Проблемой гендерных различий занимались уже давно психологи-педагоги Ш. Берн, И.С. Кон, А.А. Логинова, Д.В. Колесова. Тема актуальна и на сегодняшний день. Для определения особенностей, которые различают мальчиков от девочек, составляются различного рода тесты, анкеты, тренинги.
В самостоятельную дисциплину выделяется наука гендерология, которая, непосредственно, изучает гендерные различия. Данная наука дает нам определение: гендер – это социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии друг с другом [10, с. 12]. В психологической литературе дается более понятное для нас определение: что гендер – это социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».
Различия мальчиков и девочек можно рассматривать на пяти уровнях: генетическом, физическом, когнитивном, психологическом и на уровне коммуникации [7, с. 40].
Различия на генетическом уровне.
Практически все они прямо или косвенно обусловлены различиями мозга. Из зарубежных фундаментальных трудов, в которых доказываются половые различия, обусловленные разным строением мозга, следует отметить книгу Энн Мойр и Дэвида Джессела «Пол мозга» (1990), а также исследования таких авторов, как Камилла Бенбау, Лори Аллен, Рубен Гур, Майкл Гариен и др., обзор которых сделал М. Гариен [2, с. 57].
Среди отечественных разработок это, прежде всего, книга нейропсихологов В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман «Мальчики и девочки – два разных мира» [1], а также работы таких авторов, как Е.Б. Филиппова, В. Л. Бианки, Т.А. Эндека, В.П. Симонов, А.Л. Сиротюк и др. [3, с.90].
Особенности мозга – это, скорее, источник дополнительных данных о личности и формировании ее характера. На генетическом уровне имеются преобладающие навыки, уже «встроенные» в общее развитие мозга мальчика и девочки. Но это не означает, что есть врожденное мужское или женское превосходство с моральной или социальной точки зрения. Вместе с тем, признание различий в работе мозга теми, кто обучает детей, открывает новые возможности к повышению качества образования.
Исследования в области генетических различий показывают, что, во-первых, в целом, женский мозг развивается быстрее мужского. Развитие мозга у младенцев, в основном, ярче выражено в правом полушарии, а затем постепенно переходит в левое. У девочек этот переход происходит раньше. В подростковом возрасте у мальчиков доминирует правое полушарие, которое отвечает за пространственное восприятие, за распознавание визуальных и музыкальных образов, за сознательную ориентацию в пространстве, за более развитое абстрактное мышление. Согласно Д.В. Колесову, мальчики, начиная с подросткового возраста, превосходят девочек в решении пространственно-зрительных задач и в математических способностях [6, с.51]. У мальчиков преобладает также оперативная память и нестандартность мышления, фантазирование.
Анализ исследований зарубежных и отечественных авторов показывает, что выполнение интеллектуальных тестов, в значительной степени зависящих от пространственных, а не вербальных способностей, лучше осуществляют мальчики (мужчины). При решении задач на запоминание маршрута выяснилось, что мальчики быстрее выучивают маршрут, однако девочки запоминают больше путевых ориентиров [4, с.98].
По утверждению И.С. Кона, достоверно установлено, что девочки превосходят мальчиков в словесно-речевой деятельности. Согласно Д.В. Колесову, уже в младшем школьном возрасте девочки превосходят мальчиков в речевых и языковых заданиях, уступая им в двигательных навыках и пространственной памяти. Девочки лучше пишут сочинения и удерживают в памяти заученное.
У девочек более развито левое полушарие, которое отвечает за регуляцию речи, письма и счёта, за интуитивную ориентацию в пространстве, за более развитое конкретно-наглядное, образное мышление. Кроме того, у девочек доминирует долговременная память и консервативность мышления [9, с. 54].
В среднем, девочки произносят больше слов, чем мальчики. Во время обучения мы часто замечаем, что девочки учат вслух, а мальчики, по большей части, молча. Когда мы наблюдаем за группой учащихся, то видим, что девочки пользуются словами чаще мальчиков. Также очевидно, что число тех, кто пользуется словами, в группе мальчиков, обычно, меньше. Например, один или два лидера (или мальчики, желающие обратить на себя внимание) говорят много, а все остальные – значительно меньше. В группе девочек все они говорят примерно одинаково.
Важно отметить, что у девочек речевые центры локализованы в обоих полушариях, а у мальчиков такая специализированная область отсутствует, и в процессе разговора у них активизируется все левое полушарие [8, с. 167].
Поэтому мальчики могут либо говорить, либо слушать; особенности их мозга не позволяют им заниматься несколькими делами одновременно. Например, мальчику трудно одновременно слушать объяснение учителя и записывать что-либо в тетрадь. Если же нужно еще и начертить поля или отыскать что-то на карте, в словаре и т.п., то мальчикам это неимоверно трудно. Девочки же с легкостью могут одновременно говорить и слушать, плюс к этому выполнять еще несколько несвязанных друг с другом дел.
Различия на физическом уровне.
До 10 лет рост мальчика в среднем одинаков или больше, чем у девочки, а в возрасте от 10 до 13 лет – меньше, особенно в 12 лет. После 13 лет мальчики резко обгоняют девочек в росте, и к 17 годам различие достигает, в среднем, 14-15 см.
В массе тела мальчики начинают уступать девочкам раньше, чем в росте, – уже примерно с 8,5 лет, и это различие сохраняется дольше – до 14 лет. После 14 лет мальчики имеют большую массу тела, чем девочки, и к 17 годам различие в массе достигает примерно 10-12 кг.
Таким образом, в росте мальчики уступают девочкам, в среднем, в течение 3 лет, в массе тела – в течение 5,5 лет. В связи с этим, и девочки, и особенно мальчики, испытывают чувство неловкости, а мальчики даже чувство неполноценности.
После 13-14 лет мальчики гордятся тем, что у них высокий рост, большая масса тела и большая физическая сила, и все это у них неуклонно нарастает.
Мальчики быстрее развивают свою моторику в силе и соразмерности движений, но менее осторожны при работе с инструментами и чаще травмируются. У мальчиков доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали, что предопределяет необходимость размещать информацию на классной доске не длинными строками во всю ее ширину, а делить это пространство как бы на несколько столбцов [9, с. 6].
Если девочке в процессе обучения не требуется много двигаться, то мальчикам движение помогает не только стимулировать мозг; но и снижать импульсивность поведения. Для мальчика движение в замкнутом пространстве естественно из-за низкого содержания серотонина и повышенного обмена веществ, что обусловливает беспокойное поведение.
Многие учителя приспособились управлять поведением мальчиков в учебной деятельности, увлекая их работой, которая требует движения, а также поручают им, например, раздать карточки с заданиями или наглядные пособия, оборудование и пр. Для мальчиков очень полезны и любимы физкультминутки с потягиванием и физическими упражнениями. Иногда учителя разрешают мальчикам на уроке вертеть что-либо в руке, например, маленький мячик. Ребенок двигается, и его мозг стимулируется. Таким образом, школьник чувствует себя комфортно и не мешает никому.
Мальчикам чаще становится скучно, чем девочкам. Для удержания их внимания часто требуется большое число разнообразных стимулов. Девочки лучше справляются со скукой при обучении и во всех других аспектах образования, что оказывает огромное влияние на все его стороны.
Девочки, по сравнению с мальчиками, более усидчивы, дисциплинированы и трудовыми навыками овладевают прочнее. В целом, девочки учатся ровнее и прилежнее, чем мальчики.
Мальчики изучают, в первую очередь, окружающую среду и объекты, с которыми контактируют. Предпочтение мальчики отдают практическим действиям, а не вербальным. Девочки же изучают в первую очередь себя и свое окружение, у них наблюдается склонность к вербальной деятельности.
У девочек 13-14 лет и старше – меньшая масса тела, но лучшая грация, гибкость и подвижность. Девочки быстрее развивают точность и координацию движений. Они аккуратны и осторожны при работе с предметами. У них наблюдается большая точность и скоординированность в движениях. Визуальное восприятие информации у девочек происходит по горизонтали, что позволяет им легко воспринимать длинные строчки текста во всю ширину доски, в отличие от мальчиков, которые в этом случае испытывают затруднения.
Различия на когнитивном уровне.
У мальчиков доминирует качественный подход к изучению учебного материала, они склонны к абстрактному мышлению, к творчеству и самостоятельности. У них преобладает синтетический подход, умение обобщать на рациональной основе. Мальчики лучше девочек могут производить вычисления, не видя и не трогая предметов. Так, при обучении математике, мальчики часто осваивают материал лучше, если он изложен на доске. При использовании наглядных пособий, когда материал из абстрактного мира знаков и символов, записанных на доске, переносится в реальный мир, женский мозг, как правило, воспринимает его быстрее.
Мальчики любят абстрактные аргументы, философские загадки, построенные на игре слов, и нравственные споры об абстрактных принципах. Для них характерна склонность к диалогу, дискуссии и спорам, азартность.
При формировании понятий мальчики склонны к дедукции, процесс мышления у них обычно начинается с общего принципа, который непосредственно или с помощью вспомогательных понятий затем применяется к частным случаям. По сравнению с девочками, дедуктивный процесс у них идет намного быстрее. В этом кроется причина того, что мальчики, в среднем, показывают лучшие результаты в быстрых тестах с заданными вариантами ответов. Для мальчиков, в отличие от девочек, характерна высокая скорость концентрации внимания, особенно в критических ситуациях.
Девочкам, напротив, присуще индуктивное мышление, постепенное расширение своей базы формирования понятий. Они склонны отталкиваться от конкретных примеров. Их легко обучать практическим навыкам, например, устной и письменной речи. Девочки легче, чем мальчики приводят примеры, особенно на раннем этапе формирования понятий. Они обычно начинают с конкретных примеров, а затем строят общую теорию.
У мальчиков раньше развивается способность отделять существенное от второстепенного, у них лучше выражена способность к общему взгляду на предмет, более развиты математические способности, но в основном, они учатся неровно даже по математике [9, с. 8].
Согласно данным А.Г. Хрипковой и Д.В. Колесова [7, с. 98], круг интересов мальчиков шире, чем девочек. У мальчиков интересы направлены на отдаленные предметы и явления, в центре внимания девочек чаще находится человек и сфера его непосредственного бытия.
Заметны различия в учебных интересах. Обычно мальчики больше любят труд, физкультуру, из гуманитарных предметов – историю; наименее любимы у них русский и иностранный языки. Девочки предпочитают гуманитарные предметы – историю, литературу; среди нелюбимых предметов у них физика, биология, математика [5, с. 64].
В целом, девочки, по сравнению с мальчиками, лучше слушают, при этом они слышат большую часть сказанного и легче запоминают многочисленные детали из урока или из какого-либо разговора. Это обеспечивает им большую уверенность в сложном потоке разговора. Следовательно, у девочек возникает меньшая потребность в контроле за ним, с помощью доминирующего поведения или логических правил, как это бывает у мальчиков. Девочки чувствуют себя увереннее при менее логичной последовательности высказыванийи большей разрозненности учебного материала. Мальчики обычно слышат меньше, и чаще требуют четких доказательств.
Различия на психологическом уровне.
Для мальчиков характерна быстрая реакция на воздействие окружающей среды и сравнительно лёгкая адаптация к ней, но они с трудом переносят стресс. Эмоциональный срыв также гасится у них с трудом, а иногда и через резкое действие (они могут хлопнуть дверью, если их выгнали с урока, вырвать из тетради лист «с двойкой», и даже из дневника). Мальчики чаще девочек впадают в состояние аффекта, их чувства более драматичны. В то же время поступки мальчика более логичны. Мальчики более склонны и способны к обобщению. Они обладают творческим характером мышления, а примерно после 15 лет у них формируется лучшая наблюдательность и точность. Вместе с тем, у многих мальчиков небольшой словарный запас и объем кратковременной памяти.
В целом, по своей природе мальчик более индивидуален, чем девочка. Среди мальчиков есть и отличники, и двоечники; девочки же, как правило, более похожи друг на друга, среди них редко встречаются крайности.
У девочек адаптация к среде проходит через переживание, а иногда и через эмоциональный срыв (слезы). Вместе с тем, они легче переносят эмоциональный стресс через переключение на другие эмоции или слезы. Девочки больше полагаются на интуицию, склонны к анализу (а не синтезу, как мальчики), и чаще находятся во власти настроения. В целом, чувства у девочек более оптимистичны. Самооценка их более субъективна по сравнению с самооценкой мальчиков, т.к. у девочек она тесно связана с испытываемыми чувствами, переживаниями, мечтами и конфликтами.
Девочки обладают хорошим объемом кратковременной памяти и большим, чем у мальчиков, словарным запасом. У девочек более высокие показатели развития внимания: избирательность, объем, переключаемость.
У мальчиков более выражена склонность отвлекаться на посторонние дела. Мальчики, как правило, проявляют меньше интереса к домашним делам. У них отсутствуют и должные навыки труда, а также менее развиты черты характера, необходимые для успешного ее осуществления: усидчивость, настойчивость, терпение, старание, прилежание, аккуратность. Любой свой успех они больше, чем девочки склонны переоценивать. В этом проявляется их недостаточная критичность.
Различия на уровне общения (коммуникативный компонент)
Мальчики в общении воинственны и более агрессивны, чем девочки. Мальчики чаще проявляют твердость и суровость. Они более решительны в своих действиях, любят риск,как в коммуникации, так и в любых видах деятельности, в частности, в спорте, и способны к работе с элементами риска, особенно с нестрогой программой действий (например, ремонт аппаратуры) [9, с. 78].
Девочка, в отличие от мальчика, в коммуникации обычно более сострадательна и человеколюбива. Она чаще проявляет нежность и заботу.
Девочки больше склонны к переменам и разнообразию в общении. Вместе с тем, они более осторожны и осмотрительны в коммуникации. Девочки предпочитают спокойную, часто даже сентиментальную коммуникацию, могут разговаривать долго, также они обладают способностью к тонкой однообразной работе (например, вязанию, макраме). У девочек наблюдается способность тела к спокойным, равномерным движениям. Для них характерна большая старательность и послушание, и как следствие – готовность скорее подчиняться, чем руководить. Компьютер для девочки – средство реальности, способ получения и обработки информации. В то же время девочкам присущи соревновательность в овладении вниманием со стороны противоположного пола, а также культ красоты и женственности с детства. У девочек чаще наблюдается любовь к танцам, лёгкой атлетике. Художественная гимнастика – вообще вид спорта только для девочек, где и проявляется культ красоты и женственности [9, с.10].
Итак, обобщив рассмотренные гендерно-половые различия коммуникативной стороны, мы можем следующим образом охарактеризовать мальчиков: они предпочитают групповое общение со сверстниками своего пола, в общении они тверды, суровы, воинственны и решительны, друзей выбирают на основе интеллектуальной общности, интернальны, экстравертированы, стремятся руководить и могут выказывать неподчинение, в ситуации конфликта могут демонстрировать прямую и косвенную физическую агрессию. В свою очередь девочки предстают в следующем свете: они чувствительны к критике, в то время как сами склонны критиковать кого-либо или жаловаться; они раньше мальчиков осознают себя в качестве субъекта общения и раньше задумываются о групповом общении, вместе с тем предпочитая ему общение в диадах; они более сострадательны и человеколюбивы, интровертированы, непостоянны в общении; выбирая друзей, ориентируются на наличие эмоциональной связи.
Все вышеперечисленные половые различия являются следствием асимметрии человека как биологической системы вообще и асимметрии полов, в частности. Мы видим, что половые различия реально существуют, но они практически не учитываются в социальном сопровождении.
Список использованной литературы:
Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия общественного и семейного воспитания «педагог-семья» / Е.П. Арнаутова. – М.: НОРМА, 2009. – 220 с.
Гариен, М. Мальчики и девочки учатся по-разному: руководство для учителей и родителей / М. Гариен; Пер. с англ. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 301 с.
Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. - СПб.: Тускарора, 2003. - 184 с.
Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П.Ильин. - СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
Ильин, Е.П. Психология: учебник для средних учебных заведений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004. - 560 с.
Колесов, Д.В. Биология и психология пола / Д.В. Колесов. - М.: Флинта, 2000. – 176 с.
Крутецкий, В.А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1980. - 352 с.
Пиз, А. Язык взаимоотношений: мужчина и женщина [текст] / А. Пиз, Б. Пиз; Пер с англ. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 320 с.
Симонов, В.П. Учёт гендерных различий в образовательном процессе / В.П. Симонов // Педагогика. - 2005. - № 4. - С.40-44
Чекалина, А.А. Гендерная психология: учеб. пособие / А.А. Чекалина. - М.: «Ось-89», 2006. - 256 с.