Все люди несовершенны. Уже в раннем возрасте можно заметить - одни дети одарены здоровьем, но природа "отдохнула" на интеллекте, другие не могут похвастаться физической красотой и крепостью, но опережают сверстников в умственном развитии и так далее.
Поэтому когда встречается человек, сочетающий в себе и красоту, и силу, и интеллект, и нравственность, - он кажется каким-то чудом природы
А вот ученые уже много лет назад стали задумываться о том, каким образом, в силу каких причин появляются на свет такие редкие, всесторонне одаренные люди. И нельзя ли сделать так, чтобы их в человеческом обществе становилось все больше и больше?
В условиях современного общества мы, в отличие от наших предков, все дальше отходим от соблюдения разного рода законов, правил, заповедей, что в свою очередь, отражается как на обществе в целом, так и на нас самих. Требуя везде обоснования, почему что-то нельзя делать, и далеко не всегда получая его, мы временами отвергаем положения, на которых до недавних пор держалась цивилизация.
В сложившихся обстоятельствах мы ставим под удар самое главное, с биологической точки зрения, что у нас есть: наше генетическое наследие. И действительно, можно заметить, как сильно за XX-XXI вв. в ряде стран Европы и в России выросло количество заболеваний, имеющих наследственную предрасположенность или так или иначе связанных с генетическими отклонениями. К примеру, синдром Дауна, алкоголизм, шизофрения, биполярное аффективное расстройство, врожденный гомосексуализм (тяжелое психическое расстройство, по И. Сикорскому, один из главных психических признаков вырождения, совсем недавно исключенное из МКБ под финансовым давлением «голубого» лобби) и т.д.
Евгеника - молодая наука. Днем ее рождения можно считать 16 мая 1904 года, когда двоюродный брат Чарльза Дарвина, профессор Фрэнсис Гальтон сделал доклад в Лондонском Социологическом Обществе на тему: «Евгеника, ее определение, задачи и цели». Сам же термин «евгеника» был дан Гальтоном еще ранее, в 1883 году:
Мы определяем это слово для обозначения науки, которая ни в коем случае не ограничивается вопросом о правильном спаривании и о брачных законах, но, главным образом по отношению к человеку, изучает все влияния, которые улучшают расу, и эти влияния стремится усилить, а также все влияния, ухудшающие расу, и их стремится ослабить.
И ни слова о том, что надо создавать «евгенически ценные популяции», как предлагают новоявленные исследователи Казанского университета. Человеческая популяция - это явление саморегулирующееся. Как и в любом биологическом сообществе, в ней действует отбор, и задача евгеника-практика - направить это действие в сторону улучшения человеческой породы. Иными словами, речь идет об элементарном искусственном отборе, который существует в любой популяции животных или растений, контролируемых человеком.
1. Евгеника
1.1. Виды евгеники
Различают «положительную» и «отрицательную» евгенику (хотя грань между ними условна).
Цель положительной евгеники — содействие воспроизводству людей с признаками, которые рассматриваются как ценные для общества (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие и высокий интеллект).
Цель отрицательной евгеники — прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают расово, физически или умственно неполноценными.
«Русское Евгеническое Общество», созданное в 1920 г., отвергало отрицательную евгенику и занималось проблемами евгеники положительной.
1.2 Ф. Гальтон - основоположник евгеники
Термин "евгеника" был впервые предложен в 1883 году видным английским антропологом, психологом и основоположником биометрии Ф. Гальтоном. Согласно ему, евгеника — это наука, которая призвана разрабатывать методы социального контроля, которые “могут исправить или улучшить расовые качества будущих поколений, как физические, так и интеллектуальные”
Он пытался установить закономерности наследования таланта, интеллектуальной одаренности, физического совершенства.
Гальтон считал, что если для получения новой породы необходим отбор лучших животных-производителей, то тех же результатов можно добиться и целенаправленным подбором семейных пар. Лучшие должны выбирать лучших, чтобы в результате рождались здоровые, красивые, одаренные дети. Гальтон предлагал создавать особые условия для "размножения генов" выдающихся людей из аристократических семей. Таково начало евгеники.
В качестве научного фундамента евгеники Гальтон и его последователи использовали представления Дарвина о том, как естественный отбор поддерживает выживаемость вида. Человечество - единственный на Земле биологический вид, который уклоняется от "благодетельного" воздействия естественного отбора благодаря развитию цивилизации. Это снижает давление естественного отбора в человеческом обществе, что, в свою очередь, ухудшает физическую и психическую конституцию потомства, ведет к вырождению.
1.3 Развитие евгеники в Европе, США и России XX века
Первое десятилетие XX века ознаменовалось развитием евгеники в Европе и США. Были организованы различные учреждения, занимающиеся исследованиями в этой области. Со временем большинство серьезных ученых-генетиков разочаровались в ней, хотя по разным причинам не говорили об этом. Но сторонники евгеники продолжали работать с большим энтузиазмом. Курсы евгеники были включены в программу многих колледжей в США, во многих штатах были введены евгенические законы, которые давали возможность насильственно стерилизовать людей при наличии у них преступных наклонностей. Однако вопрос о передаче по наследству таких качеств не имел достоверного научного обоснования. Ситуацию, которая привела к введению таких законов, иллюстрирует заявление верховного судьи США Холмса, провозгласившего, что "трех поколений имбецилов достаточно". Евгеника сыграла важную роль и в принятии законов, ограничивающих иммиграцию в США из Южной Европы и Азии.
1.4 Евгеника во Франции
Творец теории вырождения человечества французский психиатр О. Морель (1808-1873) представлял процесс деградации в череде поколений следующим образом: люди, подорвавшие свое здоровье неправильным образом жизни, дают духовно неуравновешенное, истеричное потомство; во втором поколении появляется умственная отсталость, эпилепсия, алкоголизм; в третьем - душевные болезни, самоубийства; в четвертом - идиотизм, уродства, бездетность, прямо ведущие к смерти рода.
1.5 Евгеника в Норвегии
Программа расовой гигиены доктораМьоена из Норвегии увидела свет в 1908 году. Она состояла из трех частей: негативных, позитивных и предупредительных евгенических процедур.
Отрицательная расовая гигиена предусматривала сегрегацию и стерилизацию. Сегрегации подлежали слабоумные, эпилептики и вообще физически и духовно пораженные лица; та же мера рекомендовалась в качестве обязательной для пьяниц, "привычных преступников", профессиональных нищих и всех, кто отказывается работать»
Его рекомендации по позитивной расовой гигиене включают такие пункты, как биологическое просвещение, изменение системы налогов, изменение заработной платы в зависимости от ценности производителей, защита материнства и детства, положительная политика народонаселения
В разделе о предохранительной расовой гигиене рассматривается борьба с расовыми ядами, такими как свинец (промышленный яд), сифилис (патологический яд), алкоголь (наркотический яд) и т.д. В заключение доктор Мьоен предлагал избегать скрещивания между различными расами, объясняя это тем, что механизм наследования для этих случаев еще недостаточно известен».
1.6. Евгеника в Великобритании
Наиболее полное отражение борьба с вырождением нашла в английской программе практической евгенической политики 1925 года:
Моральной и научной основой для данной программы, по заявлению авторов, была ответственность перед грядущими поколениями. Они считали, что для возрождения нации необходимо уже сегодня позаботиться об увеличении потомства лиц достаточно одаренных и о его уменьшении у лиц, одаренных ниже среднего. Осуществление этого намерения требовало подготовки общественного мнения и активной пропаганды следующих мер:
Пресечь размножение безнадежно дефективных индивидов путем сегрегации или стерилизации, распространив ее на алкоголиков, рецидивистов и тунеядцев
Ограничить размеры семьи малопригодных родителей. Государство должно иметь возможность оказывать давление на такие семьи либо экономическим путем, либо посредством сегрегации.
Поощрять "ценные роды", внушать им, что ограничение деторождения ведет к их быстрому уничтожению.
Вести контроль зачатий по определенным медицинским показаниям или из экономических соображений (бедность родителей, когда ребенок не может получить даже минимального образования; низкий жизненный уровень семьи).
Организовать добрачные консультации для осведомления молодежи о последствиях выбора нездорового и неинтеллигентного супруга. Включить в брачное законодательство обязательный пункт об обмене декларациями по поводу отсутствия или наличия каких-либо психических или физических аномалий.
Ввести "пособия на семьи" для ценных производителей (прибавка к жалованью на детей, пропорциональная зарплате).
Легализовать положение незаконнорожденных детей: их матери должны обеспечиваться отцами наравне с законными супругами, дабы потомство получало все необходимое для нормального развития и воспитания.
Реформировать налоговую систему, которая должна ставить в более выгодные условия ценных производителей.
Регистрировать население для составления родословных с указанием наследственных дефектов.
Регулярно проводить антропологическое обследование молодежи (оценка расовых свойств населения).
Уделять должное внимание евгеническому воспитанию и образованию: изучать проблемы евгеники в университетах и институтах; измерять умственные способности детей в раннем возрасте и, повторно, при выходе из школы; увеличить размеры стипендий при одновременном сокращении их количества.
Не допускать иммиграцию таких лиц, которые могут понизить расовые качества населения. С осторожностью относиться к расовым скрещиваниям до полного выяснения вопроса об их последствиях.
Улучшить условия существования человека: следить за состоянием окружающей среды, продолжать борьбу с расовыми "ядами".
1.7. Евгеника в США
Начало процессу было положено федеральным собранием штата Индиана, издавшим закон, по которому идиоты, слабоумные, а также лица, покушавшиеся на изнасилование, могли быть стерилизованы по постановлению специальной комиссии. С 1907-го по 1920 год еще в пятнадцати различных штатах были приняты "статуты", уполномочивавшие или предписывавшие стерилизацию подобных лиц.
1.8 Евгеника в III Рейхе
В Германии евгеника стала называться "расовой гигиеной". Это движение было обусловлено страхом перед вырождением человечества в целом и немецкого народа в частности от алкоголизма, сифилиса, из-за увеличения рождаемости среди слабоумных и низших слоев общества. Такие взгляды разделяла значительная часть образованных людей в Германии. Основные евгенические положения были извращены и превратились в идейное обоснование расизма и национализма, причем, нередко поддерживались интеллектуалами, обеспокоенными биологическим будущим человечества. Ведущие германские специалисты по генетике человека так или иначе причастны к тому, что эта наука в извращенном виде была поставлена на службу нацистскому государству. Но утверждения, будто генетики поддерживали нацистский антисемитизм и массовые убийства в концлагерях, измышлены главным образом политиками или политизированными учеными.
Теоретический труд Адольфа Гитлера "Mein Kampf", излагавший основы национал-социализма, можно рассматривать и как манифест практической евгенической политики. Гитлер писал, что народное государство ставит интересы расы в центр общественной жизни. Оно обязано следить за чистотой расы. Оно должно объявить детей основной ценностью народа. Оно должно позаботиться о том, чтобы только здоровые люди производили потомство. "Существует только один стыд: будучи больным и ущербным производить на свет детей, и наивысшая доблесть - отказаться от этого. И наоборот, следует считать обязанностью производство здоровых детей для нации. Государство должно служить гарантом тысячелетнего будущего нации, по сравнению с которым желания и способности отдельных индивидов - ничто. Оно должно поставить на службу этой задаче все средства новейшей медицины".
Евгеника в России
Василий Маркович Флоринский (1834-1899) опубликовал книгу «Усовершенствование и вырождение человеческого рода», СПБ, 1866, 206 с. Во введении своей книги он кратко поясняет её содержание: «Прежде всего, речь пойдёт об изменчивости и совершенствовании человеческого типа вообще. Затем о наследственности и её значении. Далее - об условиях, содействующих улучшению человеческого рода: о вырождении и условиях, содействующих ему.
Говоря о наследовании частных признаков, он подчёркивал, что «потомству могут быть переданы от родителей все анатомические, физиологические и даже отчасти психические качества». В отличие от Гальтона, Флоринский кладёт в основу своей гигиены бракосочетания «прививку» населению здорового выработанного вкуса
В 1920 году в Москве в Институте экспериментальной биологии, возглавляемом Н.К. Кольцовым, был открыт отдел евгеники и организовано Русское евгеническое общество, председателем которого тоже был Н.К. Кольцов.
А.С.Серебровский рекомендовал активные действия по отделению любви от деторождения и призывал создать банк сперматозоидов, полученных от высокоодарённых и неотягощенных наследственными болезнями лиц, и применять в широком масштабе искусственное осеменение у человека, то есть организовать селекцию человека.
Заключение
Как мы видим, первый блин иногда получается комом. Евгеника, по сути, важная наука, ставящая перед собой очень важные цели, в своих истоках уперлась в разного рода проблемы, противоречия. Наука, способная раз и навсегда решить проблему множества недугов, ложащихся в основу мировой преступности, духовной деградации масс, иными словами, способная привить людям иммунитет ко злу, неожиданно встретила резкое сопротивление как со стороны людей, в полной мере пораженных этим злом, так и со стороны людей, искренне ставящих перед собой целью борьбу со злом.
Множество противоречий в евгенике решено, что-то окончательно доказано, что-то опровергнуто. Необходимость грамотного применения этой науки в обществе практически не вызывает сомнений.
Однако, на мой взгляд, сейчас перед евгеникой лежит большая проблема: в одних странах эта наука может быть применена во благо населения, тогда как в других, под влиянием определенных кругов, ее отвергнут или подменят чем-то фальшивым, поставив население в условия по типу «Никаких прививок. Никакой гигиены. Только табак и водка». Знание - сила. Наука - оружие. Будем надеяться, что оружие окажется в руках порядочных и компетентных людей.
Список литературы
Журнал «Человек» №1, 1996 г, С.М. Гершензон, Т.И. Бужиевская, «Евгеника: 100 лет спустя»
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2263/ЕВГЕНИКА
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=76905
https://allowwonder.com/pozitivnaya-evgenika-singapur/http://womanadvice.ru/evgenika-v-sovremennom-mire-interesnye-fakty
http://www.praim-tass.ru/analitika/evgenika/pozitivnaya-evgenika.aspx
Севастьянов Александр Никитич, «Евгеника: вчера, сегодня, завтра»