ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире перед человечеством встало как никогда огромное количество глобальных проблем, решить которые может только международное сообщество. Крайне сложным представляется вопрос предотвращения множества военных конфликтов и массового распространения оружия. Все большие опасения вызывает состояние окружающей среды. Все более грозную опасность представляет международный терроризм. И это далеко не все глобальные проблемы, угрожающие человеческой цивилизации.

Глобализация выражается в различных связях между странами, а значит и глобальные проблемы должны решаться совместными усилиями государств. Глобализация усиливает взаимозависимость стран в сферах политики, экологии, экономики, здравоохранения, образования и др.

Чтобы активно и плодотворно участвовать в решении конкретных международных проблем, государства должны вступать в многообразные политические и иные отношения с другими государствами, заключать международные договоры, исходя и из норм своего национального законодательства, и принципов международного права.

В настоящее время усиление взаимосвязи международного и национального права проявляется, прежде всего, в увеличении, как числа международных договоров, так и внутригосударственных правовых актов, посвященных аналогичным предметам регулирования, в возрастании значения унифицированного регулирования, осуществляемого с помощью международных договоров. Это наглядно было выражено в документах Международной конференции об охране окружающей природной среды в Рио-де-Жанейро (1992) и Конференции стран об устойчивом развитии в Йоханнесбурге (2002).

Международное право регулирует общую жизнь государств, но каждому из них принадлежит право самостоятельно определять внутренние средства осуществления международных обязательств.

Согласно широко распространенной точке зрения международное право имеет согласительный характер. Особым способом создания таких норм является соглашение государств, достижение которого нередко связано с компромиссом, соразмерными уступками государств по определенным вопросам, что позволяет заключить международный договор.

На данном историческом периоде законодательство государства является важным «проводником международно-правовых норм во внутригосударственные отношения».

Значительным фактором роста роли международного права в функционировании национальных правовых систем является то, что инкорпорированные нормы регулируют отношения, которые ранее были изолированы от международного права. Наиболее показательны в данном случае нормы о правах и интересах физических и юридических лиц. И чем более развито внутреннее право государства, тем более нуждается оно во взаимодействии с международным правом. Международно-правовые нормы, реализуемые через национальное законодательство, включаются в такие нормативные правовые акты как кодексы, законы, подзаконные нормативные правовые акты.

В тех случаях, когда внутригосударственное право допускает применение норм международных договоров для урегулирования общественных отношений, сторонами которых могут быть физические либо юридические лица, возникает проблема так называемых самоисполнимых и несамоисполнимых договоров.

Нормы самоисполнимого договора, в силу их конкретности и завершенности, могут применяться для координации соответствующих общественных отношений без каких-либо дополняющих их внутригосударственных актов.

Несамоисполнимый договор, даже если государство разрешает применение его правил внутри страны, требует для своего исполнения конкретизирующего внутригосударственного нормотворчества.

Необходимо дополнить, что упоминание самоисполнимых или несамоисполнимых договоров, возможно тогда, когда положения договора имеют целью достижение определенного урегулирования либо внутригосударственных отношений, либо международных отношений иного характера.

Проблема соотношения международного и внутригосударственного права является важнейшей в теории международного права. Были определенны два основных подхода к исследованию данной проблемы: дуалистический подход, основанный на разграничении международного и национального права, рассматривает их как два различных правопорядка, при этом международное право может выполнять свои задачи, только постоянно обращаясь к другому, и монистический подход, исходящий из объединения международного и внутригосударственного права в одну правовую систему [1].

В рамках последней теории существуют разногласия по вопросу о том, преобладает международное право над национальным или же наоборот.

Особенностью современного международного права является то, что его функции в полной мере могут осуществляться лишь при все более тесном взаимодействии с внутренним правом государств. Сам характер международного права заставляет его опираться на национальное право. Углубление взаимодействия международного и внутригосударственного права носит характер объективной закономерности, ведь неизбежно сопутствует процессам глобализации и углубление взаимодействия национального общества с мировым сообществом. Утверждают, что в условиях глобализации концепция объективных границ международного права должна отойти в прошлое. Сегодня оно создает права и обязательства не только для государств, но и непосредственно для физических и юридических лиц, имеет прямое действие во внутригосударственной сфере [2].

Фактическое взаимодействие систем международного и внутригосударственного права складывается из исторически объективного первичного влияния внутригосударственного права на международное в процессе формирования его норм и влияния уже существующих норм международного права на дальнейшее развитие национального законодательства. Такое взаимодействие происходит на уровне и в форме взаимного влияния друг на друга источников права каждой из систем.

Имплементация является одной из основных составляющих эффективности действия международного и внутригосударственного права. Достижение имплементации в национальном законодательстве приводит к: повышению уровня защиты прав и свобод человека в государстве; улучшению экономических, социальных и культурных условий жизни в нем; расширению сферы взаимовыгодного, всестороннего сотрудничества государств; укреплению международной безопасности, способствованию предотвращения региональных и местных конфликтов и войн [3].

Для наилучшего обеспечения международных норм по правам человека государству необходимо привести свое внутреннее право в полное соответствие с требованиями международных норм и объявить последние действующими на территории государства и обязательными для субъектов национального права. Ведь в большинстве случае внутренние суды, руководствуясь обычно нормами национального права, прибегают к международным договорам либо в случае неясности толкования и применения той или иной нормы национального права, либо если по каким-то причинам необходимая норма во внутреннем праве отсутствует или противоречит соответствующему международному стандарту [4].

Одной из существенных сфер прогрессивного влияния внутригосударственного права на развитие международного права закономерно считается устранение с помощью внутригосударственных политических и правовых средств отживших, не соответствующих современному назначению международного права институтов и норм. Внутригосударственное право никак не может противоречить международному праву, иначе будет нарушен принцип добросовестного соблюдения государствами своих обязательств по международному договору. В этом смысле существует примат международного права над внутригосударственным правом.

В заключение следует еще раз сказать о том, что взаимоотношения международного и внутригосударственного права характеризуются особым состоянием - постоянным и неразрывным взаимодействием. Глобализация, уже ставшая данностью в современном мире и обществе, призвана сохранять суверенитет государств, а не делать единственной доминантой капитализацию или ослаблять социальные аспекты развития. Глобализационные процессы помогают усилить взаимозависимость национального и международного права, но при этом они не должны полностью «стирать» национально-государственные различия.

Список литературы:

1. Абдулаев М. И. Согласование внутригосударственного права с международным (теоретические аспекты) // Правоведение. 1993. № 2;

2. Марочкин С.Ю. Соотношение юридической силы норм международного и внутригосударственного права в правовой системе Российской Федерации // Российский журнал международного права. 1997. N2;

3. Игнатенко Г.В. Международно признанные права и свободы как компоненты правового статуса личности // Правоведение. 2001. N 1. С. 100;

4. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. С. 131 - 132.

Просмотров работы: 224