны сверстников.

Природа отклоняющегося поведения различна. Нарушения поведения рассматриваются в тесной связи с особенностями личности. Классификация типов девиантного поведения, основанная на социально-психологическом подходе, разработана психиатрами Амбрумовой А.Г. и Жезловой Л.Я. Они выделяют четыре основных типа девиантного поведения у детей и подростков: 1. Антидисциплинарное поведение. 2. Антисоциальное (антиобщественное). 3. Делинквентное (противоправное). 4. Аутоагрессивное поведение. 1. К девиантному поведению антидисциплинарного типа могут быть отнесены нарушения режима и дисциплины в учебно-воспитательном учреждении. Например, систематический срыв уроков, отказ от выполнения учебных заданий и т.д. 2. К антисоциальному поведению могут быть отнесены поступки, связанные с невыполнением или непризнанием общепринятых нравственных норм поведения, отказ от учебной и трудовой деятельности, бродяжничество, раннее вступление в половую жизнь, сексуальные эксцессы, употребление спиртных напитков, наркотиков, токсических средств. 3. Понятие «делинквентное поведение» применяется только в случаях противоправных действий несовершеннолетних. Сюда относятся вымогательство, кражи, угон транспортных средств, хулиганство. В этом случае важна своевременная диагностика с целью лечения и реабилитации, а также профилактики более тяжелых форм нарушения поведения и дезадаптации личности ребенка. 4. Аутодеструктивное поведение – поведение, разрушающее личность девианта на психологическом и соматическом уровнях, представляющее угрозу для его жизни: суицид, фанатизм, экстремальные виды спорта, различные виды зависимостей. [3].

Среда проживания и семейные методы воспитания оказывают мощное воздействие на установки и ценностные ориентации формирующейся личности. В случае отклоняющегося поведения, подросток, как правило, находится в неблагоприятной жизненной ситуации, и структура его личности осложняется множеством противоречий. Статистика показывает, что каждый третий подросток – правонарушитель растет без отца, а в тех случаях, когда семья полная, у каждого четвертого отец страдает алкоголизмом.

Учащихся, которым свойственны отклонения поведенческих реакций, называют по-разному: недисциплинированные; педагогически либо социально запущенные; трудные дети; трудновоспитуемые, склонные к правонарушениям; девиантные подростки и пр. Эти термины наиболее часто используются как синонимы. Отклоняющееся поведение оказывает негативное влияние на окружающих, и общество ставит диагноз девиантности или делинквентности. Таким образом, все большую остроту приобретает вопрос, связанный с психолого-педагогическими аспектами обеспечения превенции девиантного поведения школьников (превенция – от лат. praeventio – опережаю, предупреждаю; предупреждающие, предохранительные действия).

Комплексное изучение причин отклонений в поведении, создание прогностической программы реальных мероприятий и путей преодоления проблем девиантных школьников – является одновременной работой по преодолению недостатков семейного и педагогического воспитания. Такой подход диктует необходимость разработки комплексных мероприятий для оказания психологической помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса.

Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:

1. Создание комплексной группы специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальный педагог, психолог, инспектор по делам несовершеннолетних, медик и др.), способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего, с учащимися «группы риска» и их семьями.

2. Организацию воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, учебы.

Осуществляется в тесном сотрудничестве педагогического коллектива и школьного психолога. Учителям-предметникам психолог дает рекомендации по созданию благоприятного эмоционального настроя на занятиях, знакомит с особенностями восприятия и памяти, акцентирует их внимание на повышении мотивации и развитии самоконтроля, советует учитывать индивидуальные особенности работоспособности и способы реагирования на трудности. Педагоги же в свою очередь обсуждают с психологом возможности включения элементов арт-терапии и игровой терапии во время занятий.

3. Создание системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на организацию развития личности учащегося.

В частности, психолог по результатам психодиагностики проводит групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми, знакомит других специалистов с информацией о личностных особенностях учащихся; медработник отслеживает состояние здоровья, взаимодействует с валеологом; социальный педагог и инспектор посещают асоциальные семьи и передают информацию классному руководителю. Тот в свою очередь вместе с психологом проводит индивидуальную и групповую работу с родителями.

4. Взаимодействие с родителями. В этой деятельности могут быть использованы разнообразные формы: совместные открытые занятия для детей и родителей, родительские собрания, родительские лектории, индивидуальные консультации, семинары с целью повышения психологической культуры и практического обучения методам превентивной работы.

5. Взаимодействие со специалистами различных служб, занимающихся решением проблем, связанных с детьми и подростками (специализированные подразделения администраций районов города: комиссия по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, центры социальной помощи семье и детям).

6. Организацию досуга.

Подростки с девиантной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Поэтому организация досуга является важным направлением воспитательно-профилактической работы. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности школьника за пределами учебной деятельности. Сюда можно отнести вовлечение школьников в кружковую работу, в спортивные секции, участие в театральных спектаклях, участие в психологических тренингах и т.д.

Досуговая сфера жизнедеятельности детей и подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил детей и подростков, развитие их способностей и интересов, свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Профилактика девиаций через включение ребенка в деятельность подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного учащегося.

7. Информационно-просветительскую работу.

Она основывается на том, что отклонения от социальных норм в поведении подростков происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают и, следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через систему классных часов с целью социального обучения и формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.

Профилактика девиантного поведения у школьников заключается в восстановлении или коррекции нравственных и волевых качеств личности подростка. Она способствует превращению социальных норм в личностные, формирует чувство ответственности, требовательность к себе, адекватную оценку своего поведения и поведения других людей, тормозит стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу.

Список использованной литературы:

1.Дети группы риска в общеобразовательной школе / Под ред. С.В. Титовой . – СПб: Питер, 2008. – 240 с.

2. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб: Речь, 2008. – 336 с.

3. Психология : словарь/ под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Политиздат, 1990. – 494 с.

4. Центр социальной помощи семье и детям: Методология, опыт и перспективы: Метод. пособие / Под ред. Н.Н. Воронцовой, Калининград, 2001. – 144 с.

5. Шестаков А.В. Экономика и право. Энциклопедический словарь. – Изд.: Дашков и К., 2000. – 568 с. 7. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический проект; Трикста, 2005. – 336 с.

Просмотров работы: 122