Но все же в некоторых странах эвтаназия легализована, например: в Нидерландах, Люксембурге, Швейцарии, Швеции, Бельгии (в сентябре в этой европейской стране впервые эвтаназии подвергся неизлечимо больной ребенок) и нескольких североамериканских штатах. Так, стало известно и о первом зарегистрированном случае эвтаназии в Великобритании. Медики одной из больниц из сострадания отключили кардиостимулятор 71-летней тяжелобольной пациентки. Теперь им грозит тюремное заключение - «благая смерть» в Соединенном Королевстве не разрешена.
В России, как правило, эвтаназия считается умышленным преступлением [1].
Запрет эвтаназии можно рассматривать как противоречие нормам Конституции, а именно статье 20 КРФ, в которой указывается, что каждый человек имеет право на жизнь. Но почему же, если человек имеет право на жизнь, он не имеет право на смерть? Многие задаются этим вопросом.
Когда человек неизлечимо болен, и испытывает мучения и боль, когда его организм не справляется, то, что могут сделать врачи, чтобы уменьшить страдания пациента это создать для него наиболее лучших условий качества жизни.
Аппараты поддерживают жизнь до того момента пока человек не сделает свой последний вздох, или до того момента пока не отключат аппараты. Отключение от аппарата это тоже считается эвтаназией.
Но врачи должны до последнего бороться за жизнь больного. Но если это приносит ему боль и страдания, если человек сам принимает решение о смерти, то какой смысл бороться за жизнь? Но все это лишь общие рассуждения, которые не приведут ни к какому относительно правильному решению. Основной опорой для ответа на вопрос «Стоит ли ввести эвтаназию как гарант права на смерть?» является практика.
Итак, что можно или нудно изменить в законодательстве, чтобы эвтаназия была разрешена?
В статье 45 статьи Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» звучит следующим образом: «Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента» [2].
В статье 19 ч.5 Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» закрепляет за пациентом право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами. Важно понимать, что облегчение боли врачами может происходить не только во время медицинского вмешательства, но и во время смерти. Но на практики это не используют.
Итак, необходимо понимать, что определение смерти как прекращение жизнедеятельности человека, а эвтаназия – это не выбор между жизнью и смертью. Это выбор между мучительной смертью и смертью безболезненной.
Если легализируют «разрешат» возможность эвтаназии может перестать стимулировать медицинский персонал на надлежащий уход и лечение пациентов [3].
Основная причина, по которой эвтаназия не становится практикой во многих странах мира, - это боязнь того, что не удастся защитить от умерщвления людей, которые этого не хотят. Пока существует такая возможность, эвтаназия должна быть либо запрещена, либо ее процедура должна быть урегулирована максимально жестко.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации 12.12.1993 (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 09.01.1996 N 20, от 10.02.1996 N 173, от 09.06.2001 N 679, от 25.07.2003 N 841, Федеральным конституционным законом от 25.03.2004 N 1-ФКЗ).
2. Уголовный кодекс РФ. М.: Ось-89. 1994.
3. Лаврин А.П. Хроники Харона. Энциклопедия смерти. Новосибирск, 2012.