По нашему мнению, можно выделить следующие необходимые условия эффективного обучения на рабочем месте:
- создание системы мотивации обучения;
- создание психологического микроклимата, способствующего обучению с системой поддержки со стороны руководства;
- партнерство со специальными учебными центрами;
- процесс обучения следует разбивать на последовательные этапы с закреплением практических навыков, приобретенных на каждом этапе [1].
В.В. Музыченко выделяет следующие методы обучения сотрудников, которые, на наш взгляд, могут быть применены на предприятиях общественного питания:
1) Введение в должность. Происходит практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации;
2) Инструктаж - разъяснение приемов работы с их некоторой демонстрацией непосредственно на рабочем месте;
3) Советы и регулярные указания наставника и начальника;
4) Практика привлечения персонала на роль заместителя. Смысл этого метода заключается в приобщении сотрудника к принятию решений;
5) Поручение выполнения особых специальных задач. Этот метод направлен на совершенствование особых навыков сотрудников через поручение выполнять специальные одноразовые задания, которые необходимо тщательно отработать. Смысл метода заключается в подготовке к выполнению сотрудником более широких и сложных задач;
6) Наставничество. Суть метода можно охарактеризовать семью ступенями:
- введение в курс дела и ознакомление (рабочая обстановка, сотрудники);
- показ (подробности, связанные с рабочим местом);
- демонстрация (рабочий процесс с объяснениями);
- указание, подсказка;
- разъяснение;
- тренировка (предоставление возможности потренироваться со все уменьшающимся контролем);
- дополнительное обучение (расширение полученных знаний).
7) Коучинг - наставление, тренировка; занятия с репетитором, инструктором т.д. - служит для раскрытия потенциала личности в целях максимизации производительности и эффективности собственной деятельности.
8) Метод усложняющихся заданий. Суть заключается в предоставлении сотруднику возможности выполнения сначала достаточно легких, а затем все более и более сложных заданий и производственных операций (самостоятельно);
9) Ротация персонала. При процессе ротации характер работы может коренным образом изменяться и в таких случаях формируется работник с квалификацией широкого профиля. Обычно ротация производится на срок от нескольких дней до нескольких месяцев;
10) Копирование - прикрепление к умелому сотруднику молодого работника;
11) Делегирование. Использование практики передачи сотруднику четко очерченного круга задач, причем с соответствующими полномочиями для принятия решений (под контролем руководства);
12) Использование специальных инструкций. Сотруднику до начала работы предоставляется возможность изучить специальную методику, инструкцию, положение и т.п. [2].
Все методы обучения получили широкое применение на предприятиях общественного питания. Однако при их реализации возникают проблемы, которые могут быть преодолены через:
Совершенствование системы планирования и информационного обеспечения процесса обучения сотрудников предприятия общественного питания;
Применение средств и обучающих методов, способствующих снижению психологической нагрузки на сотрудников в процессе обучения;
Разработка методов повышения мотивации сотрудников к обучению.
Литература
Крылова А.А. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.А. Крылова, Ю.В. Прушинского. Москва: ЮНИТИ - ДАНА, 2010. - 495 с.
Музыченко В.В. Управление персоналом. Лекции: учебник для студентов высших учебных заведений. / В.В. Музыченко - Москва: Изд. Центр "Академия", 2007. - 528 с.