К простейшим иррациональным уравнениям относят уравнения вида: , , где – выражения с переменной.
Основная идея решения иррационального уравнения состоит в сведении его к рациональному алгебраическому уравнению, которое либо равносильно исходному иррациональному уравнению, либо является его следствием.
Главный способ избавиться от корня и получить рациональное уравнение – возведение обеих частей уравнения в одну и ту же степень, которую имеет корень, содержащий неизвестное, и последующее «освобождение» от радикалов по формуле .Рассмотрим применение данного метода для решения иррациональных уравнений вида: .
Пример. Решим уравнение: .
Решение. Возведем обе части этого уравнения в квадрат: получим , откуда следует, что или .
Проверка. : . Это неверное числовое равенство, следовательно, число не является корнем данного уравнения.
: . Это верное числовое равенство, следовательно,, число является корнем данного уравнения.
Ответ. .
Пример. Решим уравнение: .
Решение. После возведения в квадрат получаем уравнение: , откуда следует, что или .
Проверка. : . Это верное числовое равенство, следовательно,, число является корнем данного уравнения.
: . Это неверное числовое равенство, следовательно,, число не является корнем данного уравнения.
Ответ. .
Пример. Решим уравнение:
Решение. Преобразуем уравнение к виду: Возведем обе части данного уравнения в квадрат, получим:
Еще раз возведем обе части уравнения в квадрат, имеем:
откуда х1=5; х2=197.
Проверка показывает, что х2=197 – посторонний корень, х=5 – корень уравнения.
Ответ.
Как и в случае уравнений, мы называем неравенство иррациональным, если оно содержит
переменную под знаком корня. Данная статья посвящена методам решения иррациональных
неравенств.
1 Учёт ОДЗ
Напомним, что область допустимых значений (ОДЗ) неравенства есть множество значений
переменной, при которых обе части данного неравенства имеют смысл.
Задача 1 Решить неравенство
√2− x− x2 > −1.
Решение. Квадратный корень может принимать только неотрицательные значения, поэтому
данное неравенство выполнено всегда, когда квадратный корень определён. Иными словами,
множеством решений данного неравенства служит его ОДЗ:
2− x− x2 > 0 ⇔ −2 6 x 6 1
Ответ: [−2; 1].
Поиск ОДЗ неравенства далеко не всегда является целесообразным занятием; однако в от-
дельных ситуациях предварительное нахождение ОДЗ даёт ключ к решению задачи.
Задача 2 Решить неравенство
√15− 2x− x2 + x− 3 > 2x− 7
Решение. По виду неравенства ясно, что никакие стандартные методы тут работать не будут.
Давайте найдём ОД{З:
{15− 2x− x2 > 0, ⇔ − 5 6 x 6 3,− >>
⇔ x = 3x 3 0x 3
Вот ситуация и прояснилась: ОДЗ состоит из одного-единственного числа. Поэтому достаточно
подставить x = 3 в неравенство и проверить, выполняется ли оно. Подставляем и убеждаемся,
что x = 3 — решение.
Ответ: 3
Переходим к неравенствам, для решения которых требуется возведение обеих частей в квадрат. Сделаем предварительно два замечания.
1 При возведении в квадрат иррациональных уравнений можно в принципе обойтись без
равносильных переходов, так как лишние корни можно отсеять непосредственной поочерёдной проверкой конечного набора корней уравнения-следствия (это бывает сложно технически, но теоретически всегда возможно). Однако в результате возведения в квадрат
неравенства может появиться бесконечное множество лишних решений, и все их проверить уже не представляется возможным. Поэтому использование равносильных переходов
при решении иррациональных неравенств становится жизненной необходимостью.
2 Неравенство можно возводить в квадрат лишь в том случае, когда обе его части неотри-
цательны:
a < b ⇔ a2 < b2 при a, b > 0
Решим пример системы иррациональных неравенств:
Решение: для решения данной системы определим сразу ОДЗ
ОДЗ:
ОДЗ: x [; 4] [5; + ].
Общим промежутком значений удовлетворяющих как первое, так и второе неравенство является [4;.
Если учесть значение ОДЗ, тогда решением системы неравенств будет находится на промежутке: [5;.
Ответ: [5; {4}.
Как видим, выделенные этапы совпадают с этапами решения рациональных неравенств с той лишь разницей, что здесь необходимо учитывать область определения неравенства.
В первой главе мы рассмотрели методы решения иррациональных уравнений, неравенств и их систем. Каждый метод проиллюстрирован примером. Рассмотрим далее более сложные примеры.
Практическая часть Примеры решения иррациональных уравнений, демонстрирующие методы их решений
Рассмотрим разные способы решения более сложных иррациональных уравнений [6].
Как нам известно, иррациональным называется уравнение, в котором неизвестное входит под знак радикала.
Обычно решение иррациональных уравнений начинают с нахождения области допустимых значений (кратко ОДЗ). Саму область определения, как множество, будем, как правило, обозначать D.
При этом следует помнить, что развитие содержательной линии уравнений и неравенств идет линейно-концентрически: методы и приемы решения уравнений и неравенств, рассмотренные в одной теме, используются и в последующих темах, появление новых типов уравнений и неравенств влечет лишь обогащение знаний школьников о специальных преобразованиях, а общие методы и приемы остаются те же. Поэтому стоит подчеркивать и выделять как общее в процессе решения алгебраических уравнений и неравенств в основной школе, так и новое, специальное, связанное с особенностями решения трансцендентных уравнений и неравенств в старшей школе.
Литература:
Мордкович, А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл. в двух частях. Ч.1 [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2014. – 315 с.
Алимов, Ш.А. Алгебра и начала анализа [Текст]: учеб. для 10-11 кл. сред. шк. / Ш.А. Алимов. – М.: Просвещение, 2013. – 254 с.
Гущин, Д.Д. Сборник заданий по алгебре для подготовки к ЕГЭ и к конкурсным экзаменам [Текст] / Д.Д. Гущин. – М.: Просвещение, 2016. – 356 с.
Моденов, В. П. Решение иррациональных уравнений [Текст] / В.П. Моденов // Математика в школе. – 2012. – №6. – С. 88-90.
Потапов, М.А. Как решать иррациональное неравенство [Текст] / М.А. Потапов // Математика. Первое сентября. – 2013. – № 12. – С. 42– 43.