АВТОМАТИЗАЦИЯ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АВТОМАТИЗАЦИЯ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ

Рабаданова Р.М. 1, Османов М.А. 1
1Дагестанский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Под автоматизацией библиотеки следует понимать все процессы, связанные с установкой компьютеров на рабочие столы сотрудников библиотеки и читательские места и позволяющие поэтапно освободить сотрудников библиотеки от рутинной работы, пишущих машинок, перфораторов, ручных картотек, счет и т.д., а читателям - создать эффективный и комфортный сервис в поиске и получении изданий из фондов библиотеки. Все эти изменения должны привнести компьютеры, локальные вычислительные сети компьютеров и программные системы, работающие на них. А появление других новых технологий, новых элементов, повышающих качество и эффективность работы библиотекарей и читателей, уже должно покрываться термином "информатизация", внутри которого "автоматизация" является одной из компонент. Другими компонентами информатизации являются телекоммуникационные технологии, онлайн и Интернет; штриховые коды и автоматическая идентификация изданий и читательских билетов; CD-ROM и системы "CD-ROM Networking"; издательские технологии; полнотекстовые базы, и наконец, сверхмодные электронные или цифровые библиотеки [3].

Какой бы подход к автоматизации не был бы выбран администрацией библиотеки: закупка чужой системы, адаптация переданной кем-то системы или разработка своей собственной - всегда есть приоритетность и очередность внедрения а также некий набор автоматизируемых функций, понимаемый, впрочем, многими по-разному. Существует очень распространенное мнение, упорно отстаиваемое абсолютным большинством специалистов, чьи имена на слуху у всех, что первым этапом автоматизации обязательно должен быть этап создания электронного каталога библиотеки. Зачастую в запальчивости эти два понятия даже смешивают, нивелируя автоматизацию до этапа создания и внедрения электронного каталога. Рискну категорически не согласиться с этими вышеприведенными позициями.

На мой взгляд, автоматизация библиотеки представляет собой определенную последовательность этапов, уточненных разработчиками (поставщиками) системы вместе с администрацией и специалистами данной библиотеки. Электронный каталог, безусловно, важнейший элемент автоматизированной библиотечной технологии, но может и не быть первым ее этапом. Библиотеке, получившей компьютеры и программы, может быть нужнее запустить компьютерный учет читателей на первом этапе, или компьютерную диспетчеризацию запросов по МБА если, например, библиотека функционально является важным звеном в одной из сетей МБА. Еще пример - ГПНТБ России, признанный лидер в области автоматизации в стране, в 1984-87 гг. запустила обе очереди автоматизированной системы Сводного Каталога научно-технической литературы, поступающей в фонды библиотек страны, а электронный каталог был открыт в конце 1992 г. Так было нужно для библиотеки, и такой путь автоматизации ГПНТБ России был выбран. Судя по сегодняшним успехам, ошибку библиотека не допустила. Наоборот, существенно упростилась схема ретроспективной конверсии библиотечных каталогов за счет заимствования записей Сводного Каталога.

Вечный вопрос: своя разработка или зарубежная?

В действительности, этот часто обсуждаемый вопрос имеет всего несколько вариантов ответа и они хорошо известны. Первое условие - деньги. Зарубежные системы намного дороже отечественных и требуют существенных средств не только при покупке, но и при последующей эксплуатации. Любая приличная зарубежная система ежегодно выпускает те или иные обновления к своим версиям и эти актуализированные версии в обязательном порядке приобретаются заказчиком. Таковы условия поставки любой зарубежной системы, так же, как и техническое обслуживание и поддержка системы в течение всего срока ее эксплуатации и естественно, внесение требуемых заказчику изменений.

Заказывая зарубежную систему, необходимо будет платить:

1) за базовую установку с учетом согласованных объемов поддерживаемых баз данных и числа рабочих станций. Как правило, цена прямо зависит от этих двух факторов и при их увеличении будет необходима существенная доплата к базовой цене;

2) ежегодно за обновляемые версии;

3) ежегодно за техническую поддержку, консультации;

4) за обучение;

5) за внесение изменений и проведение доработок в соответствии с требованием заказчика.

При этом следует учесть, что, как правило, зарубежные системы "не говорят" по-русски, а если и говорят, то "с другим акцентом", т. е. согласование схем кодировки кириллической информации и ее представление в системе может потребовать дополнительных расходов и дополнительных трудоресурсов, причем, достаточно квалифицированных. Итак, второе условие - это наличие квалифицированного персонала, лучше своего, а если нет, то наемного, но это уже опять деньги.

Конечно, многие западные системы являются отлично сделанным продуктом, не зря ведь индустрия производства средств библиотечной автоматизации на Западе развивается уже давно и опирается на развитую компьютерную базу и постоянно совершенствуемые информационные технологии приема, хранения, обработки и передачи информации. Поэтому, если есть деньги, и не только сегодня, но будут и завтра, можно думать о приобретении западного продукта. Но два вопроса надо всегда держать в голове:

1) деньги необходимо иметь не только сегодня, но и завтра,

2) четко осознавать, что стандарты, правила, кодировки и др. у них отличны от нас и нужно будет адаптировать западный продукт к нашим условиям. И эта адаптация должна включать не только конвертацию правил и кодировок, но и изменение выходных форм, отчетно-статистических и управленческих схем и т. д., образно говоря, система должна уметь работать в наших условиях, скажем, осуществлять подписку не тогда, когда это делается в соответствии с требованиями подписных агентств, а тогда, когда дали деньги.

При выборе отечественного продукта, если, конечно, производитель не вздул цену, а оставил ее на уровне 2-5 тыс. долларов, следует учесть следующие моменты, которые обязаны обеспечивать системы автоматизации:

1) поддержка баз данных с учетом развития и постоянного увеличения числа записей;

2) поддержка нескольких кодировок кириллицы и автоматической перекодировки;

3) обеспечение работы с полными текстами и графическими изображениями;

4) наличие средств разработки и поддержки собственного Web-сервера;

5) наличие средств создания и поддержки лингвистических и словарно-тезаурусных систем;

6) наличие комплекта документации и инструкций;

7) обеспечение обучения на регулярной основе;

8) регулярное обновление, поставка новых версий и техническое сопровождение на приемлемых условиях;

9) наличие “горячей линии” для консультаций и справок.

При удовлетворении всех или большей части этих пунктов и с учетом материального положения абсолютного большинства библиотек сегодня, чаша весов, конечно, склонится в сторону отечественных производителей (в подавляющем большинстве случаев). При выборе зарубежных средств на грантовые деньги (а это - практически единственная возможность для наших библиотек, желающих приобрести зарубежную систему) надо не забывать, что грант рано ли поздно кончается, а платить нужно будет и потом. Если будет чем - выбор за Вами.

Платформа для системы автоматизации представляет собой тот базовый набор программных средств, который был выбран разработчиком для построения своей системы. Как правило, существуют два вида платформ:

1) СУБД и приравненные к ним организованные программные средства хранения и переработки информации (DBASE, CLIPPER, CDS/ISIS, INFORMICS, ORACLE и др.) [1],

2) языковые средства, т. е. как правило, языки высокого уровня, на которых пишутся средства поддержки баз данных и комплекс приложений, поддерживающий необходимые функции системы автоматизации (КОБОЛ, ФОРТРАН, ПАСКАЛЬ, С, С++ и др.).

Сегодня практически вторая, языковая, платформа, как отдельный класс не используется и фирмы-производители заменили свои системы, ранее написанные на языковой платформе, на использование того или иного типа СУБД. Языки остались для написания и модернизации как самих СУБД-ных платформ, так и для расширения и развития их функций, которые сложно реализовать на внутренних языках СУБД [4].

Современные СУБД имеют трех явно выраженных лидеров мирового класса: ORACLE, INFORMIX и SYBASE, покрывающих собой - свыше 90% мирового рынка коммерческих платформ поддержки баз данных, и целое семейство других СУБД “второго эшелона”: ADABAS, DB2, INTERBASE и др., отвечающих современным требованиям организации и поддержки структурированных информационных массивов.

Про Интернет сказано многое, но упущено главное, то, во имя чего Интернет создавался.

Интернет предполагал дать возможность производителям показать себя и посмотреть других. Для библиотек это означает необходимость выставить свои каталоги в сеть и воспользоваться чужими каталогами для своих пользователей. Вся остальная текстовая информация, заполоняющая сервер, - вторична, первичны каталоги и базы данных.

Вначале многие библиотеки бросились открывать Интернет-классы и предоставлять своим пользователям доступы к другим библиотечно-информационным ресурсам. Это неплохо, своего показать нечего, пусть хоть посмотрят на других. Затем, стали создаваться собственные Web-сервера, как правило, содержащие информацию про библиотеку и разные смежные страницы. Непосредственно библиотечные Web-сервера, которые обеспечивают полноценный удаленный поиск и представляют возможность заказа литературы (а это была и есть главная цель информационного поиска в библиотеках!) можно пересчитать по пальцам. Но об этом все забывают, по крайней мере, в докладах и отчетах, предпочитается по вопросам Интернет в библиотеках отчитываться количеством мониторов и стульев в Интернет-классах.

Поэтому, и эффективность от непосредственного использования Интернет и Интернет-технологий в библиотеках столь мала и пока задача создания и развития библиотечных Web-серверов не встанет в центр всех Интернет-дискуссий (тусовок, семинаров и т.д.), не будет реальной пользы для библиотек от подключения к Интернет, и, главное, не будет требуемого движения в области совершенствования библиотечных технологий.

Сегодня в стране создано несколько типовых Web-серверов для автоматизированных библиотечных систем. Эту задачу надо ставить на одно из центральных мест в концепциях и планах автоматизации, причем ставить конкретно, с указанием вариантов операционной среды. Только так может решиться столь желанная задача открытия библиотечных каталогов для пользователей всех категорий и не только в одной, отдельно взятой стране.

Представляется целесообразным планирование и оценку результативности работы библиотеки в Интернет строить по следующей схеме:

- собственный каталог и другие ресурсы на собственном Web-сервере;

- использование Интернет-технологий для задач автоматизации;

- дополнительная сервисная информация и услуги для клиентов Web-сервера;

- классы доступа пользователей к другим ресурсам Интернет.

При таком подходе библиотека действительно сможет получить и оценить преимущества от Интернет для себя и своих читателей, а не только для отчетных справок и публикаций в прессе.

Выводы:

1. Необходимо пересмотреть разработанные программы автоматизации библиотек, увязать их с имеющимися федеральными программами, и подготовить новую редакцию единой федеральной программы автоматизации библиотек (возможно, создать новую, обновленную программу ЛИБНЕТ с учетом многих факторов, новых и старых, и других программ для библиотек, например, с учетом проектов федеральных программ Миннауки РФ).

2. Подходы к автоматизации и рекомендации должны основываться не на озвучивании их “должностями”, а на реалиях отечественных библиотек и знании реальных возможностей реальных систем и потребностей пользователей.

3. Любые, даже самые малые успехи, нововведения или внедряемые технологии и системы должны становиться немедленно предметом гласности, поощрения, обсуждения и применения в других библиотеках, дабы сэкономить средства, время и воздать всем по заслугам.

Список использованной литературы:

  1. Бекаревич Ю.Б., Пушкина Н.В. MS Access – Спб.: БХВ – Санкт-Петербург, 2011. – 496с.

  2. Кэмпбелл М. Access. Ответы: Пер. с англ. – М.: Восточная Книжная Компания, 2012. – 336 с

  3. Поршнева А.Г. Управление организацией. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 669с.

  4. Агальцов, В.П. Базы данных. В 2-х т. Т. 2. Распределенные и удаленные базы данных: Учебник / В.П. Агальцов. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 272 c.

Просмотров работы: 423