Государственный долг представляет собой достаточно важную категорию, его назначение состоит не только в аккумуляции денежных средств, но и в регулировании денежного обращения, а также он воздействует на бюджетный процесс, и выступает в качестве одной из причин развития международных отношений.
Под понятием государственного долга понимается совокупность сумм непогашенных на определенный период времени долговых обязательств государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, организациями международного характера и иными представителями международного права, включая начисленные по ним проценты, штрафы и пени, а также обязательства по предоставленным государственным гарантиям [1]. В соответствии с валютным критерием, государственный долг подразделяют на внешний и внутренний. Соответственно, внутренний государственный долг представляет собой рублевые долги, а внешний государственный долг – валютные долги.
Необходимость внешних заимствований состоит в том, что у государства возникает возможность финансирования своих расходов при дефиците собственных источников покрытия, также, необходимо отметить, что внешний долг позволяет правительству стимулировать рост экономики [1].
Однако для погашения государственного долга необходимо тратить значительные средства из бюджета, что расценивается как существенная проблема для государства, это объясняется тем, что иногда собственных средств становится недостаточно, при этом возможность его рефинансирования может отсутствовать.
И так, основной целью внешнего долга является привлечение денежных средств в экономику страны в целях осуществления задач экономки.
После перестроения экономической системы страны с административно-командной на рыночную, в экономике нашей страны возникли серьезные кризисные явления. В результате данной сложившейся экономической ситуации в стране, внешний долг начал значительно расти.
В настоящее время, долговые проблемы в нашем государстве являются одной из уязвимых сфер развития экономки. Проблема формирования эффективной долговой политики Российской Федерации до сих пор актуальна. И так, рассмотрим динамику внешнего долга Российской Федерации (табл. 1).
Таблица 1 – Динамика внешнего долга России, млрд. руб.
Год |
Сумма, млрд. долл. |
Изменение |
|
млрд. руб. |
% |
||
2007 |
313,2 |
56,1 |
121,8 |
2008 |
471 |
157,8 |
150,4 |
2009 |
479,9 |
8,9 |
101,9 |
2010 |
466,3 |
-13,6 |
97,2 |
2011 |
488,5 |
22,2 |
104,8 |
2012 |
538,9 |
50,4 |
110,3 |
2013 |
636,4 |
97,5 |
118,1 |
2014 |
727,1 |
90,7 |
114,2 |
2015 |
599,5 |
-127,6 |
82,4 |
2016 |
518,5 |
-81,0 |
86,5 |
Из данных таблицы 1 видно [2], что внешний долг Российской Федерации в основном имел тенденцию к увеличению. Данная тенденция изменения внешнего долга продолжалась до 2014 года, который составлял 727,1 млрд. долл., но в течении последующих периодов долг постепенно сокращался и к 2016 году составил 518,5 млрд. дол., что на 208,6 млрд. долл. или на 28,7% меньше, чем на 2014 год.
Государственный внешний долг России — это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). Рассмотрим структуру внешнего долга более подробно (табл. 2).
Таблица 2 – Структура и динамика государственного внешнего долга, млрд. руб.
Показатель |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Всего |
35,83 |
50,77 |
54,9 |
54,36 |
50,1 |
Страны Парижского клуба |
0,5 |
0,33 |
0,11 |
0,046 |
0,021 |
Страны, не вошедшие в Парижский клуб |
1,48 |
1,096 |
1,026 |
0,887 |
0,840 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР |
0,05 |
0,02 |
0,02 |
- |
- |
Международные финансовые организации |
2,55 |
2,03 |
1,41 |
1,172 |
0,976 |
Еврооблигационные займы |
29,18 |
34,91 |
40,04 |
39,27 |
35,88 |
Облигации внутреннего государственного валютного займа |
0,02 |
0,01 |
0,05 |
0,006 |
0,005 |
Гарантии России в иностранной валюте |
0,96 |
11,39 |
11,32 |
12,08 |
11,97 |
Большие страны СЭВ |
1,01 |
1,01 |
0,95 |
0,86 |
0,42 |
Из данных таблицы 2 видно [3], что наибольший удельный вес в структуре государственного внешнего долга нашей страны занимают еврооблигационные займы, которые составляют около 72% от всей суммы государственного долга. Наименьшую долю занимает долг бывшим странам СЭВ — всего 0,8% от всей структуры долга. Россия полностью рассчиталась по долговым обязательствам со странами Парижского клуба кредиторов и по коммерческой задолженности бывшего СССР. Представленные данные позволяют сделать вывод о том, что объем задолженности по всем показателям уменьшился.
Таким образом, наличие государственного долга является вполне обычной ситуацией для активно развивающегося государства. Государственный долг сам по себе не является положительным или отрицательным фактором для экономики страны, если ее экономика стабильна, законодательная база четко регламентирует эту сферу отношений государства и не влияет отрицательно на международную репутацию страны.
Список литературы:
Брагинская Л.С. Государственный долг. Анализ системы управления и оценка ее эффективности. – М.: Логос, 2012. - 244 c.
Минфин России [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/
Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ach.gov.ru/bulletins