В числе таких явлений традиционно выделялись и исследовались алкоголизм, наркотизм, проституция, безработица, бродяжничество и ряд других, что позволило исследовать механизмы их связи с преступностью и выработать эффективные меры противодействия, в том числе через принятие специальных законов и целевых программ федерального и регионального уровня.
В то же время последние десятилетия показали наличие в обществе еще одного нового негативного явления, неразрывно связанного с преступностью, проявляющегося в массовом недовольстве действиями или бездействием властей и нередко заканчивающегося совершением многочисленных преступлений общеуголовного и политического характера, от грабежей и погромов до террористических актов и насильственного захвата власти.
В частности, на посвященной данному явлению международной научно-практической конференции «Проблема социальной напряженности» в ходе многочисленных выступлений были рассмотрены «основные направления осмысления проблемы социальной напряженности в общественных науках и философии, проблема социальной напряженности в контексте светского и религиозного подходов, этнокультурные и религиозно-конфессиональные факторы социальной напряженности, экономические аспекты социальной напряженности, политико-правовые аспекты предупреждения и ликвидации социальной напряженности, роль социальной работы в предупреждении и ликвидации социальной напряженности».
В то же время, чтобы не выходить за рамки своего предмета, данные исследователи не касались криминологических проблем места социальной напряженности в причинном комплексе общеуголовной и политической преступности, классификации и типологии личности преступника и места социальной напряженности в механизме индивидуального преступного поведения, прогнозирования криминогенных процессов и т.д., что давно сделано применительно к иным криминогенным фоновым явлениям, например алкоголизму.
Само по себе массовое недовольство граждан действиями властей и его причины, на наш взгляд, это не основной предмет для исследования криминологов. Люди, которые недовольны политикой чиновников и государственных служащих, дожидаются очередных выборов и законным, мирным способом меняют власть. Они звонят и пишут президенту во время «телевизионных мостов» и других массовых прямых выходов главы государства к народу, высказывают свои претензии и затем радуются последующему устранению недостатков. Это нормальный процесс демократического государства.
Для криминологов же, по нашему мнению, интерес представляет поиск ответа на вопросы о том, влияет ли социальная напряженность на формирование криминогенных качеств личности и имеется ли влияние данного явления на развитие механизма преступного поведения. В положительном случае возникает комплекс традиционных задач профилактического воздействия на очередное негативное криминогенное явление общества.
При этом следует отметить, что ведущие российские криминологи, рассматривая причинные комплексы современной преступности, отмечают негативное влияние социальной напряженности, таким образом, признают ее значимость и необходимость более глубокого исследования.
Анализируя криминогенную роль социальной напряженности, Третьяков В.И. указывает, что «...в нашем обществе в условиях острой социальной напряженности:
- возрастает уровень конфликтности в межличностных отношениях;
- разрываются устоявшиеся социальные связи;
- ослабляется сдерживающее воздействие общественного мнения;
- активизируется вынужденная миграция населения...
...Нередко социальная напряженность носит политический характер и является последствием политических агитаций, оппозиционных конфликтов и результатом преступных проявлений в форме заказных убийств, уничтожений имущества, клеветы и иных форм организованной преступности...».
Детально анализируя причинный комплекс преступности в современной России, В.Е. Эминов указывает, что «...на преступность влияет не только конкретное проявление социальных конфликтов и несправедливости, но и общая атмосфера в обществе, когда провозглашенные лозунги опровергаются реальными делами властей.... Падение уровня жизни одних... создает базу обогащения для других, а при определенных условиях влечет и более серьезные преступления, что, в свою очередь, порождает в обществе страх, злобу, всеобщее недоверие и чревато политическими конфликтами, бандитизмом, насилием в разных его видах».
Даже единичные факты политической коррупции, становясь достоянием гласности, ставят под сомнение доверие со стороны избирателей органам государственной власти и местного самоуправления, которые они выбирали. Недоверие органам государственной власти в некоторых случаях приводит к проведению массовых политических акций протеста (в виде забастовок, пикетов, блокады транспортных магистралей, железных дорог и т.п.), приносящих значительный экономический ущерб и прямые материальные потери. Оно подрывает веру населения государства или региона в социальную справедливость, создает политическую нестабильность в обществе, чреватую еще большими политическими конфликтами, а в совокупности с другими негативными факторами в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления может привести к еще большей политической напряженности. Такая напряженность в кратчайшие сроки может перерасти в стихийные вооруженные мятежи и организацию вооруженных попыток захватить власть в наиболее социально неблагополучных регионах...».
Разрешение указанных проблем, по нашему мнению, прямо вписывается и в поставленную президентом в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации задачу «оценки эффективности реализации настоящей Концепции на основе установленной системы целевых показателей и индикаторов комплексных целевых программ по обеспечению общественной безопасности.