Ценность в исследовании данной темы заключается в потребности ликвидировать выявленное противоречие, что послужит предпосылкой для усиления влияния данного принципа на уголовное судопроизводство. Устранение указанного противоречия возможно путём основанного на анализе действующего уголовно-процессуального законодательства, научного обоснования справедливости действия публичности как принципа уголовного судопроизводства, выявления его сущности и направления реализации.
Считаем необходимым раскрыть понятие и сущность принципа публичности. Термин «публичный» употребляется и в значении «не частный, общественный». Исходя из этого существует несколько трактовок термина «публичность» как принципа уголовного судопроизводства.
Сущность публичности как принципа заключается в обязанности государственных органов и должностных лиц при осуществлении уголовно- процессуальной деятельности действовать независимо от желания или решения лиц, интересы которых затрагивает преступление в той или иной мере.
Как справедливо отмечает Т.Н. Добровольская, проведение уголовного процесса в интересах государства и общества означает не только полноту власти органов расследования, прокуратуры и суда в решении всех вопросов, которые перед ними возникли, но и обязанность этих органов объединять инициативу и активность при расследовании и решении уголовных дел, защищая права и законные интересы всех участников процесса.
Реализация данного принципа обусловлена направленностью на полную ликвидацию преступности в определённом государстве путём обеспечения неотвратимости наказания для каждого лица, виновного в совершении преступления. Это говорит о значимости рассматриваемого принципа для уголовного судопроизводства, а также для политики государства, нацеленной на предупреждение новых преступлений.
Необходимо отметить, что система принципов уголовного процесса является двухуровневой: на первом уровне находятся такие принципы, как состязательность и публичность, второй уровень составляют иные принципы, указанные в главе 2 УПК. Например, к перечню принципов второго уровня можно отнести следующие принципы: устность, непосредственность, независимость судей и подчинение их только закону. Данные требования представляют подсистему принципов уголовного процесса, в основе которой лежит принцип публичности. Поэтому, по мнению А.А. Соловьёва, лишь добросовестное соблюдение норм УПК РФ, которые вмещают в себя содержательное наполнение отдельных простых принципов, дает возможность реализовать принцип публичности, который отображает одно из направлений развития уголовного процесса РФ, в виде достижения одной из его задач – защиты интересов всего общества.
Существует несколько иная точка зрения по поводу системы принципов, но, несмотря на это, принцип публичности всё же остаётся основой для остальных принципов уголовного судопроизводства. Речь идёт о мнении П.М. Давыдова, который разделил принципы уголовного процесса на три группы:
1) общеправовые, составляющие некую основу (законности и публичности);
2) организации и структуры судебных органов (выборность судей и народных заседателей, коллегиальность в работе суда при рассмотрении уголовных дел;
3) уголовно-процессуальной деятельности (независимости судей, и подчинения их только закону, национального языка в уголовном судопроизводстве и т.д.).
Иными словами, принцип публичности, взаимодействуя с другими принципами уголовного судопроизводства, распространяет своё действие на всё производство по уголовному делу и задаёт ему направление на достижение истины, что, в свою очередь, является одной из задач уголовного процесса.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что объективность действия публичности как принципа уголовного судопроизводства обусловлена действенно-властным характером, а также значимостью для уголовного процесса. Резюмируя все положения, необходимо предложить следующее: выделить отдельные положения УПК, содержащие принцип публичности и объединить их в единую норму, закрепив её в главе 2 УПК «Принципы уголовного судопроизводства».