РИСК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РИСК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ

Черепнина Е.С. 1, Полякова Н.А. 1
1Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время для Российской Федерации характерно увеличение количества неквалифицированной рабочей силы с высшим образованием [1]. Данное явление объясняется доступностью образования и низким уровнем качества образовательных услуг, предоставляемых некоторыми учреждениями сферы образования. Распространение подобной тенденции ведет к повышению риска профессиональной некомпетентности потенциальных кадров.

В 2016-2017 учебном году продолжился процесс совершенствования системы образования, ориентированный на рост результативности деятельности организаций, реализовывающих образовательную деятельность, увеличение эффективности функционирования образовательной системы, в рамках происходит укрупнение (объединение) образовательных учреждений в целях оптимизации бюджетных расходов на образование. Проведем анализ показателей, дающих характеристику системы высшего образования в России (таблица 1).

Таблица 1 – Характеристика системы высшего образования [2]

 

Годы

Число образовательных учреждений

Численность студентов, всего, тыс. человек

в том числе по формам обучения

Студентов в расчете на 10000 человек населения

очная

очно-заочная

заочная

2000/01

965

4741,4

2625,2

302,2

1761,8

324

2005/06

1068

7064,6

3508,0

371,2

3032,0

493

2008/09

1134

7513,1

3457,2

343,7

3540,7

529

2009/10

1114

7419,0

3017,0

253,0

929,0

523

2010/11

1115

7050,0

2860,0

257,0

900,0

493

2011/12

1080

6490,0

2847,7

263,4

3289,7

454

2012/13

1046

6075,4

2724,3

229,7

3051,4

424

2013/14

969

5646,7

2618,8

189,2

2838,6

393

2014/15

950

5209,0

2575,0

158,5

2475,5

356

2015/16

896

4766,5

2379,6

149,1

2237,8

325

Таким образом, динамичный рост количества высших учебных заведений отмечается в период 2005-2009 г.г., с 2011 года выявлена тенденция снижения количества образовательных организаций. Наибольшее число вузов на территории Российской Федерации функционировало в 2008-2009 учебном году, их насчитывалось 1134, в этом же году зафиксировано максимальное количество студентов – 7513,1 тыс. человек, что на 6,3 % выше в сопоставлении с данными предыдущего года. С 2011 года наблюдается сокращение количества образовательных организации, также снижена численность студентов, минимальное количество студентов в расчете на 10000 человек населения в 2015-2016 учебном году – 325 человек.

В последние годы увеличилось количество негосударственных вузов, что, по нашему мнению, создает дополнительный риск профессиональной компетентности.

Проанализируем количество российских высших учебных заведений по форме собственности (рис. 1).

Рисунок 1 – Количество высших учебных заведений в России [2]

Анализируя данные, отраженные на рисунке 1, отметим, что, в период времени с 2005 по 2012 гг. значительно увеличилось количество негосударственных высших учебных заведений, по данным 2015-2016 учебного года их число составило 366 организаций или 40% в общем числе образовательных учреждений. Следует заметить также и рост негосударственных вузов, что также не обеспечивало адекватную степень качества высшего образования, потому что у частных учреждений основной целью было приобретение прибыли за счет роста числа студентов. Рассматривая структуру образовательных организаций, можно заключить, что преобладают государственные образовательные учреждения, на их долю ежегодно приходится более 57%. Наличие большого количества образовательных организаций многие исследователи рассматривают как один из факторов низкого качества подготовки выпускников ([4], [5]). В результате престиж высшего образования основательно пострадал, поэтому, для роста престижа высшего образования нужно сформировать подходящую конкурентную обстановку, с целью ликвидировать вероятность увеличения числа неквалифицированной рабочей массы с высшим образованием.

По мнению Кузнецовой М. Е., для России целесообразным является сокращение количества государственных высших учебных заведений до 200 (около 3 вузов в субъекте РФ), а также исследователем предлагается снижение числа негосударственных образовательных заведений до пяти, так как данное количество вузов обеспечит оптимальное соотношение для формирования конкурентной обстановки на рынке высшего образования при подготовке кадров.

Уменьшение числа высших учебных заведений естественно приведет к большому конкурсу на одно место среди поступающих, что позволит произвести набор наиболее талантливых абитуриентов, имеющих способности к обучению, саморазвитию, которые потом смогут адаптироваться к профессиональной деятельности в хозяйствующих субъектах различных отраслей народного хозяйства [3].

В то же время нужно активно формировать систему грантов для учащихся вузов, что также будет содействовать росту доступности высшего образования и стимулировать рост результативности деятельности высших учебных заведений.

Для минимизации риска профессиональной некомпетентности возможно формирование на базе Министерства образования и науки Российской Федерации структурного подразделения по мониторингу соответствия числа выпускников по тем или иным профессиям числу рабочих мест. Кроме того, можно передать ему функции по определению соответствия вузов грантовым требованиям в зависимости от его имиджа и репутации, а также перечня профессий в высших учебных учреждениях.

Помимо вышеизложенного, нужно создать условия для того, чтобы работодатель боролся за выпускника ВУЗа.

Немаловажным для повышения качества высшего образования и соответственно минимизации риска профессиональной некомпетентности является исключение непрофильных функций, реализуемых высшими учебными заведениями, так как это серьезно сказывается на реализации ключевой функции – оказание качественных образовательных услуг, отвечающих требованиям современности. Все функции, не связанные напрямую с образовательной деятельностью целесообразно перевести на аутсорсинг.

Важным аспектом является интеграция науки и образования, поскольку данный фактор будет оказывать значительное влияние на экономический рост и формирование инновационно-ориентированной экономической системы государства на основе восприятия и использования научно-технических достижений с учетом потребностей хозяйствующих субъектов экономики и достижений мирового сообщества.

Рассмотренные предложения позволят создать здоровую конкуренцию в образовательной сфере. В высшие учебные заведения будут поступать только самые достойные, а для работодателя будут сформированы условия получение высококвалифицированных специалистов на достойные и высокооплачиваемые должности в соответствии с их профилем.

Для осуществления данных мероприятий целесообразно проводить мониторинг качества высшего образования по следующим направлениям:

  • оценка результативности высших учебных заведений;

  • достижение баланса между количеством выпускников и вакансиями на рынке труда;

  • эффективное взаимодействие образовательных и научных организаций;

  • востребованность выпускников на рынке труда;

  • совершенствование критериев качества высшего образования и разработка новых с учетом факторов внешней среды и сложившихся условий;

  • совершенствование законодательной базы;

  • совершенствование системы рейтинговой оценки вузов.

Таким образом, качество высшего образования можно назвать объединяющим требованием, которое обеспечивает интеграцию и достаточную конкурентоспособность выпускников российских высших учебных заведений, а это, в конечном итоге, должно минимизировать риск профессиональной некомпетентности и тем самым обеспечить стабильность системы образования России. При этом в условиях динамично изменяющегося спроса на выпускников высших учреждений образования необходимо формировать стимулы для повышения качества, предоставляемых образовательных услуг совместно с задачей обеспечения экономики России высококвалифицированной рабочей силой.

Литература

  1. Волосникова Л. М., Ефимова Г. З., Огороднова О. В. Риски образовательной инклюзии: опыт регионального исследования Тюменского государственного университета // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22. № 1. - C. 98–105.

  2. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://goo.gl/wPpPCY (дата обращения 08.03.2018)

  3. Кузнецова М. Е. Анализ рисков в результате снижения качества повышения квалификации персонала предприятия газодобывающей отрасли // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 328-330.

  4. Никитенко Е.В. Тенденции развития высшего образования в России в условиях его модернизации // Высшее образование в России. - 2014. - №7. - С.44-49.

  5. Степанов В.И. Проблемы обеспечения качества высшего образования в рамках Болонского процесса // Вестник ТГПУ. - 2013. - №6 (134). - С.27-32.

Просмотров работы: 96