Вопросы, возникающие по поводу трансплантации органов и тканей человека, регулируются Законом РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека». Принятие данного закона стало значительным для трансплантологии России и в определении роли правовых механизмов в регламентации трансплантации органов и тканей.
В ст. 8 Закона о трансплантации закреплен принцип презумпции согласия на изъятие органов и (или) тканей у трупа. В данной статье сказано, что изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо, либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту.
Однако ст. 5 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» гласит: «волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти представляет собой пожелание, которое выражается в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме: о согласии или несогласии быть подвергнутым патологоанатомическому вскрытию; о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела; быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими; быть подвергнутым кремации; о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу».
Полагаем, что в данном случае существует правовая коллизия двух нормативно правовых актов, так как в Федеральном законе «О погребении и похоронном деле» просматривается презумпция несогласия. Данное расхождение способствует с одной стороны тому, что в учреждениях, которые занимаются забором трансплантатов в целях пересадки, не существует единого мнения в отношении правомерности изъятия органов и тканей, которые принадлежат умершим людям, презумпция согласия, закрепленная Законом о трансплантации, а с другой, презумпция несогласия, установленная Законом о погребении. Соответственно в связи с противоречиями данных нормативно правовых актов, единственным решением данной проблемы является мнение руководителя учреждения, в котором осуществляется забор органов и тканей.
Так же ведутся многочисленные дискуссии по поводу закрепления на законодательном уровне презумпции несогласия на изъятие органов после смерти человека, не оставившего завещания, так как сам человек имеет право распорядиться своим телом и органами, как при жизни, так и после смерти. В данном случае мы можем предположить, что они должны входить в наследственную массу умершего и переходить по наследству. Однако в законе следует отметить, что данные объекты обладают специальным статусом и не могут переходить по наследству, так как не относятся к нематериальным благам. Необходимо отметить, что закон о погребении наделяет родственников или иных лиц, взявших на себя погребение умершего определять правовой режим тела умершего. Вторжение в сферу нематериальных благ после смерти человека, не оставившего завещания, позволить нельзя. Однако если признать за родственниками право собственности на тело, то только в таком случае, возможно, спрашивать согласия родственников на трансплантацию и другие манипуляции с телом и органами умершего. Исключение будет составлять категория умерших лиц, чью личность так и не получилось установить. В данном случае согласия на трансплантацию органов или тканей трупа спрашивать будет не у кого. Поэтому если органы и ткани умершего лица будут в пригодном для трансплантации состоянии, то их можно изъять и без согласия гражданина. Стоит отметить отсутствие правового механизма реализации гражданами права отказаться от изъятия у них и (или) их родственников органов и (или) тканей. Фактически данное право в настоящее время не может быть реализовано.
Отметим, что в Российской Федерации все еще не определен порядок выражения и закрепления (фиксации) прижизненного волеизъявления гражданина, выражающего его несогласие на изъятие у него органов и (или) тканей после его смерти, а также на федеральном уровне отсутствует уполномоченный государственный орган, который смог бы осуществлять единый порядок учета мнений граждан России на изъятие у них или же их родственников органов и (или) тканей после их смерти.
Отметим, что одним из наиболее важных моментов является закон, который должен установить презумпцию права государственной собственности на тело и органы умершего человека, не оставившего завещания. Отметим, что единственным субъектом, определяющим оборотоспособность исследуемых объектов, является государство, и именно это должно быть закреплено в законе.