ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СКОЛИОЗОМ I СТЕПЕНИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СКОЛИОЗОМ I СТЕПЕНИ

Антонова Ю.О. 1, Сунгурова А.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сколиоз (от гр. scolios — «изогнутый, кривой») - стойкое деформирование позвоночника, характеризующееся его боковым искривлением в левую, правую или обе стороны. Другой особенностью сколиоза является торсионное (скручивающееся) вращение позвоночника вокруг своей оси, из-за чего данное заболевание опорно-двигательного аппарата способствует серьезным нарушениям строения и функционирования многих внутренних органов [1].

I степень сколиоза характеризуется незначительными искривлениями позвоночника во фронтальной плоскости. Эти искривления наблюдаются как в положении больного стоя, так и лежа. Угол сколиотической дуги находится в пределах 1-10°.

Имеется легкая нестойкая асимметрия надплечий и лопаток при грудной локализации дуги искривления и асимметрия линии и треугольников талии при поясничном искривлении. На рентгенограмме, сделанной лежа, намечаются признаки торсии, совпадающие с направлением клинически определяемой дуги искривления [2].

Сколиоз является одним из самых распространенных заболеваний. Он опасен своими последствиями: снижение вентиляции лёгких, сбивание деятельности сердечно - сосудистой системы. Это ведёт к недостаточному снабжению растущего организма кислородом. Дети с искривлением позвоночника хуже учатся, быстрее устают, страдают от головных болей, раздражительны.

Такая проблема, как сколиоз детей младшего школьного возраста, приобретает все большую значимость не только в нашей стране, но и в мире. Возникает необходимость изучения, исследования новых методов, обобщение предыдущего опыта, сравнение их и выявление более эффективных методов коррекции сколиоза.

Цель работы: оценка физического развития детей младшего школьного возраста со сколиозом I степени.

Для определения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Определить физическое развитие детей младшего школьного возраста со сколиозом I степени;

  2. Выявить функциональное состояние мышц спины, живота и кистей у исследуемых детей.

В эксперименте приняли участие ученицы ГБОУ АО «Архангельская санаторная школа - интернат № 1» 2 «А» класса. Экспериментальную группу составили девочки в возрасте от 8 до 9 лет. Все дети в качестве основного диагноза имели сколиоз I степени, различные по направленности: левосторонние и правосторонние, также почти все дети имели сопутствующие заболевания.

Методы исследования:

  1. Оценка физического развития: измерение длины, массы тела, окружности грудной клетки (ОГК);

  2. Оценка функционального состояния мышц спины, живота и кистей у детей младшего школьного возраста: измерение силовой выносливости мышц спины (СВМС), живота (СВМЖ), кистевая динамометрия.

Анализ результатов исследования:

  1. Оценка физического развития:

Оценка физического развития выполнялось по следующим показателям: антропометрические данные (длина и масса тела); окружность грудной клетки. Все полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Оценка физического развития детей младшего школьного возраста со сколиозом I степени

Показатель

Результат ()

Длина тела, см

129,67±1,19

Масса тела, кг

28,26± 1,17

ОГК, см

60,90±1,18

Проведя антропометрические измерения и сравнив их с таблицей Центилей (для данного класса, среднее значение по центильному интервалу - соотношение длины тела к массе тела, следующее 133,4/28,1, все дети попали в данный интервал значения) мы можем предположить, что у учеников 2 «А» класса ГБОУ АО «Архангельская санаторная школа - интернат № 1» физическое развитие (ФР) следующее - 12 (80%) человек класса имеют - среднее гармоничное ФР, 1 (6,6%) человек - со средним ФР, так же еще 1 (6,6%) ученик - с высоким гармоничным ФР, и 1 (6,6%) человек - ФР выше среднего

  1. Функциональное состояние мышц спины, живота и кистей:

Функциональное состояние мышц спины, живота и кистей выполнялось по следующим тестам: силовая выносливость мышц спины (СВМС), живота (СВМЖ), кистевой динамометрии. Все полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Оценка функциональное состояние мышц спины, живота и кистей у детей младшего школьного возраста со сколиозом I степени

Показатель

Результат ()

СВМС, с

186,87±25,10

СВМЖ, с

119,80±14,21

Динамометрия (правая рука), кг

12,43±0,59

Динамометрия (левая рука), кг

11,63±0,45

Анализируя представленные данные исследования у детей СВМС и СВМЖ, можно сделать следующие выводы: у некоторых детей с I степенью сколиоза наблюдается снижение силовой выносливости мышц по сравнению с должными результатами для данного возраста, а именно функциональное состояние СВМЖ, должная норма для этой пробы и данного возраста детей (8 -9 лет) была (60 - 78 с), с этим тестом справились все дети, что составляет 100%. Мы можем предположить, что дети выполняют на занятиях ЛФК много подводящих упражнений для выполнения данной пробы и в период контрольного тестирования показывают наилучшие результаты.

Должный критерий для СВМС был (138 - 180 с). С этим тестом справились 11 (73,3%) детей из 15 исследуемых. 4 (26,6%) ребенка из 15 показали результат ниже должного (p>0,05). Мы можем предположить, что это связано с тем, что некоторые дети совсем недавно поступили в данную школу и они находятся на начальном этапе реабилитации, так же выявлена быстрая утомляемость мышц спины у некоторых детей в силу их основного диагноза.

Так же нами был проведен тест на измерение кистевой динамометрии правой и левой руки. Норма для девочек 8 - 9 лет: правая рука - 11,16 - 12,77 кг, левая рука - 10,48 - 11,97 кг. По результатам данного теста у исследуемых: правая рука - 3 (20%) ребенка имеют отклонения от должной нормы для данного возраста. Левая рука - 10 (66,6%) детей справились с данной пробой. 5 (33,4%) детей имеют отклонения от нормы для данного теста.

Снижение силовой выносливости определялось не по силе, развиваемой мышцей одномоментно, а по уменьшению длительности развиваемого усилия, что в большей степени проявляется на выпуклой стороне искривления позвоночника, являясь следствием растяжения этих мышц. Кроме того, наряду с дистрофическими изменениями в мышцах туловища, имеющими место при сколиозе, снижение силовой выносливости исследованных мышц обусловлено нарушением их иннервации, что ведет к более быстрому утомлению.

А.Д. Кашиным (1973) было отмечено, что по мере увеличения степени сколиоза выносливость мышечных групп спины, живота, правой и левой половин туловища имеет тенденцию к снижению. С возрастом выносливость указанных мышечных групп туловища у больных повышается. Но в связи с нарастанием степени деформации позвоночника развитие силовой выносливости отстает от здоровых сверстников [3].

На основании проведённых исследований можно сделать следующие выводы:

  1. Проведенный анализ результатов данных исследуемых ГБОУ АО «Архангельская санаторная школа-интернат № 1» показал, что физическое развитие (ФР) следующее: 12 (80%) человек класса имеют среднее гармоничное ФР, 1 (6,6%) человек со средним ФР, также еще 1 (6,6%) ученик с высоким гармоничным ФР, и 1 (6,6%) человек ФР выше среднего.

  2. Для значений силовой выносливости мышц спины, живота и кистей не наблюдаются отклонения от нормальных величин.

  3. По итогам проведенных контрольных проб и тестов, все дети наблюдаемой нами группой имеют должные значения для своего возраста и данного заболевания (сколиоз I степени). В ходе проведения исследования жалоб от детей на плохое самочувствие и быструю утомляемость не поступало, все дети справились с тестами.

Списоклитературы:

  1. Амосов, В.Н. Искривление позвоночника. Сколиоз у детей и взрослых / В.Н. Амосов. – СПб.: Вектор, 2010. – 128 с.

  2. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура: учеб. пособие для вузов / В.А.Епифанов. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 559 с.

  3. Физическая реабилитация детей с нарушениями осанки и сколиозом: учебно-методическое пособие / Л.А. Скиндер [и др. ]; – Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2012. – 210 с.

Просмотров работы: 155