Преодоление недостаточности налоговых поступлений в бюджет, а также проведение эффективной денежно-кредитной политики осуществляется за счет внутренних займов. Соответственно, многие страны достаточно часто используют заимствования денежных ресурсов на внутреннем финансовом рынке. Государственный внутренний долг характеризуется совокупностью кредитно-финансовых отношений, которые возникают с перемещением капиталов в государственный бюджет на основе их заимствования, непосредственно, из национального частного сектора [1].
Государственный внутренний долг представляет собой долговые обязательства государства, которые возникают в связи с привлечением для осуществления государственных программ и заказов средств населения и коммерческих организаций. Соответственно, увеличение объема внутреннего долга является более безопасным для экономки государства по сравнению с ростом суммы внешних заимствований. Также, необходимо отметить, что при погашении внутреннего долга не наблюдается утечки товаров и услуг, что может рассматриваться как положительный фактор [1].
Для анализа проблем и оценки перспектив, которые связаны с заимствованием финансовых ресурсов, необходимо рассмотреть объем и структуру государственного внутреннего дола России [2].
Таблица 1 – Объем государственного внутреннего долга РФ, млрд. руб
Год |
Всего |
В том числе государственные гарантии РФ (в валюте РФ) |
2007 |
1064,88 |
31,23 |
2008 |
1301,15 |
46,68 |
2009 |
1499,82 |
72,49 |
2010 |
2094,73 |
251,36 |
2011 |
2940,39 |
472,25 |
2012 |
4190,55 |
637,33 |
2013 |
4977,90 |
906,6 |
2014 |
5722,24 |
1289,85 |
2015 |
7241,17 |
1765,46 |
2016 |
7307,61 |
1734,52 |
По данным таблицы 1 видно, что в 2016 году величина государственного внутреннего долга составила 7 307,61 млрд. руб., что в сравнении с 2015 годом больше на 9, 2%. В период с 2009 по 2014 г. объем задолженности вырос более чем в 3 раза.
На протяжении последних семи лет наблюдается устойчивый рост рынка государственных ценных бумаг, и доля облигаций федеральных займов с постоянным купонным доходом на начало 2014 г. составила порядка 60% от общего объема внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах.
Также стоит отметить 2011 г., когда объем заемных средств, привлеченных на рынке ценных бумаг, оказался почти равным совокупному объему привлечения за 2 последующих года, и в последующей среднесрочной перспективе данная тенденция продолжила свой рост [2]. Бурный скачок наблюдался еще в период с 2014 по 2015 г. (с 5722,24 до 7241,17 млрд. руб.). Данное явление можно объяснить санкциями, которые были поставлены нашей стране, и после них Россия была обязана заняться процессом импортозамещения. С 2015 по 2016 г. показатели сильно не изменились, ситуация начала стабилизироваться.
Нарастание внутреннего долга приводит к возникновению определенных изменений в экономической среде страны, последствия по которым могут быть достаточно значительны. Это связано с тем, что при погашении государственного внутреннего долга происходит перераспределение доходов внутри страны. Несмотря на это, увеличение государственного долга способствует возникновению негативных экономических последствий. Одним из таких последствий является изменение ставок налогов, которые можно рассматривать как средство погашения внутреннего долга государства. Соответственно, увеличение или уменьшение ставок по налогам может снизить интерес инвесторов к инвестированию в новые рискованные предприятия, подорвать действие экономических стимулов развития производства, а также способствовать усилению социальной напряженности в обществе и т.п.
Таким образом, по результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что величина внутреннего долга в течении длительного времени находилась на приемлемом уровне. Однако, на протяжении последних лет наблюдается увеличение объема внутренних заимствований, что негативно влияет на экономический рост страны.
Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы страны - одна из главных задач государства. Разработка и проведение эффективной долговой политики значительное влияние на развитие финансового рынка и углубление финансовой среды. Результатом проведения долговой политики должно стать уменьшение общей долговой нагрузки на экономику государства, а также снижение финансовых рисков и кризисных явлений.
Литература:
Давлетшин Д.Р. Анализ внутреннего государственного долга Российской Федерации // Молодой ученый. 2014. № 8. С. 449-453.
Минфин России [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/