В связи с вышесказанным можно сделать вывод о том, что налицо существует внешняя угроза национальной безопасности России.
Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации является целенаправленной деятельностью государственных, негосударственных (общественных) институтов и граждан по выявлению и предупреждению угроз безопасности личности, общества и государства и защите национальных интересов Российской Федерации. Систему обеспечения национальной безопасности можно представить в виде механизма, позволяющего преобразовать принятую государством стратегию в области национальной безопасности в скоординированную деятельность государственных органов, общественных объединений и граждан на основе российского законодательства.
Значительные изменения, связанные с демократизацией российской жизни, влияют на возрастание роли ОСОНБ. Правовым фундаментом ОСОНБ России являются прежде всего конституционные положения, закрепившие принцип народовластия (ст. 3), основы местного самоуправления (глава 8), а также ряд федеральных законов. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации СОНБ представлена как «совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов», т.е. отмечается роль органов местного самоуправления. Далее в п. 30 Стратегии подчеркивается, что национальными интересами на долгосрочную перспективу являются в том числе «развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества»; в п. 44 – «главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности являются... развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом». Также в п. п. 53, 62, 75, 86 Стратегии закрепляется необходимость взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества в целях противодействия угрозам качеству жизни граждан, экономической безопасности, в сфере охраны здоровья граждан, в области экологической безопасности и рационального природопользования.
Наряду с органами местного самоуправления к негосударственным субъектам обеспечения национальной безопасности можно отнести общественные объединения, негосударственные (частные) нотариат и адвокатуру, обеспечивающие в пределах своей компетенции исполнение законодательства в области обеспечения безопасности. Нельзя не отметить роль отдельных граждан в обеспечении общественной безопасности. Это и понятно, поскольку успешное противодействие правонарушениям как угрозе национальной безопасности возможно усилиями не только государственных правоохранительных органов, но и негосударственных организаций в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 3, 29, 32, 33, 42, 45) и федеральными законами. Кроме того, граждане имеют право на самооборону, на самозащиту, на устранение опасности, непосредственно угрожающей личности и правам лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства.
Важна и понятна миссия защиты национальных интересов такими общественными организациями, как политические партии, профсоюзы и др. Несомненно, большое значение в обеспечении национальной безопасности имеет деятельность Общественной палаты Российской Федерации, призванная обеспечивать согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов обеспечения национальной безопасности.
Список литературы:
1. Алексеев С.С. Тайна и сила права. Наука права: новые подходы и идеи. Право в жизни и судьбе людей. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009.
2. Россинский Б.В. Размышления о государственном управлении и административной ответственности // Административное право и процесс. 2016. – № 5. – С. 6 - 24.