В современных условиях сельское хозяйство является одной из наиболее инвестиционно - привлекательных отраслей реального сектора экономики России. Несомненно, это стимулирует производителей уделять пристальное внимание разработке стратегии развития своего бизнеса, а также диверсифицировать его на инновационно - альтернативной основе. В связи с этим важная роль отводится грамотному бизнес - планированию, позволяющему предпринимателю поэтапно рассматривать производство своей продукции, оценивать перспективы ее прибыльной реализации и нивелировать возможные негативные последствия ведения бизнеса. Однако сельхозтоваропроизводителю, в частности, главе К(Ф)Х или ИП в сфере АПК зачастую трудно переломить устоявшиеся ментальные стереотипы и перейти на производство новой альтернативно значимой продукции. Именно поэтому актуальным остается вопрос стимулирования развития субъектов малого агробизнеса путем оказания государственной поддержки, в том числе на грантовой основе.1
За период реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012—2016 годы производство сельхозпродукции в хозяйствах всех категорий увеличилось по сравнению с 2013 г. на 49,4%. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК», Госпрограмма на 2012-2016 гг. создали финансово-экономическую основу для гармоничного развития всех секторов экономики. В 2016 г. Сельскохозяйственные организации Орловской области стали основными производителями сахарной свеклы (99,3%), семян подсолнечника (98,2), зерна (82,1), скота и птицы на убой (70), молока (61,1%). По данным Орелстата, в 2016 г. хозяйствами населения, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями было произведено 35,6% валовой продукции сельского хозяйства региона.2
Рост объемов производства сельскохозяйственной продукции и повышение ее конкурентоспособности неразрывно связаны с уровнем инвестиционной привлекательности АПК области. Активизация частного бизнеса в аграрном производстве позволила увеличить объем инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве в 2012 г. до 6,1 млрд руб., что составляло 33% общего объема инвестиций в экономику области. В рамках подпрограммы «Развитие инвестиционной деятельности в Орловской области на период до 2020 года» государственной программы «Развитие предпринимательства и деловой активности и Орловской области», утвержденной постановлением Правительства на Орловской области №353 от 08.10. 2016, предусматривается: создание положительного инвестиционного имиджа Орловской области; формирование специализированной структуры по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, включая Центр государственно-частного партнерства; организация индустриальных парков; содействие развитию приоритетных направлений инвестиционной деятельности .
В целях снижения рисков и повышения эффективности инвестиционных проектов реализуются мероприятия, направленные на создание индустриальных парков, в которых комплексно решаются вопросы, связанные с формированием земельных участков, постановкой их на кадастровый учет, а также созданием энергетической, инженерной, транспортной и инженерной инфраструктуры инвестиционных проектов.
Созданы индустриальные парки «Орел», на территории которого действует более 30 резидентов, и «Зелёная роща», расположенный в Мценском районе и имеющий более 140,5 га свободных земель для строительства новых производств. Концепцией индустриального парка предполагается размещение на его территории 15-20 крупных и средних высокотехнологичных компаний, интегрированных в производственные кластеры. Намечается также создание социальной инфраструктуры для комфорта инвесторов, строительство жилого блока, гостиницы, зоны отдыха. Значительную роль в формировании благоприятного инвестиционного климата играет налоговое стимулирование инвестиционных процессов. Законом Орловской области от 06.10.2009 №969 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Орловской области» с изменениями на 08.12.2014 г.3 В соответствии с действующим законодательством о налогах о налогах и сборах предусмотрено льготное налогообложение в отношении субъектов инвестиционной деятельности по налогам на имущество и прибыль организаций. Сложности с кредитованием капиталоёмких инвестиционных проектов обусловили необходимость повышения доступности кредитных ресурсов. Для этого заключены соглашения о сотрудничестве с ОАО «Внешэкономбанк», Министерством регионального развития Российской Федерации, Центром развития государственного-частного партнерства.
Для формирования позитивного имиджа региона региональные делегации участвуют в крупных выставочных и презентационных мероприятиях, в частности в ежегодной российской агропромышленной выставке «Золотая осень». Ежегодно проводится Орловский экономический форум, в котором принимают участие представители федеральных и региональных органов государственной власти, гости из стран ближнего и дальнего зарубежья, руководители и менеджеры инвестиционных компаний. 4
В рамках областных программ широко применяется финансовое стимулирование инвестиционной деятельности на региональном уровне разработан целый комплекс мер поддержки, как действующих предприятий, так и новых инвестиционных проектов в АПК.
На базе Орловского аграрного университета, входящего в четверку лучших аграрных вузов России из 56, в настоящее время совместно с Департаментом сельского хозяйства развивается современный лабораторный центр практического консультирования. Одновременно в регионе реализуются и будет продолжена работа по развитию знаковых проектов федерального уровня, в том числе крупнейший в России селекционно-гибридный центр ООО «Знаменский СГЦ», который обеспечивает поставку высококачественного племенного молодняка почти в 50 субъектов РФ. Интенсивное развитие свиноводства в рамках реализации инвестиционных проектов ООО «Знаменский СГЦ» и ЗАО «Орелсельпром» позволило с 2006 по 2012 г. увеличить численность свиней в области на 37,2% и довести ее на конец 2012 г. до 326,6 тыс. Вместе с тем, используемые механизмы государственной поддержки пока не оказывают существенного влияния на эффективность отрасли (см. таблицу).
Таблица 1 - влияние субсидий ни рентабельность реализации продукции в ссльхозорганизациях Орловской области, %
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Рентабельность продукции без субсидий |
- 4,1 |
8,7 |
10,2 |
12,4 |
14,7 |
Рентабельность продукции с субсидиями |
8,0 |
16,8 |
23,2 |
29,5 |
35,3 |
За период реализации Госпрограммы на 2012—2016 гг. объем государственной поддержки сельского хозяйства Орловской области за счет средств федерального бюджета составил 8805 млн руб., за счет средств областного бюджета — 1450,3 млн руб. Наибольшая доля в государственной поддержке сельского хозяйства приходилась на субсидии для возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам — 52%, по кредитам на срок до 1 года — 14,4, на компенсацию части затрат на приобретение средств химической защиты растений — 11,1%.
Подводя итоги можно выделить составляющие, анализ и улучшение которых позволит увеличить ВВП Орловской области. В первую очередь это поддержка частного агропромышленного бизнеса, который в свою очередь даст новые рабочие места и увеличит суммарную производительность региона. А так же поддержка государственного сектора, которая будет содержать грамотное налоговое регулирование отрасли в целом и самое главное – достаточное для эффективного производства финансирование со стороны государства Орловской области.
Использованные источники:
Суровцева Е.С., Сухочева Н.А. Бизнес-планирование развития К(Ф)Х на грантовой основе // Экономика сельского хозяйства России. – 2017. - № 7. – С. 12-19.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ 17 ноября 2008 года. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134
Закон Орловской области от 6 октября 2009 года N 969- О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Орловской области (с изменениямина: 08.12.2014) URL: http://docs.cntd.ru/document/895220236
Попова О.В., Долгова С.А. Тенденции развития агропромышленного комплекса России в контексте импортозамещения // Среднерусский вестник общественных наук том 11. №2. 2016. С. 136-145
1 Суровцева Е.С., Сухочева Н.А. Бизнес-планирование развития К(Ф)Х на грантовой основе // Экономика сельского хозяйства России. – 2017. - № 7. – С. 12-19.
2 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ 17 ноября 2008 года. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134
3 Закон Орловской области от 6 октября 2009 года N 969- О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Орловской области (с изменениямина: 08.12.2014) URL: http://docs.cntd.ru/document/895220236
4 Попова О.В., Долгова С.А. Тенденции развития агропромышленного комплекса России в контексте импортозамещения // Среднерусский вестник общественных наук том 11. №2. 2016. С. 136-145