Несмотря на то, что статья Уголовного кодекса РСФСР «за мужеложство» была отменена еще в 1993 году, речи о признании однополых браков в России пока не идет. В последние годы государство держит политику консерватизма и политика направлена на укрепление традиционных семейных ценностей, в котором светская власть и церковь поддерживают друг друга. В частности, Владимир Путин высказывался против легализации однополых браков, противопоставив их традиционным гетеросексуальным, как «веру в Бога и в сатану».
История попыток легализации однополых браков России берет начало с 2003 года. В обществе развернулось активное обсуждение этого вопроса, которое усилилось благодаря попыткам однополых пар оформить свои отношения в России.
В 2004 году членом партии «Яблоко», депутатом Башкирии Эдвардом Мурзиным был разработан законопроект «О внесении изменений в Семейный кодекс Республики Башкортостан». Он предложил изменить контекст, в котором употребляется понятие брака с «добровольного согласия мужчины и женщины» на «добровольное согласие граждан». Данный проект был отклонен. В 2005 году в ЗАГС города Москвы было подано заявление на регистрацию брака этого депутата с главным редактором гей-журнала Эдуардом Мишиным. Мужчины открыто заявляли о своей ориентации и настойчиво пытались добиться официального признания их союза, но безуспешно.
В 2009 году попытки зарегистрировать брак были предприняты двумя гей-активистками Ириной Федотовой и Ириной Шипитько. Вместе со своим адвокатом они получили отказ в ЗАГСе, а также в вышестоящей инстанции со ссылкой на Семейный Кодекс РФ. Однако их жалоба была принята Европейским судом по правам человека, в котором было сказано, что Российское государство нарушило ст. 12 Европейской конвенции, гарантирующую право на брак, ст. 8 и 14 – право на уважение семейной жизни и право не подвергаться дискриминации. Эта история имела широкий общественный резонанс.
В 2013 году в Петербурге было предпринята попытка регистрации пяти однополых браков – трех пар юношей и двух пар девушек, в чем им было также отказано.
7 ноября 2014 года в Петербурге был официально зарегистрирован брак между женщиной и трансгендером, который по документом еще являлся мужчиной, но уже готовился к операции по смене пола [6]. СМИ назвали этот брак как первый однополый брак в России, однако формально этот брак был все же между мужчиной и женщиной. Оба партнера явились в свадебных платьях в знак протеста. Можно считать, что это намеренная попытка обхитрить закон и после смены пола «мужа» брак можно и нужно признать недействительным, несмотря на то, что брак – это добровольный союз лиц. Сохранения брака в случае смены пола одного из супругов потребует кардинального изменения семейного законодательства и появления нового для нашего права явления - союза между однополыми лицами, ведущими общее хозяйство, воспитывающими общих детей, но не выполняющими ролей мужа и жены по отношению друг к другу.
Нашумевшей историей является 26 января 2018 года в МФЦ был заключен брак между двумя гражданами России - Евгением Войцеховским и Павлом Стоцко [7]. По словам этих граждан брак их был заключен 4 января 2018 года в в коммуне Копенгагена (Дания) специально, чтобы потом узаконить его в России, что и было совершено. Расчет строился на соблюдение буквы российского Семейного кодекса. Там говорится, что браки между российскими гражданами, заключенные за границей, признаются действительными, то есть законодатель не упомянул о том, что брак должен быть заключен между мужчиной и женщиной.
Закончилось тем, что в управлении ЗАГС Москвы разъяснили, что СК РФ закреплено, что «для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак». То есть однополый брак в России не может быть зарегистрирован. Официальный представитель МВД Ирина Волк заявила, что полиция аннулировала паспорта указанных граждан, включив их в федеральную базу данных недействительных паспортов.
Таким образом, мы видим, что в последние годы отмечается тенденция либерализации подхода к понятиям брака и семьи: реализация интересов сексуальных меньшинств на совместное проживание в ряде стран (Швеция, Дания, Нидерланды, ФРГ, Франция, Италия, штаты США Калифорния и Орегон). В 2015 году однополые браки были узаконены в некоторых странах Британии (Англия, Ирландия и т.д.); в 2016 – в Колумбии, Гренландии; 2017 год - в Финляндии, Германии, Словении, Австралии.
На наш взгляд, официальное разрешение однополых браков в России приведет к ряду негативных последствий.
Во-первых, уравняются и права на усыновление детей и на использование суррогатного материнства. Научно доказано, что микросоциальная среда оказывает большое влияние на формирование ядра личности, ее установок и приоритетов [4, с. 134]. Таким образом, ребенку в семье с однополыми родителями будут прививаться ложные ценности. По сути, будет воспитываться будущий сторонник, а возможно и участник «однополой любви». Таким образом, с детства у ребенка будут формироваться ложные понятия о семейных ценностях и функциях семьи. Из этого вытекает проблема демографическая, потому как однополые семьи детей не рожают.
Во-вторых, легализация брака также означает унижение и дискриминацию нормальной, естественной семьи, так как государство обеспечит однополые браки особыми правами, поставит их под защиту.
В-третьих, ЛГБТ люди являются все таки меньшинством, следовательно, страны, легализирующие однополые браки удовлетворяют интересы меньшинства, а не большинства, что производит общественный резонанс. Фактически свобода слова несогласных с легализацией однополых браков граждан в ряде стран стала ограниченной.
Вполне ожидаемо, что предопределение понятия «брак» не остановится на гомосексуалистах. Опираясь на то, что все основано на индивидуально решении «любящих людей» решат узаконить, например, многоженство, многомужество.
Однополые браки ведут к смертельным болезням, в большинстве – к СПИДу. Данные статистики показали, что у гомосексуалистов на 44% больше шансов заразиться. Это связано с тем, что у однополых пар отсутствует понятие верности.
Таким образом, существует предостаточное количество причин, чтобы не допустить легализацию однополых браков.
В 2010 году в Москве была принята попытка «Движения за брачное равноправие», которую отклонил Минюст с поддержкой Гагаринского районного и Московского городского суда.
Очевидно, что отказы на многочисленные жалобы от недовольных гомосексуалистов не одобряются Европейской конвенцией, обвиняя Россию в дискриминации. Из этого видно, что западные страны со своей позицией в той или иной форме пытаются повлиять на Россию. Эксперты Левада-центра (исследовательской организации) высказались о гомофобии: «Гомофобия в России, пошедшая было на спад в 90-е годы, в путинскую эпоху нарастает. Это связано с общей деградацией общественного сознания, нарастающей социальной аномией, происходившей под воздействием активно реанимируемых «советских» и даже более архаичных моделей, усилившейся в последние два-три года, а особенно – с началом протестного движения горожан». Мы совершенно не согласны с данным мнением. Во-первых, согласно истории развития гомосексуализма, в «более архаичных моделях» оно приветствовалось обществом, поэтому отторжение его – результат скорей развития общества, чем его деградации. Во-вторых, тот факт, что гомофобия пошла на спад в 90-е годы, мы считаем больше негативным, чем позитивным. С распадом СССР рухнул общественный строй, который отличался строгостью и в чем-то жестокостью, но ведь вседозволенность всегда порождает человеческие пороки и нынешняя свобода слова и общественной мысли отнюдь не всегда является положительным фактом для общества, свобода собраний и косвенным путем может быть направлена на подмену ценностей, прежде всего, у молодежи, которая является потенциалом и будущим России.
Разрешить официально регистрировать однополые браки в России означает полностью разрушить понятие о семье, о ее ценностях. Институт семьи итак теряет свои прелести для молодежи. На это влияет целый ряд факторов, в котором мы хотели бы выделить легальность гомосексуальных контактов в России. Возможно, отмена уголовной ответственности за такие связи являлась ошибкой и привела к распространению конфликта сексуальных меньшинств [5, с. 1218]
К счастью, наша общественность не готова не только к узаконению подобного рода союзов, но даже к обсуждению такой возможности. Законодательные инициативы выраженные в форме статьи КоАП РФ 6.21. «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних» [1], ФЗ от «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [3] выражают настрой общества к данной проблеме, по данным соцопроса, проведенного «Левада-Центром», в России с 2003 по 2013 год резко настороженное отношение и страх по отношению к гомосексуалам выросли на 10 %. По данным этого же опроса, треть россиян считает гомосексуальность болезнью, которую надо лечить, 16 % населения считает, что их необходимо изолировать от общества, а еще 5 % категоричны в своих убеждениях и выступают за физическое уничтожение. Соответственно, и отношение к однополым бракам преимущественно негативное, а ЛГБТ-пары сталкиваются с повсеместными предубеждениями и дискриминацией.
Правосудие базируется, прежде всего, на нравственных началах. И гомосексуализм можно трактовать как посягательство на моральные устои, нравственность общества и законодательства. Постановление суда об отказе в регистрации «Движения за брачное равноправие» гласит: «Движения за брачное равноправие и преследуемые ими цели противоречит основам общественной нравственности, поскольку направлены на пропаганду поддержки и признания союзов лиц одного пола, увеличение количества граждан сексуальных меньшинств, что нарушает сложившиеся в обществе представления о добре и зле, хорошем и плохом, порядке и добродетели и т.д. Достижение указанных целей может создать общественный резонанс, привести к уменьшению числа рождаемости…». Мы бы сказали, что не только это движение могло бы привести к выше сказанным последствиям, но сам факт присутствия таких людей в нашем обществе уже в той или иной степени приводит к этим последствиям.
Библиографический список:
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (ч.1) . – Ст. 1.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // СЗ РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.
Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // СЗ РФ. – 2011. – № 1. Ст. 48.
Доманецкая Л.В. Психология семьи и семейного воспитания: учебное пособие / Л.В. Доманецкая. – М. : Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. – 212 с.
Дьяченко А.П. Социальная обусловленность запрета пропаганды гомосексуализма / А.П. Дьяченко, Е.И. Цымбал. М. : Lex russica. 2013. № 11. С. 1216 - 1223.
https://www.spb.kp.ru/daily/26305.5/3183239/
https://iz.ru/700766/2018-01-26/pasporta-obiavivshikh-o-priznanii-ikh-odnopologo-braka-rossiian-annulirovali