Сфера высшего образования, т. е. система подготовки специалистов, не является исключением из правил.
В соответствии с законом «Об образовании в РФ» под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения1, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства,а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Изучение рисков в образовании носит междисциплинарный характер. Это связано с тем, что научное понимание категории риска активно разрабатывается в экономической науке, где и сосредоточена большая часть исследований по управлению рисками.
Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями должно базироваться на следующих основных принципах:1) ориентация обучаемых на сферу трудовой деятельности, где возможна их профессиональная реализация с учетом психических и физических возможностей1;
2) обучение конкурентоспособным профессиям;
3) единство процесса профессионального образования, медико- психологической реабилитации, социализация личности, возможности ее интеграции и реинтеграции в общество2.
Таблица 1 - Сведения об инвалидах–студентах профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования (на начало учебного года, человек)
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена |
|||||||||
Принято студентов-инвалидов |
4524 |
6091 |
5447 |
4993 |
5185 |
4456 |
4308 |
5268 |
5882 |
Численность студентов |
14871 |
15910 |
14400 |
13548 |
14306 |
12359 |
12369 |
14788 |
16796 |
Выпуск специалистов |
2953 |
4008 |
3374 |
3265 |
3099 |
2533 |
2475 |
2895 |
3157 |
Образовательные организации высшего образования |
|||||||||
Принято студентов-инвалидов |
5770 |
7204 |
6670 |
5599 |
5530 |
5194 |
5179 |
5966 |
6087 |
Численность студентов |
24994 |
23248 |
22939 |
20080 |
18919 |
16779 |
16768 |
1804 |
19538 |
Выпуск специалистов |
2463 |
3040 |
3080 |
3783 |
2712 |
2500 |
2561 |
4120 |
3139 |
Таким образом, мы видим, что численность принятых студентов-инвалидов в профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена и образовательные организации высшего образования, практически не отличается, разница составляет всего 205 человек.
Материалом для анализа рисков послужили результаты интервью с экспертами в Орле и Курске, опроса преподавателей и студентов, а также данные о молодых инвалидах Орловской области, нуждающихся в профессиональном образовании разного уровня. Для выявления особенностей и проблем интеграции (с точки зрения студентов-инвалидов), а также мотивов и стратегий абитуриентов-инвалидов проведено 11 интервью со студентами, 21 интервью со старшеклассниками в Орле и Курске.
Таблица 2 - Признаки особого отношения к студентам-инвалидам, по мнению их однокурсников (в %, можно выбрать несколько вариантов ответа)
Орел |
Курск |
|
Стараются оказать моральную поддержку |
48 |
72,2 |
Сторонятся |
40,8 |
8,3 |
Помогают с учебой |
26,4 |
41,7 |
Подшучивают |
21,6 |
5,6 |
Помогают с передвижением |
21,6 |
16,7 |
Существует неприязнь |
17,6 |
8,3 |
По данным опроса преподавателей и студентов, отношение к инвалидам как к обычным студентам чаще проявляется в интегрированной среде Курского государственного университета; и учащиеся, и преподаватели этого вуза намного чаще оценивают такие отношения в студенческих группах как обычные.
Анализируя данные, можно сказать о том, что существует определенная зависимость между характером обучения инвалидов в средней школе, возможностью получения высшего образования и дальнейшей возможностью работать на должности, требующей высшего образования.
Было установлено, что диплом о высшем образовании имеет каждый третий инвалид, закончивший обычную среднюю школу (33%), в то время как среди тех, кто заканчивал специализированную школу-интернат, и тех, кто проходил обучение на дому, лишь каждый пятый имеет диплом о высшем образовании (23 и 21% соответственно).
Следует отметить, что получение высшего образования не гарантирует для инвалидов должности, соответствующей квалификации - лишь 16,4% обладателей дипломов вузов работают на должности, требующей высшего образования, более половины выпускников вузов являются безработными (54,1%).
Таблица 3 - Характер занятости инвалидов различных групп инвалидности
Группа инвалидности |
Род занятий (%) |
||||
Должность, требующая высшего образования |
Должность, не требующая высшего образования |
Учащийся |
Безработный |
Число ответивших |
|
I |
10,5 |
15,8 |
73,7 |
19 |
|
II |
0,9 |
7,5 |
17,3 |
74,3 |
214 |
III |
4,2 |
26 |
31,1 |
38,6 |
334 |
Таблица 4 - Занятость в соответствии с полученной квалификацией для лиц, обладающих дипломами о высшем и среднем образовании
Образование |
Должность, требующая высшего образования (%) |
Должность, не требующая высшего образования (%) |
Учащийся (%) |
Безработный (%) |
Число ответивших (%) |
Высшее |
16,4 |
23 |
6,6 |
54,1 |
61 |
Среднее специальное |
1 |
30,8 |
5,6 |
62,6 |
198 |
И все же можно предположить, что обладание вузовским дипломом предоставляет его обладателю некоторые преимущества на рынке труда по сравнению с дипломом о среднем специальном образовании - среди выпускников средних специальных учебных заведений незанятых лиц значимо больше (62,6%).
Высшее образование инвалидов развивается сегодня вопреки существующему негативному социальному отношению, которое выражается в бездействии, явном или неявном противодействии со стороны общества, и, в частности, скрытых дискриминирующих практиках, реализуемых приемными комиссиями. Централизованную помощь в процессе обучения инвалиды получают далеко не всегда, и создание адекватных образовательных условий в основном зависит от усилий семьи, иногда от частной инициативы однокурсников, профессорско-преподавательского состава, администрации вузов.
В настоящее время у абитуриентов с инвалидностью есть только две альтернативы. Первая - поступать в вуз по месту жительства, где вряд ли есть приспособленная безбарьерная среда, где преподаватели вряд ли подготовлены к работе с инвалидами. Еще одна альтернатива - отправляться в другой регион, где такая среда есть. Здесь же возникает еще один риск, связанный с тем, что студент, приехавший из другого региона, должен «привозить с собой» финансирование своей реабилитационной программы, что затруднено в силу рассогласованности ведомств, не отлаженности данной процедуры.
Список литературы
Федеральный закон N 273- ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. (ред. от 29 декабря 2017 г. N 473-ФЗ) // "Российская газета" N 303 от 31 декабря 2012 г.
Основы социальной работы: учебник / под ред. П. Д. Павленок. 4-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра-М, 2012. – 450 с.
Реабилитация инвалидов: учебное пособие для студентов вузов / под ред. В. И. Найдина. – М.: ЭКСМО, 2015. – 256 с.
1 Федеральный закон N 273- ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. (ред. от 29 декабря 2017 г. N 473-ФЗ) // "Российская газета" N 303 от 31 декабря 2012 г.
1 Основы социальной работы: учебник / под ред. П. Д. Павленок. 4-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра-М, 2012. – 450 с.
2 Реабилитация инвалидов: учебное пособие для студентов вузов / под ред. В. И. Найдина. – М.: ЭКСМО, 2015. – 256 с.