ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ

Магомедова М.А. 1, Османова Г.С. 1
1Дагестанский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день социально-культурная ситуация в нашей стране находится на переходном этапе. У нее есть свои минусы, к ним относятся: нестабильность, низкий уровень жизни значительной части населения, региональные конфликты, безработица, минимальное государственное финансирование сферы культуры и образования. Но в свою очередь есть и свои плюсы, это, например, расширение возможностей для частных инициатив, культурных и образовательных контактов, внедрения технических новшеств, многообразие мнений, свободное распространение информации [2].

В этих условиях в обществе существует потребность в осмыслении ситуации и определении стратегического курса развития российского социума [4], который находится под сильным влиянием на него компьютерных технологий. Информационные технологии проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Они получают все более широкое распространение в современном мире, потому, что общество нуждается в получении и осмыслении информации. Многие сферы жизни общества уже буквально не могут существовать без использования информационных технологий, например, сфера производства, обслуживания, коммуникаций и др. Важнейшей частью этого процесса является компьютеризация образования.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Процесс этот сопровождается существенными изменениями в педагогике, связанных с внесением корректив в содержание технологий обучения, последние должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению человека в информационное общество.

Компьютерные технологии призваны стать обязательной частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Как отмечает большинство исследователей, тенденции к компьютеризации образования будут ускоряться независимо от условий. Однако, как полагают многие исследователи, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами используют компьютерную технику для развлечений. При этом познавательные и образовательные мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется не в полной мере.

Одна из причин такого положения связана с тем, что компьютерные технологии в школе не нашли еще своего должного применения. В школах же, где уже ведется обучение детей на компьютере, реализуются не все его возможности. Многие учителя и преподаватели не знакомы с новыми компьютерными технологиями и не имеют представление о способах их использования в обучении, не осознавая, в полной мере, значимости использования информационных технологий. Уроки в школе с применением компьютера в большинстве случаев ведут учителя информатики, в силу специфики своей подготовки, слабо представляющие условия, которые необходимо соблюдать при использовании компьютерных технологий при обучении конкретным предметам. Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке.

Целью данной работы стало исследование значимости внедрения и использования информационных технологий в российском обществе и российском образовании.

Для осмысления этой проблемы необходимо ознакомление с основными понятиями, вопросами данной темы, а также с системами, работающими в сфере образования, и их компонентами.

Информационные технологии – это системы методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, анализа, выдачи данных, информации и знаний на основе применения аппаратных и программных средств в соответствии с требованиями, предъявляемыми пользователями. Выделяется три основных компонента информационных технологий:

- комплекс технических средств — вычислительной, телекоммуникационной и организационной техники;

- системы программных средств — общего (системного) и функционального (прикладного) программного обеспечения;

- системы организационно-методического обеспечения.

Информационные технологии посредством средств связи и носителей информации дают людям возможность быть информированными о событиях не только настоящего времени, но и прошлого. Областями применения информационных технологий являются практически все сферы жизни [1]. Информационные технологии делятся на два вида:

- аналоговые, они основаны на представлении информации в виде какой-либо непрерывной физической величины, например, напряжения или силы электрического тока;

- цифровые, они основаны на дискретном способе представления информации в виде чисел (обычно в двоичной системе счисления), значения которых отображают содержание информации.

По сравнению с аналоговой, цифровое представление информации обеспечивает значительно большую защищённость от помех, в том числе при передаче по каналам связи.

Потенциал информационных технологий в современной системе образования определяется широким спектром развития человеческой личности (эмоции, интеллект, мировоззрение, самостоятельное творческое и критическое мышление, эстетическое сознание и т.д.). Вопросы развивающего потенциала информационных технологий все больше привлекают внимание отечественных психологов и педагогов, работающих над концепцией «электронной педагогики», так как они считают, что информационные технологии предоставляют для развивающего обучения немало возможностей [4].

Медиаобразование тесно связано с художественным воспитанием и многими отраслями гуманитарного знания (искусствоведение, культурология, история, психология и др.), отвечает требованиям современной педагогики в развитии личности, расширяет спектр форм и методов проведения занятий с учащимися [3].

Система медиаобразования включает в себя:

1) целевые установки на развитие личности;

2) компонентность: составляющие системы – педагоги и воспитуемые; средства обучения и воспитания; педагогическая модель.

3) структурность (взаимосвязь компонентов системы, логическая обоснованность последовательности этапов модели);

4) функциональность;

5) коммуникативность (соотнесение модели, программы, методики с современной социокультурной ситуацией, с доминирующими психологическими аспектами медиавосприятия, с возможностями средств массовой информации и т.д.);

6) практическую реализацию и результативность [3].

Все перечисленное, как уже доказано, позволяют использовать более широкий спектр форм и методов обучения, обеспечивает более развернутый объем информации за счет использования наглядности.

Таким образом, руководствуясь большинством исследований, в нашем обществе все большее распространение получают информационные технологии в самых разнообразных формах и видах. Благодаря им, человек может реализовывать свои творческийпотенциал и идеи в виртуальном мире. Роль информационных технологий в современном обществе довольно высоки, потому что высока роль самой информации и эта значимость только растет.

Список использованной литературы:

1. Алешин, Л.И. Информационные технологии: Учебное пособие / Л.И. Алешин. - М.: Маркет ДС, 2014. - 384 c

2. Альтиментова Д.Ю., Гданский Н.И. Адаптивные модели компьютерного обучения. Научно- методический журнал «Педагогическая информатика». Москва. № 2. 2015 г., с.83-92.

3. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров.- М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО “МОДЕК”,2014.- 352с.

4. Грицай А. А. Роль информационных технологий в современном образовании / Материалы 5-й международной научной конференции «PROBLEMS OF MODERN EDUCATION», Прага, 2014. –С. 14– 16.

Просмотров работы: 421