Основная деятельность вузов — образование, поэтому важно, чтобы информатизация способствовала внедрению инновационных методов обучения. В этом плане наиболее очевидным примером является мультимедийное оборудование, которое стало активно применяться во многих вузах [4].
Преподаватели, активно использующие современные достижения техники в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), гораздо легче находят общий язык с обучающимися, их труд значительно упрощается за счёт многократного использования плодов собственного интеллектуального труда (от презентаций до собственных программных пакетов разработки и моделирования) [2].
Использование компьютерных технологий в учебном процессе может принимать самые разные формы и виды, в зависимости от задач, стоящих перед учебным заведением, технических возможностей и готовности преподавательского состава применять эти технологии на практике [3].
Одним из перспективных информационных продуктов, внедряемых в высшие учебные заведения, является электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК).
Под ЭУМК понимается совокупность структурированных учебно-методических материалов, объединенных посредством компьютерной среды обучения, обеспечивающих полный дидактический цикл обучения и предназначенных для оптимизации овладения студентом профессиональных компетенций в рамках учебной дисциплины.
Основной целью создания ЭУМК является достижение необходимого качества подготовки по всем направлениям обучения, включая обучение с элементами дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС); создание единой структуры и базы данных учебно-методических материалов университета [5].
В состав электронного учебно-методического комплекса должны входить:
учебное пособие по данному курсу с теоретическими и практическими сведениями (курс лекций, практические задания);
рабочая программа дисциплины.
самостоятельная работа;
темы рефератов;
тестирование;
перечень рекомендованной литературы;
Рассмотрим ЭУМК по дисциплине «Информатика и программирование», разработанный авторами данной статьи в рамках курсового проекта, создан при помощи языка программирования Borland Delphi.
Информационный продукт разработан в виде ПО. При запуске программы появляется главное окно (рис. 1), которое содержит следующие разделы:
• рабочая программа дисциплины;
• учебное пособие;
• самостоятельная работа;
• тестирование;
• рекомендованная литература;
• справка;
• выход.
Рис. 1. Главное меню Программы.
Раздел «Учебное пособие» содержит следующие обязательные пункты:
курс лекций предназначен для того чтобы обеспечить теоретическую основу обучения данной дисциплины;
сборник задач по курсу предназначен для рассмотрения типовых задач и выполнение студентами контрольных заданий по программированию;
презентации предназначены для того чтобы сформировать у студентов ориентиры для самостоятельной работы над данной дисциплиной. Раздел «Самостоятельная работа» рис. в свою очередь, содержит 2 подраздела:
Лабораторные задания. Для выполнения лабораторных заданий по данной дисциплине используется компьютерное оборудование с установленными программными продуктами MS Office, ABC Pascal, Borland Delphi, Microsoft Visual Studio, С++.
Темы рефератов. Реферат – важный вид учебно-экзаменационной работы. Он позволяет проверить, знают ли учащиеся специфику этого речевого жанра, особенности его содержания, построения, стилевого и языкового оформления.
Самостоятельная работа проводится с целью углубления знаний по дисциплине и предусматривает чтение студентами рекомендованной литературы и усвоение теоретического материала дисциплины. Поэтому в данном программном комплексе внедрен раздел «Рекомендованная литература» рис. 10. При нажатии на данный раздел появляются 2 пункта основная и дополнительная литература.
Раздел «Тестирование» предназначен для проверки у студентов, усвоенных ими знаний и для осмысления и закрепления пройденного материала по дисциплине «Информатика и программирование», а также для формирования знаний, умений и навыков в программировании.
Данное ПО пригодна для студентов 1 курса, которые обучаются по образовательной программе 09.03.03 «Прикладная информатика».
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что ИТ в УМК может оказать положительное влияние на познавательную активность и тем самым способствовать быстрому усвоению материала. Использование информационно-коммуникационной технологии позволяет оперативно и объективно выявлять уровень освоения материала, что весьма существенно в процессе обучения.
Благодаря организации процесса обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий можно сократить время, затрачиваемое преподавателями и обучающимися на поиск необходимой учебной и научной информации и доступ к ней; ускорить обновление содержания за счет сокращения времени преподавателей на разработку новой учебной и методической литературы; высвобождается дополнительное время у слушателей для индивидуальной самостоятельной работы, а у преподавателей и организаторов (при соответствующей организации их деятельности) на совершенствование и развитие образовательного процесса; уменьшается время, необходимое для достижения обучаемыми установленных требований (норм, стандартов) к качеству образования [2].
Список литературы:
Красильников И.В. Информационные аспекты разработки и применения в ВУЗе электронных учебных пособий. Монография. М.: «РХТУ», 2007.
Ефимова Д. В. «ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» // [Электронный ресурс] URL: http://sociosphera.com/files/conference/2010/Sociosphera_3-10/12_efimova_d_v_miheeva_e_a.pdf (Дата обращения: 8.02.2018).
Гореткина Е. «ИТ как движущая сила инноваций в высшем образовании». // [Электронный ресурс] URL: https://www.pcweek.ru/management/article/detail.php?ID=141193 (Дата обращения: 8.02.2018).
Острожная Е.Н. «Развитие медиакомпетентности преподавателя среднего профессионального образования» // [Электронный ресурс] URL: http://andante-music.narod.ru/na10/sbornik_konferencii_2014.pdf (Дата обращения: 8.02.2018).
Тарасов П.В. [Электронный ресурс] // «Основные направления применения информационных технологий в высшем образовании».- http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2783 (Дата обращения: 10.02.2018).